Смекни!
smekni.com

Зайцев, Иван Матвеевич (стр. 1 из 2)



План
Введение
1 Биография
1.1 Участие в Первой мировой войне
1.2 Служба в Туркестане и участие в ТВО
1.3 Советский период жизни
1.4 Китайский период жизни

2 Семья
3 Награды
4 Произведения
Список литературы
Зайцев, Иван Матвеевич

Введение

Ива́н Матве́евич За́йцев (1 сентября 1879(18790901)—22 ноября 1934) — Командир 4-го Исетско-Ставропольского Оренбургского казачьего войска и Командующий русскими войсками в Хиве, комиссар Временного правительства в Хивинских владениях, исполняющий обязанности начальника штаба ТВО.

1. Биография

Иван Матвеевич Зайцев родился в сентябре 1879 года (по другим данным — 21 сентября 1877 года) в станице Карагайская, 2-го (Верхнеуральского) военного отдела, Оренбургского казачьего войска), в семье сельского учителя. В 1894 году окончил четырёхклассное городское училища в г. Верхнеуральске, после окончания которого стал станичным учителем Фоминской соединенной казачьей школы.

В 1895 году Зайцев сдал экзамен на вольноопределяющегося второго разряда, а ещё через год, 1 сентября 1896 года, был зачислен юнкером в Оренбургское казачье юнкерское училище. В училище заведовал Цейхгаузом. Окончил училище в 1898 году, первым в своём выпуске, за что был удостоен премии князя Е. М. Романовского герцога Лейхтенбергского, в размере 100 рублей. По окончании училища произведён в чин подхорунжего и получил назначение во 2-й Оренбургский казачий воеводы Нагого полк, расквартированный в г.Варшаве. В этом полку он прослужил более полутора лет, затем в чине хорунжего получил назначение в Гельсингфорс и проходил служу в Отдельном Оренбургском казачьем дивизионе.

В 1906 году в чине сотника Зайцев И. М., успешно сдал вступительные экзамены и поступил в Николаевскую Академию Генерального штаба. Одновременно с ним, но на курс старше, в Академии учились и его будущие сослуживцы: будущий Войсковой атаман Оренбургского казачьего войска А. И. Дутов, будущий начальник штаба Южной армии И. В. Тонких и будущий начальник снабжения Южной армии Щепихин С. А.. Зайцев И. М. окончил Академию только по второму разряду и не был причислен к Генеральному штабу. Сдал дополнительные экзамены при Академии на право преподавания военной администрации и геодезии в военных училищах и вернувшись летом 1909 года в родные края, поступил на службу офицером-воспитателем в Оренбургский Неплюевский кадетский корпус, к началу Первой мировой войны — в чине подполковника.

1.1. Участие в Первой мировой войне

В первой мировой войне (1914—1917) И. М. Зайцев участвовал в качестве командира 1-го Оренбургского казачьего им. Наследника Цесаревича полка. Был контужен. Награждён офицерским орденом Св. Георгия и Георгиевским оружием. Окончание Первой мировой войны встретил командиром полка в звании полковника.

1.2. Служба в Туркестане и участие в ТВО

В июле 1917 года И. М. Зайцев был назначен командиром 4-го Исетско-Ставропольского Оренбургского казачьего войска и Командующим русскими войсками в Хиве и комиссаром Временного правительства в Хивинских владениях.

Он принимал участие со своим полком в боевых действиях на территории Персии, в сентябре 1917 года усмирял отряды Джунаид-хана, а позже отряды приаральских туркмен.

В октябре 1917 года И. М. Зайцев выступил против захвата власти большевиками. В январе 1918 года во главе своего отряда, состоявшего из семи сотен казаков: шестисотенный 4-й Исетско-Ставропольский казачий полк и сотня уральцев) вышел из Хивы на город Чарджуй. Отряд Зайцева занял город, арестовал членов местного совета рабочих и солдатских депутатов и членов ревкома и передал управление городом органу Временного правительства. В Чарджуе полковник Зайцев встретился с министрами Временного правительства Кокандской автономии М. Чокаевым и У. Ходжаевым для заключения соглашения о совместной борьбе с красными отрядами. Соглашение предусматривало совместное выступление против большевиков. Тогда же в город по железной дороге прибыл ещё один казачий отряд (семь сотен оренбургских, семиреченских и сибирских казаков).

Из Чарджуя, оставив в городе гарнизон, Зайцев со своим отрядом выдвинулся на Самарканд, с тем, чтобы далее идти на Ташкент. Отдельно двигался второй казачий отряд. В Самарканде Зайцев надеялся использовать для борьбы с Советской властью казачьи части возвращавшиеся из Персии, где в период Первой мировой войны участвовали в военных действиях под командованием генерала Баратова Н. Н.. В Туркестане, под влиянием агитации офицеров, казаки отказались сдавать оружие.

После получения известие о наступлении отрядов Зайцева на Ташкент революционное правительство в Ташкенте и Совнарком Туркестанского края потребовали от верных красных частей остановить войска Зайцева, а демобилизованным казачьим частям было предложено разоружиться. Среднеазиатская железная дорога была объявлена на осадном положении. В общей сложности на борьбу с Зайцевым было брошено до 3000 штыков и сабель. Красногвардейский отряд вышедший из Ташкента, возглавил председатель правительства Туркреспублики Ф. И. Колесов.

Отряду Зайцева удалось занять город Самарканд. Гарнизон самаркандской крепости, в которой дислоцировался 7-й Сибирский запасной полк, объявил нейтралитет и на гарнизонном митинге постановил пропустить казаков по направлению к Ташкенту. 13 февраля эшелон Колесова прибыл из Ташкента к Самарканд, преградив тем самым путь казачьим частям. К этому на новом митинге в самаркандской крепости, гарнизон, под влиянием агитации большевиков (Степан Чечевичкин, Стефанюк, Галимханов) постановил выполнять все приказы Туркестанского правительства. В город были высланы патрули. Одновременная шла агитация среди рядовых казаков Зайцевского отряда. После этого известия Колесов решился на активные действия. С боем была занята станция Ростовцево под Самаркандом, находившиеся там эшелоны отрядов Зайцева отошли к Самарканду. После прихода подкрепления из Ташкента красногвардейцы заняли Самарканд. Боестолкновений между казаками отрядов Зайцева и красногвардейцами больше не было. Казаки под влиянием первых боестолкновений и агитации согласились разоружиться и выдать организаторов выступления, в том числе и Зайцева. Казакам были оставлены личные лошади и снаряжение. В качестве трофеев красногвардейцы захватили несколько пушек, десятки пулеметов, винтовки, боеприпасы, артиллерийских и офицерских лошадей, повозки. [1]

Значительную роль в этих событиях сыграл командир красногвардейских отрядов прапорщик К. П. Осипов, которой после этого стал военным министром Туркестанской республики.

Есть сведения, что большевики, не сумев справиться с Зайцевым в прямых боестолкновениях, решили использовать для этого иные средства. Они выделили 2 миллиона царских рублей сочувствовавшим им казакам 17-го Оренбургского казачьего полка, расквартированного в Ташкенте и там подвергшегося распропагандированию и полному разложению, которые предприняли попытку подкупить казачий комитет отряда Зайцева. Этот шаг увенчался успехом: отрядный комитет отказался воевать, принял решение разоружиться и выдать Зайцева красным в Ташкент.

Узнав о таком решении комитета, полковник Зайцев был вынужден бежать, однако уже через пять дней Зайцев был обнаружен в Асхабаде и арестован. 8 (21) февраля 1918 г. революционный суд приговорил его к расстрелу, но расстрел был заменён десятью годами одиночного заключения в Ташкентской крепости, куда его посадили 13 (26) февраля. Из крепости Зайцев бежал через четыре с половиной месяца — 1 июля 1918 г. Побег был организован при помощи Туркестанской военной организации (ТВО) , у которой, по словам самого Зайцева, «были везде связи и свои люди». Кстати, ТВО позаботилась и о супруге Зайцева, отправив её в день побега мужа в Чимкент с надежным проводником. Оказавшись на свободе, Зайцев сразу же вошёл в состав этой подпольной офицерской организации в качестве исполняющего обязанности начальника штаба. После рагрома органами ТуркЧК основных структур ТВО , при попытке пробраться к атаману Дутову был арестован, но не опознан и 24 декабря 1918 года освобожден под надзор милиции.

В апреле 1919 года он под видом простого рабочего, перешёл линию оренбургского фронта в районе Бохачево и вышел в район расположения Отдельной Оренбургской армии генерал-лейтенанта А. И. Дутова. Вскоре он был назначен начальником штаба Оренбургского военного округа, а затем и сначала исполняющим обязанности начальника штаба атамана Дутова, а затем в октябре 1919 года начальником штаба Оренбургской армии Дутова. Приказом Верховного Правителя и Верховного Главнокомандующего адмирала Колчака А. В. от 20 сентября 1919 года он был произведён в чин генерал-майора.

6 января 1920 года после поражения в боях с Красной Армией, Оренбургская армия Дутова была официально расформирована. В начале февраля 1920 года И. М. Зайцев был направлен в Китай в качестве полномочного представителя Дутова в Пекине и Шанхае.

1.3. Советский период жизни

В конце 1923 года И. М. Зайцев получил персональную амнистию от советского правительства и в начале 1924 года он вернулся в Россию, прибыл в Москву и был зачислен в резерв высшего командного состава Красной Армии. Через некоторое время стал начальником штаба стрелковой дивизии. В конце сентября 1924 года он был уволен «в бессрочный отпуск с должности начальника штаба» стрелковой дивизии.

28 октября 1924 И. М. Зайцев был арестован ГПУ и 7 месяцев провёл в Бутырской тюрьме. 2 января 1925 постановлением Особого Совещания при Коллегии ОГПУ он получил 3 года лагерей. В июне 1925 года он был отправлен этапом на Соловки и 16 июня 1925 года прибыл в Кемский пересыльный пункт, где некоторое время работал грузчиком, а затем 18 июня 1925 года с группой заключенных был отправлен на Большой Соловецкий остров. Здесь он начал работать лесокультурным надзирателем в лесничестве при проведении лесоочистительных работ, впоследствии работал на разгрузке ледоколов в Белом море, вахтенным на Соловецком Маяке, а также попал на «общие работы» за отказ от предложения руководства лагеря написать заметку о гражданской войне для журнала «Соловецкие острова». В сентябре 1926 года он сначала попал в карцер, а затем на три месяца в штрафной изолятор. Он один из немногих выживших очевидцев, кто побывал на «Секирке» — в штрафном изоляторе в храме на Секирной горе.