План
Введение
1 Крымскотатарские походы в первой половине XVI века
2 Падение Казанского ханства и начало Ливонской войны
3 Кампания 1571 года
4 Кампания 1572 года
4.1 Приготовления сторон
4.2 Вторжение
4.3 Битва при Молодях
5 Результаты
6 Источники
Введение
Политическая карта Причерноморья
Ру́сско-крым́ские во́йны (крымскотат. Qırım-Rus cenkleri) — серия войн Русского государства с Крымским ханством на протяжении XV—XVIII веков.
1. Крымскотатарские походы в первой половине XVI века
Вторжения крымских татар на земли Московского государства начались после смерти великого князя Ивана III. В 1507 году войска Крымского ханства взяли и разграбили города Белёв и Козельск.
В начале XVI века территория, не контролируемая Москвой (Дикое поле), начиналась за старой Рязанью на Оке и за Ельцом на Быстрой Сосне, притоке Дона.
Крымские татары владели в совершенстве тактикой походов, выбирая путь по водоразделам. Главным из их путей к Москве был Муравский шлях, шедший от Перекопа до Тулы между верховьями рек двух бассейнов, Днепра и Северского Донца. Углубившись в населённую область на 100—200 километров, крымцы поворачивали назад и, развернув от главного отряда широкие крылья, занимались грабежом и захватом людей. Пленники продавались в Турцию и даже в европейские страны. Крымский город Кефе (современная Феодосия) был главным невольничьим рынком.
Нередки были и вторжения отрядов Казанского ханства.
Ежегодно Москва собирала весной до 65 тысяч ратников, чтобы они несли пограничную службу на берегах Оки до глубокой осени. Для защиты страны применялись укреплённые оборонительные линии, состоящие из цепи острогов и городов, засек и завалов. На юго-востоке древнейшая из таких засечных линий шла по Оке от Нижнего Новгорода до Серпухова, отсюда поворачивала на юг до Тулы и продолжалась до Козельска. Вторая засечная линия, построенная при Иване Грозном, шла от города Алатыря через Шацк на Орёл, продолжалась до Новгорода-Северского и поворачивала к Путивлю. Первоначальное население городов и острогов состояло из казаков, стрельцов и других служилых людей. Большое количество казаков и служилых людей находилось в составе сторожевой и станичной служб, что наблюдали за движением крымцев и ногаев в степи.
В первое десятилетие XVI века произошло 3 крымскотатарских похода на русские земли, во второе десятилетие — 14 походов, в третье — 4 похода, в четвёртое — 8, в пятое — 10. В среднем на один мирный год приходилось два военных. Всего в разрядных книгах есть упоминания о 43 крымских походах на «украйны» Московского государства. Нередко одновременно с набегами крымских татар совершали походы и войска Казанского ханства, которых по разрядным книгам насчитано было за первую половину века около сорока. В периоды русско-литовских войн одновременно с крымскими войсками совершали свои походы и отряды Великого Княжества Литовского.
Наиболее разорительные нападения Крымского ханства произошли в 1517 (совместные действия с литовцами), 1521 (вместе с крымским ханом Мехмедом I Гиреем действовал и казанский хан Сахиб Гирей), 1536, 1537 (совместные действия с Казанью, литовцами и турецкой пехотой), 1552 (отмечено участие турок), 1555 годах.
Полная мобилизация давала Крымскому ханству до 150 тысяч воинов, в походах под предводительством хана участвовало практически всё взрослое мужское население.
Защита пограничных территорий была тяжёлым бременем для Москвы. Существование Дикого Поля сдерживало экономическое и социальное развитие Московского государства, препятствовало колонизации русскими плодородных чернозёмных территорий, мешало торговле с восточными странами.
Молодой царь Иван IV, поддержанный правительством «Избранной рады», поставил своей целью военный разгром враждебных ханств.
2. Падение Казанского ханства и начало Ливонской войны
В июне 1552 года 7-тысячное татарско-турецкое войско было отбито от Тулы. В том же году в результате войны Московского государства с Казанским ханством русские войска взяли Казань, само ханство было уничтожено, а его земли включены в состав Московии. Формальным ханом в Казани тогда был двухлетний Утямыш-Гирей, внучатый племянник вступившего в 1551 году на крымский престол Девлета I Гирея. Сам Утямыш был насильно крещён, но другие члены ханской фамилии нашли приют у родственников в Крыму. Тогда Девлет I Гирей дал клятву восстановить независимость Казани. Поначалу, однако, его усилия не имели успеха.
3 июля 1555 года состоялось сражение у Судьбищей (неподалеку от Тулы) между 60-тысячным татарским войском и 7,5-тысячной армией воеводы И. Шереметева, закончившаяся поражением русских. Однако и крымское войско понесло большие потери и вынуждено было вернуться обратно в Крым.
В 1556 году московские войска захватили город Астрахань, на господство над которым всегда претендовал Крым.
После взятия Астрахани начались военные походы русских отрядов, состоящих из казаков и стрельцов, уже против самого Крымского государства. В 1556, 1558 и 1559 годах московские воеводы (среди них был и бывший польский магнат Дмитрий Вишневецкий) совершили ряд нападений на крымские владения, нанесли ущерб крымским крепостям на Днепре и пытались, впрочем неудачно, проникнуть за Перекоп. В одном из походов весной 1559 года московский воевода Даниил Адашев c 8 000 войска высадился в западном Крыму и разорил город Кезлев (главный крымский порт) и прилегавшие к нему районы. Однако главная опасность для Крыма заключалась в том, что ногайские орды, кочевавшие в Причерноморье и бывшие вассалами крымского хана, стали склоняться к союзу с Москвой. Это таило смертельную опасность для ханства.
Однако планы реванша, которые вынашивал Девлет I Гирей, стали более реальными, когда в 1558 году Московское государство вступило в Ливонскую войну. Большая часть военных сил русских была задействована в Ливонии и южные рубежи государства вскоре остались почти оголёнными. Уже в январе 1558 крымская конница совершила набег на Московское государство, несколько тысяч крымцев прорвались в окрестности Тулы и Пронска. В 1560 крымский феодал Мурза Дивей совершил поход в окрестности Рыльска. Большой крымский поход состоялся в 1562, крымцы разоряли окрестности Мценска, Одоева, Новосиля, Болхова, Белева.[1].
В сентябре 1561 в Ливонскую войну, с нападения на русскую крепость Тарваст, в качестве противников Московского государства, вступили Польша и Литва[2]; в 1569 они соединились в единое государство Речь Посполитая.
Начиная с 1567 активность крымского ханства стала нарастать, походы совершались каждый год [1]. В 1570 году крымцы, почти не получив отпора, подвергли страшному опустошению район Рязани.
Девлет I Герая регулярно «поторапливали» не только польские послы, но и в Стамбуле, так как Османское государство также выступило противником русских.
При крымском дворе в Бахчисарае начался своеобразный аукцион: польское и русское посольства старались перещеголять друг друга в щедрости, предлагая Девлету I огромные суммы. Поляки просили открыто вступить в войну, русские же, наоборот, просили сохранять нейтралитет.
3. Кампания 1571 года
4. Кампания 1572 года
В 1572 году московское государство опустошали голод (следствие неурожаев, вызванных засухой и холодами), продолжалась эпидемия чумы[3]. В Ливонской войне русская армия потерпела тяжелое поражение под Ревелем, большая часть войска находилась в Прибалтике и на других западных рубежах. Русская столица казалась крымцам легкой добычей. Её старые укрепления были уничтожены пожаром, а новые, наспех возведенные, не могли полностью их заменить. Военные неудачи поколебали русское владычество в Поволжье и Прикаспии.
4.1. Приготовления сторон
Ногайская орда окончательно порвала союзные отношения с Москвой и примкнула к антирусской коалиции.
3а спиной крымцев стояла крупнейшая в Европе военная держава — Османская империя. В такой ситуации хан надеялся не только отторгнуть от России Среднее и южное Поволжье, но и захватить Москву и тем самым восстановить давнюю зависимость Руси от татар. Накануне вторжения Девлет I приказал расписать между мурзами уезды и города России. Турецкий султан направил в Крым крупный отряд янычар для участия в завоевательном походе на Русь.
Союзниками крымского хана выступили многие адыгейские князья с Северного Кавказа.
В ожидании нового нашествия русские к маю 1572 году собрали на южной границе объединенное опричное и земское войско из примерно 12 000 дворян, 2035 стрельцов, и 3800 казаков атамана Михаила Черкашина. Вместе с ополчениями северных городов армия насчитывала немногим более 20 тысяч человек. Во главе войска стояли воевода князь Михаил Иванович Воротынский и опричный воевода князь Дмитрий Иванович Хворостинин.
На стороне крымцев был численный перенес. Во вторжении участвовало от 40 до 50 тысяч всадников из состава крымской армии, Большой и Малой ногайских орд, до 7 тысяч турецких янычар. Хан имел в своем распоряжении турецкую артиллерию.
Русское командование расположило основные силы под Коломной, прикрыв подходы к Москве со стороны Рязани. Но оно учло также возможность повторного вторжения с юго-запада, из района Угры. На этот случай командование выдвинуло на крайний правый фланг в Калугу передовой полк князя Хворостинина. Вопреки традиции передовой полк по численности превосходил полк правой и левой руки. Хворостинину был придан подвижный речной отряд для обороны переправ через Оку.
4.2. Вторжение
Вторжение началось 23 июля 1572 года. Подвижная ногайская конница устремилась к Туле и на третий день попыталась перейти Оку выше Серпухова, но была отбита от переправ русским сторожевым полком. Тем временем хан со всей армией вышел к главным серпуховским переправам через Оку. Русские воеводы ждали противника за Окой на сильно укрепленных позициях.
Натолкнувшись на прочную оборону русских, Девлет I возобновил атаку в районе Сенькина брода выше Серпухова. В ночь на 28 июля ногайская конница разогнала две сотни дворян, охранявших брод, и захватила переправы. Развивая наступление, ногайцы за ночь ушли далеко на север. Под утро к месту переправы подоспел князь Хворостинин с передовым полком. Но, столкнувшись с главными силами крымского войска, он уклонился от боя. Вскоре полк правой руки попытался перехватить нападавших в верхнем течении реки Нары, но был отброшен. Девлет I Гирей вышел в тыл русской армии и по серпуховской дороге стал беспрепятственно продвигаться к Москве. Арьергардами командовали сыновья хана с многочисленной и отборной конницей. Передовой русский полк следовал за крымскими царевичами, выжидая благоприятный момент.