Смекни!
smekni.com

Джунта Пизано (стр. 2 из 2)

На кресте нет подписи художника, однако, сильное сходство с крестом из пизанской церкви Сан Раньерино, хранящимся в том же музее, делает атрибуцию почти стопроцентной. Рисунок выдает уверенную руку мастера, а тело Христа отличает такой же атлетизм, пропорции его ближе к земной, а не небесной гармонии, и напоминают торсы скульптур классической Греции, что позволило исследователям говорить о «неоэллинизме» в творчестве Джунта. Впрочем, существует и другая точка зрения: возможно крест был создан в мастерской не самим Джунта, а его коллегами, поскольку, на взгляд экспертов, распятый Христос, Богоматерь и Иоанн Креститель написаны несколько безыскусно, и не создают привычного драматического эффекта. Крест датируют 1250-ми годами.

Крест из церкви Сан Доменико, Болонья.

Это самый известный и самый большой из всех подписанных крестов Джунта (его размеры 316 х 285см.). Он был создан по заказу Доминиканского ордена, и исследователи отмечают, что «новая манера» изображения распятия, созданная под влиянием идей их конкурентов - францисканцев, стала столь популярной и общепринятой, что более консервативные доминиканцы уже не смогли перед ней устоять. Крест создан по типичной для художника схеме: на кресте изображен Христос в позе Christus Patiens (Христос страдающий), на правом луче Иоанн Креститель, на левом Богоматерь. Тело Иисуса не атлетично, его контурам присущая тонкая гармония: оно не приземисто, как в двух крестах из музея Сан Маттео, и не астенично, как на кресте из Ассизи, S-образный изгиб его ярко выражен, что создаёт иллюзию провисания, его тяжести и материальности. В нижней части креста сохранилась подпись художника «Cuius docta manus me pixit Junta Pisanus» (Джунта Пизано, учёная рука которого изобразила меня).

Создание креста исследователи относят к 1250-54 годам. Однако надо учитывать, что все произведения, созданные Джунта Пизано, не имеют точных датировок, поэтому реконструкция творчества художника и последовательность создания им произведений носят достаточно условный характер, несмотря на авторитеты пишущих об этом исследователей. Например, если подойти к его творчеству с точки зрения большей или меньшей экспрессии присущей его работам, то этот крест вместе с крестом из Ассизи следует считать ранними, относящимися к 1230-40м годам произведениями, а пизанские распятия с их атлетизмом и экспрессией более поздними, тем более, что есть достоверные архивные сведения, сообщающие о пребывании Джунта в Пизе в 1254 году.

Несмотря на всю внешнюю самостоятельность, искусство Джунта Пизано в целом находилось в русле византийской живописи того периода, в которой происходил процесс обновления изобразительного языка (например, фрески монастыря в Милешеве, созданные до 1228 года). Итальянской ветвью этого широкого процесса обновления было и искусство Джунта Пизано. Новшество его живописной техники заключалось в том, что он с помощью светотеневой моделировки смог лучше передать объём и массу тела, в отличие от Берлингьери и других мастеров, в произведениях которых преобладает графичность.

4. Школа и последователи.

Среди наиболее известных произведений, приписываемых кругу или школе Джунта Пизано, числятся три алтарные картины с изображением св. Франциска Ассизского и сцен из его жизни (Ватикан, Пинакотека; Ассизи, Сокровищница церкви Сан Франческо; и Пиза, музей Сан Маттео). Особенно схожи картины из Ватикана и Ассизи. На них изображён св. Франциск в полный рост с Библией в левой руке и с крестом в правой, а по сторонам от него четыре клейма со сценами чудес из жизни этого святого. Темы сцен взяты из «Большой легенды» Св. Бонавентуры:

1. Исцеление уродливой девушки;

2. Исцеление одержимой женщины;

3. Исцеление хромого Бартоломео да Нарни;

4. Исцеление калеки.

Произведения несут в себе элемент дидактики и были созданы для иллюстрации божественности духа сравнительно недавно канонизированного святого. Своими стилистическими особенностями эти алтарные картины отличаются от известного алтаря посвященного св. Франциску, который создал в 1235 году Бонавентура Берлингьери. Исследователи считают, что у ватиканской и ассизской икон св. Франциска был прототип, написанный Джунта Пизано в 1230х годах, поздними репликами которого эти произведения являются, а появление прототипа связывают с поездкой Джунта в Рим в 1239 году. Обе реплики датируют приблизительно 1260-70 годами, и относят к «школе Джунта Пизано».

Кругу или школе Джунта приписывается сравнительно небольшое число произведений. В некоторых из них исследователи усматривают регулярные черты, позволяющие выделить особую творческую манеру. Так английский искусствовед Эдвард Гаррисон определил одного анонимного художника, дав ему имя «Мастер синих распятий» благодаря преобладанию синих тонов в его распятиях. Другой анонимный художник был окрещён «Мастером Сокровищницы ц. Сан Франческо» - именно его считают автором описанной выше иконы «Св. Франциск и сцены из его жизни» из Ассизи. К последователям Джунта относят также так наз. Мастера Санта Мария ин Борго. Еще одним крупным мастером XIII века, работавшим в Ассизи в 1260х годах (после Джунта Пизано) был Мастер св. Франциска, который в своих распятиях также следовал урокам Джунта. Непосредственными пизанскими учениками Джунта были братья Уголино и Энрико де Тедиче, которые развивали далее манеру учителя, а также Чимабуэ, расписные кресты которого прямо перекликаются с произведениями Джунта Пизано.

Современные исследователи считают Джунта центральной фигурой не только в пизанской живописи середины XIII века, но и во всей живописи Тосканы, и шире - во всей итальянской живописи того времени. Влияние его искусств распространилось далеко за пределы Пизы – в Эмилии и Умбрии. Присущая этому мастеру более живая и драматическая манера изображения послужила толчком для дальнейшего развития живописных приёмов в сторону большей реалистичности, и подготовила путь, по которому пойдут ученики Чимабуэ - мастера Проторенессанса.

Литература

· На Викискладе есть медиафайлы по теме Джунта Пизано

· Искусство итальянского Ренессанса. Под редакцией Рольфа Томана. Konemann. 2000.

· Энциклопедический словарь живописи. М. Терра. 1997.

· Enciclopedia dell’arte medievale. Roma. 1992.

· Carli E. Pittura pisana. Pacini. 1994.

· Campini D. Giunta Pisano Capitini e le croci dipinte romaniche. Milano: A. Martello, 1966

· Tartuferi A. Giunta Pisano. Soncino: Edizioni dei Soncino, 1991

· Джунта Пизано (англ.)

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Джунта_Пизано