Смекни!
smekni.com

Рыцарское восстание (стр. 2 из 2)

Предлог для войны скоро был найден. Некий Герхард Бёрнер, именуемый многими немецкими историками просто разбойником, захватил двух трирских подданных и держал их у себя в плену, Зиккинген выкупил их по их же просьбе и взял с них слово, что выкупную цену, 5150 рейнских гульденов, они немедленно выплатят; в противном случае они, по обычаям того времени, должны были отдать себя в руки Зиккингена. Но те и не думали сдержать своё слово; вернувшись домой, они обратились за решением дела к имперскому правительству, ссылаясь на то, что обещание уплатить выкуп было у них вынуждено. Дело было решено в их пользу, а на жалобу Зиккингена трирскому курфюрсту последний ответил, что не желает нарушать приговора имперского правительства.

Зиккинген только этого и ждал: он сейчас же объявил курфюрсту войну. Последний обратился за помощью к соседним князьям и имперскому правлению. Курфюрст майнцский сначала решительно отказал, ссылаясь на неаккуратность вассалов и на трудность или невозможность достать наёмных солдат. Его подданные оказывали содействие Зиккингену; многие из них даже вступили в ряды зиккингеновских войск. Только потом, когда имперское правительство решительно потребовало от Альбрехта оказать помощь Триру, он предложил соседу 200 конных и пеших солдат, находившихся в распоряжении швабского союза.

Имперское правительство, лишь только ему стало известно о походе Зиккингена на Трир, предписало Зиккингену отказаться от своего предприятия, под страхом изгнания и пени в 2000 золотых марок. Но Зиккинген не послушался указа, заставшего его уже в Трирских владениях. Послам правительства он посоветовал быть поскромнее, помнить, что Зиккинген такой же слуга императора, как и господа, заседающие в правлении, и что он действует не против императора, а скорее в его интересах: если ему удастся его предприятие, он приготовит императору столько земель и денег, сколько тот не найдет и вне Германии; что касается предложения передать дело на решение верховного суда, то он в нём не нуждается — войска, которые его окружают, являются прекрасным судбищем. Также мало подействовало увещевание имперского правления и на ополчение Зиккингена. Война продолжалась.

Зиккинген направился на Трир, минуя хорошо укрепленный Саарбрюккен. Курфюрст стал укреплять Трир, ожидая обещанной помощи из Гессена и Пфальца. Тут только Зиккинген убедился, что ошибся в своём взгляде на Ричарда: архиепископ по званию оказался в душе таким же солдатом, как и воинственный папа Юлий II. Обманулся Зиккинген и в расчёте, что отовсюду будут стекаться немцы в его войска. Многие рыцари, члены Ландаусского союза, не явились к нему на помощь. У Зиккингена было около 15 000 солдат, из которых не больше 5000 конных, когда он обложил Трир.

Осада Трира была неудачна. Курфюрст сумел воодушевить своё войско и не хотел и слышать о сдаче города или об уплате военного вознаграждения в 200 000 гульденов золотом, требуемого Зиккингеном. Ничего не добились и послы кёльнского курфюрста, старавшиеся примирить врагов. После пяти штурмов Зиккинген должен был отступить, так как у него не хватило боевых снарядов, а вспомогательный отряд, который вёл ему Николай фон Минквитц из Брауншвейга, был отрезан Филиппом Гессенским, что помешало и другим примкнуть к нему.

При отступлении Зиккинген приказывал жечь монастыри и церкви. В своём воззвании при начале похода он убеждал солдат вести войну человечно, но, как утверждали князья, не исполнил своего обещания и все опустошил на своём пути. Зиккинген скрылся в своих замках. Против него составили сильное ополчение Трир, Пфальц и Гессен. Императора занимали дела вне Германии; он не вмешивался в эту распрю.

Сначала князья занялись преследованием помощников и родственников Зиккингена. Они взяли Кронберг, выгнали Фривина фон Гуттена (родственника Ульриха) из его владений, на майнцского курфюрста наложили пеню в 25 000 гульденов, на зятя его Флерсгейма — в 1000 гульденов.

Так прошла осень и зима. Зиккинген, со своей стороны, рассылал письма и гонцов по всей Германии, прося рыцарей прийти к нему на помощь. Желая выгадать время, Зиккинген предложил князьям заключить перемирие, но последние не согласились на это, как не согласились раньше принять посредничество имперского правительства. После Пасхи они соединились под Крейцнахом и направились против замка Ландштуль, где находился Зиккинген. Зиккинген не пожелал оставить замок, несмотря на советы друзей. Осада продолжалась недолго. Несмотря на геройское мужество зиккингеновских войск, пришлось сдать замок после того, как Зиккинген был смертельно ранен. Князья трирский и гессенский стали осыпать Зиккингена упреками, но их остановил пфальцграф Людвиг. «Дело не во мне, — сказал умирающий, — не ради моих интересов начата была война». В тот же день, 7 мая 1523 года, Зиккинген скончался.

В течение месяца после смерти Зиккингена все его замки были завоеваны и могущество рыцаря, созданное с таким трудом, было уничтожено. Победа была полная, и князья ею широко воспользовались. Рыцари мечтали возвысить власть императора, умалить возраставшее могущество князей, низвести их на степень равных себе. Многие императоры задавались той же целью. Сам Карл V стремился к усмирению князей и возвышению собственной власти, но оказался недальновидным: он не понял значения Зиккингенского восстания, как не понял и дела Лютера.

Поддержки со стороны крестьян и городов, которой так жаждал Ульрих фон Гуттен, Зиккинген не получил: города не доверяли рыцарям, не верили и самому Зиккингену, так как он не раз их грабил. Рыцарское восстание 1523 года было чисто сословным движением; хотя среди рыцарей и возникала мысль о единении с другими сословиями, но последнее было неосуществимо при тогдашнем строе общества. Идеал рыцарей был взят из старинных песен: могучий император, окруженный равными по правам вассалами. Рыцарское восстание было попыткой феодальной реакции против княжеского монархизма, под новым знаменем. Оно повлекло за собой политическую смерть одного из важных сословий феодального государства, лишило императора значительной поддержки, усилило власть князей и многих оттолкнуло от реформации. Рыцарское восстание дало толчок крестьянской войне, показав крестьянам наглядно, как можно добиваться улучшения своей судьбы. Падение рыцарства отразилось и на способе ведения войн: если уже в начале XVI столетия в Германии прежние ополчения вассалов заменялись отчасти наёмными войсками, то после 1523 года это пошло ускоренным шагом.

Литература. E. Münch, «Franz von Sikkingen»; Ullmann, «Franz von Sikkingen»; «Hutten’s Schriften»; «Хроника» Флерсгеймера; Sörg, «Deutschland in der Revolutionsperiode von 1522—26» (Фрейбург в Бр., 1851); Давид Штраус, «Ульрих фон Гуттен» (русский перевод); August Baur, "Deutschland in den Jahren 1517—25, betrachtet im Lichte gleichzeitiger Volks- und Flugschriften " (Ульм, 1872).

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Рыцарское_восстание