Тем временем монголы покоряли Азию. В 1260 году Хубилай объявил себя великим ханом и начал строить планы по покорению китайского государства Южная Сун. Стремясь создать для наступления в глубокий тыл китайской империи плацдарм на территории Северного Вьетнама, монгольская армия под командованием Урянхатая в 1257 году вторглась в Дайвьет. Однако это нападение закончилось поражением в 1258 году; сопровождалось оно и дипломатической неудачей — прибывшие к вьетскому императору с предложением «покориться» послы Хубилая были с позором отосланы обратно.
Однако в 1276 году Южная Сун пала, и в 1277—1278 годах с известием об этом из столицы монгольской империи Юань были отправлены послы в столицы государств Юго-Восточной Азии. Правитель Чампы отослал в Пекин традиционное формальное «согласие подчиниться», что было истолковано монголами как признание этим государством вассальной зависимости от них. В 1279 году империя Юань потребовала через своих послов от правителя Чампы личного изъявления покорности Хубилаю, но правитель Чампы вместо себя отправил своих послов со словесным выражением покорности, обойдя молчанием вопрос о собственном приезде.
В 1281 году Хубилай провозгласил Дайвьет «самоуправляющимся инородческим округом» и назначил туда «управляющим» Байн Тимура. В 1282 году Хубилай вознамерился ввести свою систему управления в Чампе. Правящие круги Чампы попытались установить союзнические отношения с Дайвьетом.
Задержание в Чампе юаньских послов, направлявшихся в страны Центрального Индокитая и Южной Индии, было использовано Хубилаем в качестве предлога для начала военных действий. Получив от Дайвьета отказ в проходе на юг через его территорию, 200-тысячная монголо-китайская армия под командованием Сагату в конце 1282 года переправилась к берегам Чампы на 350 больших кораблях. Вместе с войсками были направлены и китайские чиновники, которым Хубилай поручил приступить к управлению страной после её завоевания. Высадившись, монголы взяли Мучэн, а затем и столицу Чампы — Виджайю. На территории Чампы развернулась всенародная партизанская борьба. Сагату запросил подкреплений из Южного Китая и обратился за военной поддержкой к соседним государствам, изъявившим ранее покорность монголам. Однако войска из Южного Китая запаздывали, а прочие государства сочувствовали Чампе. Тогда Сагату решил действовать самостоятельно, и весной 1283 года отправил в горы против короля Чампы отряд под командованием Чжан Юна. Разгром попавших в ловушку в горном ущелье монголов стал переломным моментом всей кампании: монголы перешли к обороне на побережье. В середине 1284 года к монголам морем прибыло подкрепление во главе с Хутухту, который заключил мир с Чампой, выговорив при этом в качестве условия визит внука чамского короля в Пекин.
Мир с Чампой так быстро и на таких благоприятных условиях был заключён потому, что Хубилаю срочно потребовались войска для войны с Дайвьетом, который в 1283—1284 годах активно готовился к отпору интервентам. В начале 1285 года полумиллионная монголо-китайская армия под командованием Тугана — сына Хубилая — вторглась в Дайвьет из Гуанси; одновременно из Юньнани двинулись войска Наср-ад-Дина, а из Чампы — войска Сагату. Над разгромленной численно превосходящим противником вьетской армией возникла угроза окружения и полного уничтожения. В этой чрезвычайной ситуации Чан Хынг Дао принял решение оставить дельту Красной реки, вывести войска к побережью, а оттуда морем перебросить их на юг в Тханьхоа для удара в тыл армии Сагату. Этот проект был блестяще осуществлён, и военная инициатива перешла к вьетам. От войск Тугана в итоге осталась лишь десятая часть, войска Наср-ад-Дина также вернулись в Юньнань весьма потрёпанными.
Хубилай справедливо расценил результат кампании 1285 года как позорное поражение и начал собирать силы для нового наступления на Дайвьет, приостановив ради этого даже подготовку к очередному вторжению в Японию. Зимой 1287 года 300-тысячное монгольское войско, усиленное китайскими отрядами, под командованием Тугана снова двинулось из Гуанси в Дайвьет. В результате хорошей подготовки монголы упорно пробивались вперёд и в начале 1288 года взяли столицу Дайвьета. Однако вьеты успели уничтожить перед наступающими монголами продовольственные запасы, а вьетский флот сумел пресечь попытки доставки продовольствия морем. Опасаясь начала эпидемий в период сезона дождей, военачальники обратились к Тугану с предложением вернуться в Китай. В конце 1288 года он отдал приказ об отступлении, которое скорее походило на бегство. В течение последующих шести лет Хубилай продолжал держать на границе с Дайвьетом мощную армию, постоянно угрожая новым вторжением, однако, наученный горьким опытом, он так и не решился на новую интервенцию.
Войны с монголами, а также внутренние войны опустошили Дайвьет, сельское хозяйство и ирригация пришли в упадок, много крестьян погибло во время военных действий. В 1290 году начался массовый голод. Тем не менее вуа Чан Ань Тонг продолжал борьбу за расширение территории Дайвьета на юге. В 1307 году по договору с Чампой он получил как подарок от зятя — чамского короля — район современного города Хюэ. В уступленных областях немедленно начались восстания «подаренного» населения. В 1311 году разразилась война с Чампой, повторившаяся в 1318 и 1326 годах.
В 1330-х годах в Дайвьете шли войны с горными народами и с лаосцами, которые, выступив в поддержку восставших горных народностей, вторглись в Дайвьет, разорили его южные области и нанесли ряд поражений его полководцам.
Одновременно возобновились нападения чамов, стремившихся вернуть утраченные территории. Войска чамского короля Тебоннга опустошали южные провинции Дайвьета, а в 1369 году захватили и разграбили его столицу Тханглаунг. Однако чамы не смогли освоить и заселить захваченные районы, так как там уже имелось многочисленное вьетское население.
В начале 1340-х годов в Дайвьете из-за неурожая и голода началось восстание Нго Бе, длившееся целых 17 лет. В 1354 году началось восстание под руководством крестьянина Те, объявившего себя родственником Чанов.
С 1371 года главой администрации Дайвьета постепенно становится Хо Кюи Ли, начавший борьбу за централизацию страны. Он пресёк заговоры при дворе и сместил многих чиновников, а в 1400 году сам стал императором и начал широкую программу социальных реформ.
1407—1427 — оккупация Дай Вьета армией Мин. Китайское вторжение 1407 года на некоторое время вернуло власть династии Чан. Во время освободительной войны, которую возглавил Ле Лой, китайские императорские войска были окончательно изгнаны из Вьетнама (1427).
4. Династия Поздние Ле
В 1428 году Ле Лой сам стал императором Дайвьета и основал династию Поздние Ле. Опираясь на сильную армию, свой авторитет полководца и чиновников-реформаторов в своём окружении, он провёл крупные реформы в стране. Сменивший его Ле Нян Тон продолжил земельную реформу, в результате к концу 1450-х годов в Дайвьете стабилизировалось землевладение. Реформы Ле были дополнены и отчасти закреплены созданием Кодекса эры «Хонг-дык». Армия и государственный аппарат получили более стройную организацию, была проведена новая административная реформа, сложилась система учебных заведений и конкурсных экзаменов на чиновничьи должности, была проведена денежная реформа.
В 1471 году состоялся тщательно подготовленный военный поход Дайвьета против Чампы, завершившийся захватом части чамских территорий. В 1479—1480 годах Дайвьет аналогичным образом атаковал Лангсанг, в результате чего Лангсанг на некоторое время попал в вассальную зависимость от Дайвьета, а его восточные области вошли в состав вьетского государства. Одновременно все племена, жившие в горах к западу от вьетских долин, стали данниками Дайвьета, а издавна контролируемые ими горные районы на севере получили статус провинций; в них уже было значительное вьетское население, хотя население новых областей ещё не слилось полностью с вьетами.
После «золотого века» эры «Хонг-дык» наступил упадок. Начало XVI века стало одним из самых бедственных периодов в истории страны. Дорогостоящие начинания, обширные войны и малоэффективный аппарат управления разорили крестьян, поступления от налогов уменьшились, а сам централизованный аппарат всё более слабел. Развитию сельского хозяйства не уделялось внимания, ирригационные сооружения были в запустении; вместо дамб праздные правители строили дворцы. Доведённые до полного разорения крестьяне поднимали восстания. В 1516 году в провинции Куангнинь началось одно из крупнейших в истории Вьетнама восстаний под руководством крестьянского вождя Чан Као. Повстанческая армия во главе с Чан Као с двух попыток захватила столицу Тханглаунг. Двор Ле был вынужден бежать в Тханьхоа. Повстанцы продолжали действовать вплоть до 1521 года, пока не были разбиты в результате контрнаступления верных династии Ле сил.
В 1521—1522 годах были подавлены и другие восстания, но центральная власть так и не смогла оправиться от их мощных ударов. В 1527 году феодальная группировка Мак Данг Зунга, многие годы состоявшего на военной службе при дворе Ле, одержала верх над соперниками и оттеснила законных претендентов на власть в провинцию Тханьхоа. Провозгласив себя императором в 1527 году, Мак Данг Зунг отправил в 1529 году миссию в Китай с богатыми дарами и сообщением, что «никого из дома Ле не осталось и род Маков временно правит страной и народом». Получив от минского двора признание своей династии, Мак Данг Зунг передал престол сыну Мак Данг Зоаню, который правил 10 лет (1530—1540).
Сторонники династии Ле, пытаясь восстановить у власти своего ставленника, направляли морем одну за другой миссии в Китай с просьбой о помощи в восстановлении законной династии, свергнутой «узурпатором Мак». Мак Данг Заунг, во избежание невыгодного развития событий, заявил, что «отдаёт себя на милость минского императора» и направил в Китай просьбу «провести расследование», а в 1540 году лично явился на пограничную заставу Намкуан для разбирательства (в это время в стране правил уже другой его сын — Мак Фук Хай). Китай воспользовался ситуацией в своих интересах, и в 1541 году издал инвеституру, признававшую право дома Мак править Дайвьетом, а Ле объявившую двусмысленной личностью, происхождение которой ещё предстоит доказать. Однако Вьетнам при этом был лишён статуса государства и объявлен наместничеством (Аннам дотхонг ши ти) провинциального (Гуанси) подчинения с необходимостью традиционной выплаты дани Китаю.