Смекни!
smekni.com

Космология в иудаизме (стр. 2 из 4)

3.2. Практическая астрономия[;] гипотезы о природе небесных тел и небесных явлений

Главной задачей астрономии для Мудрецов Талмуда было установление лунно-солнечного календаря. С этой целью проводились наблюдения за движением Луны и небесными событиями. Так, Гамлиэль II утверждает, что еще его деду Гамлиэлю старшему было известно значение средней длины лунного месяца в 29 дней 12 часов и 793/1080 часа[41][K 7] [42]. В знании о таком значении нет ничего сверхъестественного, оно содержится со ссылкой на Гиппарха (II век до н. э.) в книге Птолемея «Альмагест» (II век н. э.)[43]. Кроме того, оно лежит в основе одной из двух вавилонских систем астрономических расчетов, известной как «Вавилонская система B», и было найдено на вавилонских глиняных табличках. Правда, данное значение выражено и у Птолемея, и в вавилонских текстах в иной форме, а именно в шестидесятеричной записи[44][K 8], что дало возможность некоторым исследователям построить гипотезу о независимой оценке длины лунного месяца у древних евреев[45][46]. Впрочем, Талмуд не скрывает, что раббан Гамлиэль «изучал греческую мудрость, так как был близок к дому императора»[47]. Древние вавилоняне пришли к довольно точному значению средней длины месяца уже в пятом веке до нового исчисления, примерно за двести лет до Гиппарха[48].

Больше всех Мудрецов Талмуда известен астрономическими познаниями Шмуэль из Нехардеи (Samuel of Nehardea), получивший даже прозвище «Ярхинай» («Лунник»). Он сумел вычислить еврейский календарь на 60 лет вперёд, будучи в Вавилоне, хотя обычно его определяли в Палестине[49]. Шмуэль обсуждал астрономические вопросы с вавилонскими мудрецами[50] и заявил даже, что небо известно ему как тропинки в родной Нехардее, одного лишь одного он не понимает: что такое падающие звёзды (ивр. «zikin», זיקין‎, вариант: кометы — ивр. «kochava deshavit», כוכבא דשביט‎)[51]? Другие Мудрецы Талмуда предлагают ответы на этот вопрос: например, что это — свет с той стороны неба. Из этого видно, что небо считалось твёрдым и непрозрачным. Учение Шмуэля дошло до нас в виде «Барайта деШмуэль»[52]. Точное время составления Барайты неизвестно. Скорее всего, она пополнялась на протяжении длительного времени, так как содержит пример расчёта для такой поздней даты как 766 год[53].

Фазы Луны Талмуд объясняет тем, что рядом с Луной находятся два облака и периодически закрывают её[54]. В Талмуде встречаются и другие астрономические гипотезы: что в Плеяд больше звёзд, чем видит глаз, а именно — сто[55][56] (сейчас Плеяды считаются скоплением многих сотен звёзд), что всего звёзд очень много[57], что бывают звёзды, которые не светят[58]. Рабби Йеошуа упоминает звезду, «появляющуюся раз в семьдесят лет и сбивающую кормчих с пути»[59]; возможно, он имел в виду комету с малым периодом обращения[K 9].

4. От Талмуда и до Коперника

4.1. Споры между сторонниками традиционных талмудических и научных представлений

В эпоху гаонов евреи испытали влияние расцвета мусульманской цивилизации. В частности, многие еврейские мудрецы этого периода, изучавшие науки и философию (включая Маймонида, Герсонида, Крескаса, Йосефа Альбо) были хорошо знакомы с системой Птолемея в арабском переводе — «Альмагестом»[24].

Так, Саадия Гаон описывает представления рабби Йеошуа и рабби Элиэзера, что они оба были согласны, что ночью Солнце над Землёй и скрыто непрозрачным небом, и разошлись только, как оно возвращается к вратам востока, чтобы появиться вновь.

— Но у нас сейчас принято считать — продолжает Саадия Гаон, — что и Земля и небо шарообразны, что Земля — как точка внутри неба, и что Солнце ночью не видно, так как оно находится с другой стороны Земли.[24][60].

Подобные вещи писали рав Шрира Гаон и рав Хай Гаон[24][61], а Рабейну Хананель в комментарии к уже несколько раз упомянутому месту из трактата Песахим всё ещё держится за талмудические представления: «хотя в наше время наблюдатели звёзд и отрицают, мы не слушаем их, а только Мудрецов Талмуда»[62].

Время деятельности гаонов в истории иудаизма

пары таннаи амораи савораи гаоны ришоним ахароним

Примерно те же тенденции продолжались в эпоху ришоним. Маймонид пишет:

Не требуй от меня согласиться со всем, что говорили о свойствах неба Мудрецы Талмуда. В то время науки не получили должного развития, и Мудрецы говорили это не по пророческой традиции, а то, что усвоили от мудрецов народов того времени[63].

Так, трение Солнца о небо, описанное в Талмуде, Маймонид приписывает влиянию школы Пифагора[64].

Опираясь на стих «из сынов Иссахаровых (пришли) люди разумные, которые знали, что когда надлежало делать Израилю, — их было двести главных» (1Пар.12-32), он полагает, что у древних евреев знания по астрономии были, но оказались утраченными. В целом Маймонид считает, что доказанная истина самодостаточна, поэтому неважно, от кого именно она получена — от еврейских ли пророков или от греческих учёных[65].

Схема геоцентрической системы мира (из книги Давида Ганса «Нехмад венаим», XVI век). Подписаны сферы: воздух, Луна, Меркурий, Венера, Солнце и выше. Про самую внешнюю автор сообщает, что есть сомнения, существует ли она. На ней не было ничего, но она отвечала за предварение равноденствий.

· Иллюстрации анонимного автора к «Законам о Новомесячьи» Маймонида · Объяснение лунных фаз. · Объяснение колебаний длины периода невидимости Луны с помощью эксцентров — кругов со сдвинутым центром. · Схема теории эпициклов.

Большой вклад в развитие европейской астрономии внесли еврейские астрономы Исаак Бен Сид и Иегуда бен Моисей Коэн, которые в 1252—1270 годах в христианском Толедо под патронажем короля Леона и Кастилии Альфонсо X Мудрого составили Альфонсинские таблицы[66].

Однако, несмотря на широкое распространение научных астрономических знаний, некоторые авторы продолжали придерживаться системы Талмуда, вплоть до вычисления толщины неба по длительности сумерек. В их числе, например, авторитетный раввин Рабейну Там из группы Тосафот. Те же взгляды повторяет со ссылкой на него крупнейший авторитет галахи (еврейского закона) рабби Шломо бен Адерет (РАШБА) (1235—1310).[67] Те же взгляды приписывают и учителю РАШБА — самому Нахманиду (рабби Моше бен Нахман, РАМБАН)[68].

Противоречия между более традиционной школой Нахманида и более научно-ориентированной школой Маймонида не были секретом. Так, комментатор Мишне Тора Р. Авраам бен Моше ди Ботон (1545—1588), автор «Лехем Мишне», комментария на «Мишне Тора», замечает, что непонятно, почему Рабейну Там и его последователи всё ещё пользуются теорией сумрачного тоннеля, когда сами Мудрецы Талмуда признали свою неправоту.

В средневековых памятниках мистической литературы иудаизма утверждается не только шарообразность Земли, но и то, что она одинакова в разных местах; с другой стороны, тоже живут люди, как и у Аристотеля.[69] В более позднее время была даже сделана попытка, не поддержанная академическими исследователями, истолковать данное место Книги «Зоар» как указание на вращение Земли вокруг своей оси[70]. О картине Мира в представлениях еврейских мистиков см. статью Каббала.

Время деятельности ришоним в истории иудаизма

пары таннаи амораи савораи гаоны ришоним ахароним

4.2. За и против Аристотеля

Особое место в иудейских представлениях об устройстве природы (как и в мусульманских и христианских) занимало учение Аристотеля. Наибольшая роль в его пропаганде среди иудеев принадлежит Маймониду, который в работе «Путеводитель растерянных» сделал попытку примирить Аристотеля с Торой. Так, Маймонид утверждает, в соответствии с книгами греческих мудрецов, что всего сфер девять, и даёт им имена из Библии: Шамаим (небо), Ракиа (небосвод), Звуль (жилище) и Аравот (смешения). Сферы прозрачны и плотно прилегают друг к другу, не оставляя пустоты[1]. Материал этих сфер отличается от материала всех земных тел[71]. Сам факт наблюдаемого движения сфер используется Маймонидом как доказательство существования Всевышнего.

Он управляет сферой мироздания при помощи беспредельной и беспрерывной силы. Ибо сфера эта постоянно вращается. И невозможно, чтобы она вращалась сама по себе. А Он, Благословенный, вращает её без руки и без тела[72].

Сам Всевышний, однако, совершенно свободен от всех материальных и позитивных атрибутов, про него нельзя сказать, что Он находится в пространстве или времени[72]. Сферы мироздания, вложенные друг в друга, ассоциируются с иерархией ангелов. Сферы являются одушевлёнными существами, находящимися в совершенном вращательном движении по собственной свободной воле с помощью соответствующего ангела[1][71][73].

Несколько отличную позицию занимал Леви Бен Гершом (РаЛБаГ, Герсонид). На словах во всём соглашаясь с Аристотелем, он глубоко переосмыслил его физическое учение. Это касается, например, теории Аристотеля о естественном месте тел, согласно которой для воздуха и огня естественно быть вверху, а для воды и земли — внизу. По Герсониду, все тела стремятся к центру Земли, просто одни стремятся сильнее, а другие — слабее[74]. Наконец, Хасдай Крескас вообще отвергал философию Аристотеля, считая, что она накладывает слишком большие ограничения на всемогущество Господнее[75]. Так, Крескас подверг сомнению постулат Аристотеля, что тела без постоянно действующей на них силы останавливаются; предположил существование пустоты, бесконечность пространства[76]. В вопросе о естественном месте тел он разделял взгляды Герсонида.