План
Введение
1 Общий обзор
2 Индоарии
3 Исход индоариев из Ирана и начало Ригведы
4 Доарийское население
5 Социальная структура, культура и обычаи индоариев
6 Религия и боги
7 Миграция и изменение характера культа
8 Варны в Яджурведе
9 Племена
10 Брахманы
Введение
Веди́ческая цивилиза́ция — индоарийская культура, ассоциируемая с Ведами, самыми ранними источниками об Истории Индии. Большинство учёных помещают ведическую цивилизацию в период от второго до первого тысячелетия до н. э., хотя некоторые индийские учёные отводят начало ведической цивилизации к VII тысячелетию до н. э. Ведический санскрит продолжал употребляться до V века до н. э., когда культура стала приобретать классические формы индуизма.
1. Общий обзор
Реконструкция истории Индии ведического периода основывается на сопоставлении текстовых и археологических свидетельств. Лингвистически ведийские тексты могут быть классифицированы по пяти хронологическим периодам:
1. Язык Ригведы. Ригведа, самый древний источник текстов, содержит больше всего совместных индо-иранских элементов, как в языке. так и в содержании, которые потом не присутствуют. Создание этих текстов могло занять несколько столетий, и за исключением более поздних книг (1 и 10), они могли быть созданы к 1500 до н. э.. Археологически этот период может быть соотнесён с пещерной культурой Гандхары, и последовавшей за ней цивилизацией реки Инда, кладбищенской культуры H , культуры Пенджаба и Культуры цветной керамики Очре (OCP) далее на восток.
2. Индоарии
Где бы ни находилась прародина индоевропейцев — в Азии (Пикте, Ген, И. Шмидт и др.), или в Восточной Европе (Бенфей, Шрадер, Сэйс Гирт и др.), скорее всего древние индоиранцы отделились от индоевропейской общности раньше всех других отдельных народов. Ушли ли индоиранцы с места общего жительства (в Европе), или, наоборот, остались в нём (в Азии) после ухода европейцев, вопрос ещё не вполне выясненный и второстепенный для собственно индийской истории, тем более, что выделение относится ещё к той эпохе, когда индоарии находились в неразрывной связи с древними иранцами, образуя с ними один цельный индоиранский, или «арийский», народ (Термин «арийский» употреблен здесь в его узком смысле — индоиранский. В прежней научной литературе он употреблялся ещё в значении «индоевропейский»).
Отделившись от индоевропейцев, индоиранцы, или «арии», несомненно, долго ещё жили вместе в Иране. Здесь ими была выработана общая индоиранская культура. Доказательством особо близкого родства индоариев с иранцами служит не только большее сходство санскрита с зендом и древнеперсидским, чем с другими отдельными индоевропейскими языками, но также и большое количество общих религиозных и вообще культурных представлений. Ригведа и Авеста представляют целый ряд подобных совпадений.
Высшему божеству Ригведы Варуне, богу света, неба и справедливости, окруженному шестью светлыми Адитьями, соответствует в Авесте Ахурамазда (Ормазд), также окруженный шестью светлыми Амшаспандами. Ведийскому богу Митре отвечает в Авесте Митра (Mithra). Ведийский первый человек Яма, сын Вивасвана, является в Авесте в виде Има, сына Виванхвао, и т. д. В Ригведе и в Авесте один и тот же культ священного напитка (сома, хаома), а также культ огня и почитание коров. Сходство между Ведами и Авестой простирается даже отчасти на метр, число слогов в отдельных стихах в ведийских гимнах и Гатах Авесты. Очевидно, что в эпоху индоиранского единства религиозный культ был настолько выработан, что существовала особая религиозная поэзия, некоторые формальные особенности которой были созданы уже тогда и удержались у индоариев и иранцев и после их разделения.
3. Исход индоариев из Ирана и начало Ригведы
Что заставило индоариев отделиться от своих родичей иранцев и уйти в Индию, где они являются уже несомненными пришельцами — сказать нельзя. Время этого ухода тоже не поддается точному определению. Во всяком случае индоарии ушли из Ирана раньше создания своего древнейшего литературного памятника — Ригведы, которую обыкновенно относят к 1500—2000 годам до н. э. В то время индоарии жили ещё в северо-западной Индии и именно в Пенджабе, как видно из того, что в Ригведе встречаются только названия рек Пенджаба, а Ганг упоминается в одном только гимне (в Х книге, самой поздней). Горы Виндхья и река Нармада совсем не упоминаются в Ригведе. Флора и фауна, климатические условия и т. п., упоминаемые в Ригведе, совпадают также с данными Пенджаба. В эту эпоху индоарии называли себя «ариями» (санскр. arya, зенд. airya «благородный») в противоположность анарья (неблагородные) или дасью (разбойник, враг, демон), туземным обитателям Индии, найденным ими в стране. Эти последние получают ещё эпитеты «чёрных», «чернокожих», «безносых» (намек на плоские носы аборигенов), «нечестивых», «неверных» и т. д. С ними индоарии ведут ожесточенную борьбу, побеждая их при помощи Индры. Борьба двух этнических групп продолжалась долго, и вся дальнейшая история Индии почти до эпохи буддизма есть история постепенного завоевания полуострова Индостан пришельцами-ариями и вытеснения неарийских туземцев.
4. Доарийское население
Потомки этих туземцев до сих пор населяют южную часть Индии и часть Цейлона. Это — дравиды, образующие совершенно самостоятельную семью, и племена мунда, живущие небольшими островками в Центральной Индии, на юг и юго-восток от гор Виндхья и, быть может, родственные австралийским негритосам, как предполагает на основании данных языка фон дер Габеленц.
Кроме того, на севере Индии, по склонам Гималаев, живут многочисленные гималайские племена, принадлежащие к третьему — тибето-бирманскому семейству. Предки этих племен, быть может, также входили в столкновение с ведийскими индоариями. Дравиды, однако, по-видимому, также не были исконными жителями Индии. Судя по разбросанному расселению мунда, а также ввиду существования на северо-западе, в пограничных с Индией областях Белуджистана, языка брахуи, если не вполне дравидского, то несомненно смешанного с дравидскими элементами, можно думать, что дравиды сами в пришли в Индию с запада (из Ирана), раздробили более древнее население мунда и оттеснили его на восток от хребта Виндхья, в нынешние провинции Бенгалия и Орисса.
Но и им в свою очередь пришлось отступить перед напором ариев-переселенцев. Некоторые из этих неарийских племен ассимилировались с окружающими их. Так, племена бхиль и бхар, в антропологическом отношении не арийцы, а скорее всего мунда, приняли уже сравнительно недавно новоиндийский язык хинди, племя куч в Тераи (тибето-бирманского происхождения) приняло бенгали и т. д. Процесс такой лингвистической ассимиляции, конечно, должен был происходить и раньше, стирая мало-помалу первичные особенности исконных обитателей полуострова. Степень их культуры, по-видимому, была различна. Следов письменности, хотя бы самой грубой, от них не осталось. Единственными памятниками их архитектуры служат круги из грубых камней и отвесные камни и плиты, под которыми они, подобно первым обитателям Европы, хоронили своих покойников. В могилах найдены круглые горшки изящной формы из тонкой и твердой глины, металлическое оружие, медные и золотые украшения.
Более древние археологические находки свидетельствуют о низшей степени культуры: незнакомство с металлами, полированные кремневые топоры и другие каменные орудия искусной работы. Наконец, в долине Нербудды найдены следы ещё более грубой культуры: ножи из агата и грубые кремневые орудия. В ведах «чёрные» туземцы представляются едва перешедшими ступень кочевого или пастушеского быта; у них богатые стада рогатого скота, есть и укрепленные места, в которых они защищаются от индусов. Современные неарийские племена Индии стоят на разных ступенях культуры — в общем примитивных: одни, вроде джуангов или патуа (из мунда) в Ориссе или марья (дравиды-гонды) в Центральных провинциях, на очень низкой ступени развития, другие, как санталы (мунда) в Нижней Бенгалии и конды (дравиды) в Ориссе — на более высокой.
5. Социальная структура, культура и обычаи индоариев
Индоарии ведийской эпохи стояли выше аборигенов в культурном отношении. Из металлов им были известны золото, бронза (серебро — сомнительно); свинец и цинк упоминаются только позже. Соль также не упоминается в Ригведе.
Индусы были уже тогда земледельческим народом, обрабатывали землю плугом, запряженным волами. Борозда (Сита) даже обоготворялась. Возделывался, вероятно, ячмень (йава). Рис был ещё неизвестен (его родина — юго-восток Индии).
Ещё большую роль играло скотоводство; корова является предметом культа; в гимнах постоянные молитвы о даровании коровьих стад. Боги и герои сравниваются с быками, заря и дождевые облака — с коровами. Из других домашних животных упоминаются овцы, козы, лошади, осел, собака.
Из ремесел известны были плотничное, тележное, кузнечное, гончарное, дубильное, ткацкое, швейное, вязальное. Жили в деревнях (грама), которые иногда укреплялись (пур); городов в настоящем смысле слова не было. Государственное устройство напоминало древнегерманское. Весь народ делился на отдельные народцы (санскр. jana, герм. thiuda), делившиеся на племена (виш, лат. tribus), а эти последние — на деревни или общины (grâma, герм. thorp = нем. Dorf, лат. vicus).
Во главе народца стоял царь или вождь (санскр. râjan, лат. rêx). Звание его часто было наследственным, а иногда и выборным. Власть царя ограничивалась народным собранием. Народ приносил ему добровольную дань; на войне царь являлся вождем. Его сопровождала дружина (ибха), состоявшая не только из подчиненных, но и его семейных. Во главе племени стоял старшина (вишпати), а во главе рода или общины — староста (грамани). Рядом с царской властью стоят уже верховные жрецы (пурохита), сан которых с течением времени также становится наследственным. Юридические понятия только ещё вырабатывались; встречаются понятия судьи, закона, преступления, выкупа.