Смекни!
smekni.com

Камков, Борис Давидович (стр. 1 из 2)



План
Введение
1 Ранние годы
2 Февральская революция
3 Создание партии Левых эсеров
4 Июльские дни
5 Учредительное собрание
6 Съезды Советов
7 После Октябрьского переворота
8 Разгон Учредительного собрания
9 1918 год
10 Левоэсеровское восстание
11 Репрессии и гибель
12 Сочинения

Список литературы

Введение

Бори́с Дави́дович Камко́в (настоящая фамилия Кац; 1885, Сорокский уезд Бессарабской губернии — 29 августа 1938) — социалист, лидер российских социалистов-революционеров, один из создателей партии левых эсеров.

1. Ранние годы

Сын земского врача-еврея. Участвовал в революционном движении в Кишинёве, Одессе, Николаеве. В 1904 арестован как член боевой организации эсеров. В 1905 выслан в Туруханский край. B 1907 бежал за границу. Установил связи с M.A. Натансоном, В. М. Черновым; сотрудничал в эмигрантской прессе. В 1911 окончил Гейдельбергский университет, юрист. В годы Первой мировой войны «интернационалист». Входил в редакцию антивоенной газеты «Жизнь», в Парижскую группу содействия ПСР; участник Циммервальдской конференции (1915).

В 1915 один из учредителей «Комитета помощи русским военнопленным», который, помимо оказания материальной помощи, проводил революционную пропаганду. Зарубежная агентура охранки указывала, что комитетом напечатано и распространено «несколько тысяч килограммов изданий ПСР. К осени 1916 обслуживалось более 100 лагерей.»[1]

2. Февральская революция

После Февральской революции 1917 г. вернулся в Россию через Германию. Правая печать обвинила Камкова в «шпионаже». В апреле 1917 избран в Петроградский Совет РСД; много сделал для объединения радикально настроенных депутатов Совета.

На 2-й Петроградской конференции ПСР (3-5 апреля) был содокладчиком по вопросу о войне. Охарактеризовал (4 апреля) оборонческую позицию докладчика ЦК А.Р. Гоца, как «социал-патриотическую с интернационалистским антуражем» и потребовал от ЦК сделать шаги «в сторону ликвидации войны». Резолюцию Камкова не приняли, но избрали членом ПК ПСР [2]

3 мая 1917 на объединённом заседании Северного областного, Петроградских городского и районных комитетов с фракцией ПСР Петросовета Камков выступил против вхождения эсеров во Временное «буржуазное» правительство [3]. «Камковцы» вынесли свои разногласия с ЦК на Северную областную конференцию ПСР [4], конференция их не поддержала; но Камков и его единомышленники П.П. Прошьян и А.М. Устинов были избраны в Северный областной комитет ПСР, хотя на 1-м Всероссийском съезде Советов КД [5] на выборах в Исполком Всероссийского Совета КД 19 мая Камков получил лишь 10 голосов. На III съезде ПСР [6] левые выставили содокладчиков по основным пунктам повестки. Камков говорил о войне и мире. Он отверг тезис докладчика Гоца о том, что после Февраля война перестала быть империалистической, потребовал обязать союзников ответить: согласны ли они прекратить войну, «если центр. монархии примут условия мира, продиктованные Советом РСД» [7]. Камков не добился успеха [8], его даже не включили в список для выборов ЦК [9].

3. Создание партии Левых эсеров

Убедившись в невозможности изменить политику ПСР, Камков, M.A. Натансон (Бобров) и М. А. Спиридонова стали инициаторами создания Оргбюро левых эсеров. Их фракции оформились в Исполкоме Всероссийского Совета КД и во ВЦИК.

На I-м Всероссийском съезде Советов РСД (3-24 июня 1917) Камков был избран во ВЦИК, работал в его Аграрном отделе. В Июльские дни на объединённом заседании ВЦИК и Исполкома Всероссийского Совета КД 9 июля поддержал требования делегации рабочих об отставке «министров-капиталистов» и переходе власти к Советам, был против принятия резолюции, объявляющей Временное правительство «правительством спасения революции… с неограниченными полномочиями», высказал опасение, что борьба Временного правительства с контрреволюцией будет направлена против «политических течений, стоящих в оппозиции к большинству Советов» [10].

4. Июльские дни

9 июля Газета «Земля и Воля» опубликовала декларацию Оргбюро и фракций левых эсеров ВЦИК и Исполкома Всероссийского Совета КД, а также письмо в газету В. А. Алгасова, А. Л. Колегаева, Камкова. Левые заявили, что намерены

отграничиться от политики, усвоенной руководящим большинством, и оставляют за собой... полную свободу выступлений

. 12 июля авторов письма исключили из ПСР «за принадлежность к новой организации», не подчиняющейся ЦК. Левые согласились в обмен на отмену санкции ЦК распустить Оргбюро. Впоследствии Камков писал, что

.

Левым эсерам было важно заручиться поддержкой с мест. Камков ездил по городам с лекциями или для участия в съездах и конференциях. Его выступление на 1-м съезде солдатских Советов Казанского ВО и публичные лекции (30 июля — 2 августа) получили общественный резонанс. 3 августа «Крестьянская Газета» Казанского губернского земства писала, что

доклад был восторженно встречен аудиторией, которая рёвом и свистом не давала выступать с возражениями докладчику

.

6-10 августа Камков участвовал в работе 7-го Совета ПСР. 10 сентября 7-я Петроградская конференция ПСР одобрила резолюцию (отклонённую Советом партии), требовавшую перемирия, передачи власти Советам, а земли — земельным комитетам; осуждавшую коалицию с буржуазией и настаивающую на образовании «однородного социалистического правительства». Камков был вновь избран членом ПК ПСР.

5. Учредительное собрание

В Демократическом совещании (14-22 сентября 1917), в Предпарламенте (22 сентября- 25 октября 1917) Камков отстаивал свои позиции. Неприятие большинством предложений Камкова привело его к сближению с большевиками. 6 октября состоялись переговоры Л. Б. Каменева и Л. Д. Троцкого с Камковым, M.A. Натансоном и А. А. Шрейдером. Большевики информировали о намерении уйти из Предпарламента и предложили левым эсерам присоединиться к ним. Левые эсеры ответили, что в Предпарламенте останутся, но обещали «полную поддержку большевикам в случае революционного выступления вне его» [12].

Осенью 1917 Камков занял главенствующее положение в крупнейшей в стране петрогрдской организации ПСР [13]. Эсеры Петрограда выдвинули его кандидатом в Учредительное Собрание, 8-я городская конференция ПСР 15 октября переизбрала членом ПК.

6. Съезды Советов

Камков направлял усилия на подготовку II Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов, привлечение к его работе Советов крестьянских депутатов, организацию рабочих и солдат для поддержки съезда на случай, «если бы Временное правительство не ушло добровольно в отставку» [14]. Одновременно стремился не дать большевикам захватить власть до съезда, что, по его мнению, разведёт советские партии по разные стороны баррикад и ввергнет страну в гражданскую войну [15].

Камков поддержал участие левых эсеров в Петроградском военно-революционном комитете. 25 октября на заседании фракции ПСР II Всероссийского съезда Советов, выступал за участие в его работе, а после отказа правых участвовал в формировании левоэсеровской фракции и согласился представлять её в Президиуме съезда; входил в «Комиссию по контактам с большевиками». В ноябре Камков объяснял свои действия:

.

На II-м Всероссийском съезде Советов Камков не согласился с утверждением декларации, зачитанной Л. Д. Троцким, что уход правых эсеров и меньшевиков со съезда «не ослабляет Советы, а усиливает их, так как очищает от контрреволюционных примесей рабочую и крестьянскую революцию». настаивал на формировании правительства из всех сов. партий [17].

7. После Октябрьского переворота

Пытаясь добиться от большевиков согласия на широкую правительственную коалицию, с включением в СНК всех социалистических партий, Камков (а с ним В. А. Карелин и В. Б. Спиро, затем А.Л. Колегаев) отказался от участия в СНК. Камков рассказывал:

Всероссийский съезд Советов признал, что ВЦИК может быть пополнен «представителями крестьянских Советов и тех групп, которые ушли со съезда». 27 октября на 1-м пленуме ВЦИК большевики декларировали: «осуществляя принцип коалиции на деле, народные комиссары не могут и не закрывают дверей перед теми, кто на основе принципов, намеченных съездом, захочет работать вместе с ними» [20].

Камков участвовал в переговорах при Викжеле о создании «однородного социалистического правительства». ЦК ПСР решениями от 29 октября. 1 и 8 ноября он исключил из партии «всех принявших участие в большевистской авантюре и не ушедших со съезда Советов»[21]. В этой ситуации Камков участвовал в оформлении левоэсеровской партии, так как считал, что в провоцировании гражданской войны виновны «правые, которые не хотели соглашения с большевиками» [22]. Однако уже 6 ноября он вошёл во Временное центральное бюро, основной задачей которого была подготовка учредительного съезда ПЛСР.

На II Всероссийском съезде Советов РСД Камков был избран во ВЦИК, стал членом его Президиума и Бюро фракции левых эсеров; с 6 ноября возглавлял вместе с Г. Е. Зиновьевым Международный отдел. Камков выступал по проблемам: левого блока, конструкции ВЦИК, мира или войны, восстановления попранных большевиками гражданских свобод. На Чрезвычайном Всероссийском съезде Советов Крестьянских депутатов [23] Камков — товарищ председателя Президиума; 14 ноября участвовал в переговорах с большевиками о слиянии ВЦИК II созыва с Исполкомом, сформированным этим съездом, и об участии левых эсеров в правительстве.

На I съезде ПЛСР [24] в докладе «О деятельности фракции левых эсеров на съезде Советов РСД» Камков отметил противоречия между большевиками и левыми эсерами, в основе которых лежит попытка большевиков утвердить «диктатуру пролетариата», а наше требование — «диктатура демократии». Однако Камков высказался за тесный блок обеих партий, за расширение его той частью революционной демократии, которая должна понять ошибочность своей позиции. И мы «общими усилиями создадим такую власть, по отношению к которой никто не мог бы сказать, что это власть отдельной партии, …но власть революционной демократии» [25]. Съезд образовал Партию левых социалистов-революционеров (интернационалистов). На выборах в ЦК за Камкова и Спиридонову проголосовали 68 человек, лишь Натансон получил больше голосов — 69.