План
Введение
1 Имя
2 Творчество
3 Кресты Джунта.
4 Школа и последователи.
Введение
Джунта Пизано или Джунта ди Капитино (итал. Giunta Pisano, документирован с 1236 по 1266 год) — итальянский художник.
1. Имя
Имя Джунта ди Капитино было обнаружено на расписном кресте из церкви Санта Мария дельи Анджели в Ассизи. Фрагмент надписи гласил [JU]NTA PISANUS [CAP]ITINI. В архивном документе от 1254 г. была обнаружена запись о Juncta Capitinus pictor. Так произошла идентификация архивных записей и его произведений.
2. Творчество
Джунта Пизано (что означает «пизанец Джунта»), вероятно, следует считать самым изобретательным художником первой половины XIII в., чье влияние распространилось и на век XIV. Живописная манера Джунта вела происхождение от пизанской школы конца XII — начала XIII века, в которой доминировала византийская иконопись, а также испытала влияние произведений, созданных в мастерской Берлингьери. Однако надо было иметь острую наблюдательность и сильное воображение, чтобы византийский прототип распятия превратить в образ умирающего Христа, наполненный глубоким страданием, как это сделал Джунта.
Сегодня существуют три расписных креста, на которых стоит подпись Джунта: это «Крест» из церкви Санта Мария дельи Анджели, Ассизи, «Крест» из музея Сан Маттео, Пиза и самый знаменитый — «Крест» из церкви Сан Доменико, Болонья. По их местонахождению можно определить, что Джунта ди Капитино был известным мастером, и работал не только в Пизе, но также получал заказы из других городов. В архивных документах сохранилась запись от 1239 г. о том, что в Рим приезжал его сын, священник Леопардо, с «Джованни Пизано, учеником мастера Джунта», на основании чего исследователи предполагают, что мастерская Джунта получала заказы и из Рима. Последний документ от 1266 года, в котором упоминается имя Джунта, сообщает о земельном участке, принадлежащем художнику.
Самая известная история, связанная с его именем, относится к 1236 г. и расписному кресту (к сожалению, не сохранившемуся), созданному Джунта для Нижней церкви Сан Франческо в Ассизи по заказу Ильи Кортонского — главы ордена францисканцев. Вероятно, это был первый крест Джунта с ярким отображением страданий Христа. Но кроме того, у подножия распятия Джунта изобразил самого Илью Кортонского, что было в то время невиданно и вызвало недовольство братии, которая и так не слишком жаловала своего главу, считая, что он излишне склонен к чревоугодию, роскоши, и т. п.
Кроме подписанных Джунта произведений, указанных выше, его руке, либо его мастерской исследователи приписывают ряд работ, хранящихся в различных музеях мира: три разных алтарных образа с изображением Св. Франциска и сцен из его жизни (Пиза, музей Сан Маттео; Ассизи, сокровищница монастыря; Рим, Ватиканская пинакотека), четыре расписных креста (два из них — в Пизе, музей Сан Маттео, затем, Венеция, собрание Чини, и Нортгемптон, Музей искусства Колледжа Смита), а также два фрагмента расписного креста из Национальной галереи искусства, Вашингтон, и две доски со сценами из жизни Христа из ГМИИ им. Пушкина, Москва. Все произведения Джунта не имеют точных дат.
3. Кресты Джунта.
Сложилось так, что все дошедшие до наших дней произведения Джунта Пизано, на которых есть его подпись, это исключительно расписные кресты. Кроме трёх подписанных художником произведений с высокой степенью достоверности его руке приписывают ещё два неподписанных креста. Самый ранний из всех датируется приблизительно 1236-40 годами. Однако известно, что ещё до этого художник расписал крест по заказу главы францисканского ордена Ильи Кортонского (ок.1180 – 1253); следы этого креста затерялись в XVII веке, он известен только из исторических источников. Илья был ответственным за возведение ныне знаменитой Базилики св. Франциска в Ассизи, и привлёк к работе Джунта, как ведущего художника того времени. Сегодня трудно сказать, в какой мере вкус заказчика, Ильи Кортонского, сказался на художественной эволюции Джунта Пизано. Несомненно то, что обновление и гуманизация христианства в качестве главных идей св. Франциска, требовали своей визуализации, и Илья Кортонский, разрабатывая программу украшения Базилики св. Франциска, стремился к созданию новых решений традиционных сюжетов. То есть роль францисканцев и самого Ильи Кортонского в формировании творчества Джунта, вероятно, была очень большой. Расписной крест, созданный по его заказу Джунта Пизано, имел несколько необычных для того времени особенностей, в частности, Христос был весьма драматично изображён в позе Christus Patiens («Христос страдающий», некоторые исследователи считают, что Джунта первым после Византийского мастера распятия стал изображать Иисуса в этом виде), а у ног Христа была написана коленопреклонённая фигурка самого Ильи Кортонского, со словами «Jesu Christi pie Miserere precantis Helie» («Иисус Христос, благослови молящего Илию»). Крест ранее размещался в леттнере Нижней церкви в Ассизи в качестве особо ценной реликвии храма. Этот крест, завершенный в 1236 году, имел дату и подпись художника, но от него сохранился только рисунок с изображением Ильи Кортонского, сделанный в XVII веке.
Крест из церкви Санта Мария дельи Аджели, Ассизи.
Вероятно, этот крест был создан художником во время работ в Ассизи в 1230х годах вскоре после креста с портретом Ильи Кортонского, и по его виду в известной мере можно судить о предыдущем произведении Джунта. Крест имеет размеры 174 х 131 см. Под ногами Христа сохранилась полустёртая подпись художника «(JUN)TA PISANUS (CAP)ITINI ME F(ECIT) » (Джунта Пизано Капитино изобразил меня). На диске, в верхней части креста изображён Христос Благословляющий, под ним надпись «H I S NAZARENUS REX IUDEORUM» («Иисус Назарянин царь иудейский»). На окончании правого луча креста – поясное изображение Иоанна Крестителя, скорбящего о гибели Иисуса, на окончании левого луча – поясное изображение скорбящей Богоматери.
Христос изображён в позе Christus Patiens (Христос Страдающий), сам крест проработан ультрамарином; на нешироком табеллоне нарисован скромный геометрический орнамент. Считается, что именно Джунта Пизано ввел моду украшать табеллоне геометрическим орнаментом взамен прежней манеры изображать там сцены страстей Христовых или предстоящих Марию и Иоанна Крестителя. Такой приём помогал ярче оттенить и выделить фигуру страдающего Христа. В отличие от прежних изображений распятого Христа, произведения Джунта отличает особая графическая выразительность контуров тела Иисуса, усиливающая драматический эффект. В этом произведении контурам торса Христа придано некоторое изящество, если не хрупкость. Крест хранится в церкви Санта Мария дельи Анджели в Ассизи.
Крест из церкви Сан Раньерино, Пиза.
На кресте изображен Христос в позе Christus Patiens (Христос страдающий). На диске в верхней части - Христос Благословляющий, под ним надпись «I N R I» (Iesus Nazarenus Rex Iudeorum) - «Иисус Назарянин царь иудейский». На правом и левом лучах креста поясные изображения скорбящих Иоанна Крестителя и Богоматери, с надписями их имён. Под ногами Христа сохранилась подпись художника «IUNCTA PISANUS ME FECIT» («Джунта Пизано меня изобразил»). На кресте нет даты. Большинство специалистов относит это произведение к десятилетию между 1240м и 1250м годами, однако эксперты из музея Сан Маттео считают, что работа может быть датирована 1254 годом, поскольку есть твёрдые архивные данные, что в 1254 году художник находился в Пизе. Размеры этого произведения 184х134см.
В сравнении с предыдущим крестом, телу Иисуса здесь придана бОльшая атлетичность. S-образный изгиб туловища ярче выражен, оно приземистее, и кажется более массивным и материальным. В своём стремлении к большей реалистичности Джунта уже довольно далеко уходит от таких византийских прототипов, как «Крест №20» из музея Сан Маттео. Особенно любопытна поза скорбящего Иоанна справа. Его скорбь лишена показного драматизма, и более похожа на глубокие, печальные размышления.
Крест обнаружен в 1793 году на кухне монастыря Санта Анна, после чего был перенесён в церковь Сан Раньерино. Там он находился до 1863 года, когда его передали в новую церковь Святых Раньери и Леонардо. В 1947-48 годах крест был отреставрирован и с тех пор хранится в музее Сан Маттео, Пиза.
Процессионный крест из коллекции Витторио Чини, Венеция.
Этот небольшой деревянный расписной крест, размером 58,5 х 41,5 см., был создан для употребления в религиозных процессиях и иных литургических мероприятиях. Крест интересен тем, что на одной его стороне Христос изображен в позе Christus Patiens, т.е. «Христос страдающий», на другой - Christus Triumphans, т.е. «Христос торжествующий». Два разных иконографических типа здесь мирно сосуществуют в рамках одной идейной программы. Исследователи считают, что крест был создан Джунта в период его работы в Ассизи для литургических целей францисканской братии, поэтому крест датируют «до 1240 года». На кресте нет подписи художника, его атрибуция основана на стилистическом анализе.
Процессионный крест из конвента Сан Бенедетто.
Крест издревле хранился в монастыре сестёр-стефанианок Сан Бенедетто в Пизе. После упразднения монастыря в 1866 году крест был помещён в алтаре находившейся неподалёку капеллы св. Агаты. В 1920е годы он был перенесён в новое помещение монахинь стефанианок, расположившееся невдалеке от их бывшего монастыря. В 1940 году произведение передали в музей Сан Маттео, Пиза, а в 1949 году его отреставрировали.
Сравнительно небольшой крест (113х83 см.) был создан для религиозных процессий. Он расписан с двух сторон, и для его создания были использованы менее претенциозные материалы, чем для крестов выставлявшихся внутри храмов, в частности, его фон вместо золота покрыт красной краской. Христос изображён в позе Christus Patiens (Христос страдающий), на правом конце креста поясное изображение Иоанна Крестителя, на левом – Богоматери. Вершину креста венчает изображение Благословляющего Пантократора, под ним надпись «IH(ESU)S NAZAREN(US) REX IUDEOR(UM)» («Иисус Назарянин царь иудейский»). На табеллоне нарисован орнамент из декоративных окружностей.