Термины «доверительная собственность», «траст», «доверительное управление», «коммерческое управление» появились в российских правовых нормах в начале 90-х годов. Впервые о трасте упомянул Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР», в п. «л» ст. 5 которого было указано, что банки вправе «привлекать и размещать средства и управлять ценными бумагами по поручению клиентов (доверительные (трастовые) операции)». Указанная норма этого Закона носила декларативный характер и не предлагала сколько-нибудь разработанного специального правового режима для таких сделок[2].
Передачу закрепленных за государством акций в «доверительное управление» предусматривал и Указ Президента РФ от 5 декабря 1993 года «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации», однако содержащиеся в нем нормы также не нашли практического применения.
Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 года №2296 «О доверительной собственности (трасте)» по замыслу законодателя должен был заполнить вакуум в области правового регулирования передачи имущества в управление, однако этого не случилось. Как уже было отмечено, неудача была обусловлена спецификой чуждого российской правовой системе понятия «траста» и закрепившимися в российской правовой системе представлениями о неделимом праве собственности. В соответствии с Указом в очень узкой сфере (применительно к одному виду объектов - закрепленным в федеральной собственности пакетам акций акционерных обществ, созданных при приватизации государственных предприятий) признавалась возможность действия классического английского траста с присущим ему переходом права собственности на управляемое имущество к доверительному собственнику (управляющему). Практического применения этот Указ также не нашел.
Формально Указ не был отменен, однако фактически утратил силу в связи с принятием части второй Гражданского кодекса РФ, закрепившей институт доверительного управления имуществом. Следует отметить, что правило о сохранении за собственником права собственности на имущество, передаваемое в доверительное управление, было установлено еще в принятой ранее части первой ГК (п. 4 ст. 209). Но там это правило было сформулировано в общем виде при определении правомочий собственника (в качестве одного из которых и было названо право передавать имущество в доверительное управление) и не конкретизировалось более[3].
В ГК РФ траст и доверительная собственность уже не упоминаются, а договору доверительного управления имуществом посвящена глава 53 части второй Гражданского кодекса РФ. Она вводит понятие «доверительное управление» и прямо исключает возможность возникновения вещных прав у доверительного управляющего. Кроме того, предусматриваются определенные виды «некоммерческого» доверительного управления, возникающие по основаниям, предусмотренным законом (ст. 1026 ГК РФ).
Договор доверительного управления имуществом оформляет отношения по управлению чужим имуществом в интересах его собственника (или иного управомоченного лица). Сам термин «управление имуществом» юридически не определен.
Необходимость передачи имущества в управление может быть обусловлена различными причинами, например: в связи с необходимостью сохранения имущества, получения от него доходов, увеличения его стоимости, неумением управлять какими-то видами имущества (ценными бумагами, предприятиями) и т.д. В этих и других подобных ситуациях собственник (а в случаях, предусмотренных законом, и другие лица) может передать свое имущество в управление другому лицу, заключив договор доверительного управления имуществом. Мотивом учреждения доверительного управления имуществом может также послужить просто желание собственника освободить себя от бремени управления принадлежащим ему имуществом, но таким образом, чтобы получать выгоду от использования этого имущества. При этом доверительный управляющий лишен возможности управлять имуществом в своих интересах, как бы широки ни были его права, и подчинен воле собственника, направленной на получение разумной выгоды от использования его имущества.
Таким образом, суть доверительного управления состоит в осуществлении доверительным управляющим управления чужим имуществом в интересах его собственника или указанного им лица. В этих целях собственник передает свое имущество доверительному управляющему, наделяя последнего соответствующими правомочиями по владению, пользованию и распоряжению указанным имуществом, в рамках которых доверительный управляющий вправе совершать любые фактические и юридические действия для обеспечения эффективного управления доверенным ему имуществом.
Институт доверительного управления имуществом может успешно использоваться в целях объединения капиталов. В этих случаях несколько лиц - учредителей доверительного управления передают свое имущество в доверительное управление одного лица, которое использует это имущество в интересах всех учредителей доверительного управления. В частности, мелкие акционеры могут объединять свои акции (голоса на собрании акционеров), передавая их в доверительное управление одному лицу, действующему в их интересах. При передаче имущества в паевые инвестиционные фонды (ПИФы), общие фонды банковского управления (ОФБУ) право собственности на передаваемое имущество трансформируется в право общей долевой собственности.
Следует отметить, что, передавая свои правомочия по договору другому лицу, собственник утрачивает их на определенный период и уже не может прибегнуть к их реализации. Так, передав доверительному управляющему право распоряжения соответствующим имуществом, собственник уже не может распорядиться им, поскольку нарушит условия договора доверительного управления имуществом.
1.2 Форма и порядок заключения договора
Договор доверительного управления будет считаться заключенным, если между сторонами будет достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Данный договор по общему правилу будет заключаться посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (п. 2 ст. 432 ГК РФ).
Договор доверительного управления может быть заключен посредством публичной оферты (п. 2 ст. 437 ГК РФ). Так, посредством публичной оферты заключаются договоры доверительного управления при создании общих фондов банковского управления (ОФБУ). В данном случае кредитная организация публикует общие условия создания и доверительного управления имуществом ОФБУ. При публичной оферте эти общие условия представляют собой адресованное неопределенному кругу лиц предложение заключить договор доверительного управления на данных условиях.
Договор доверительного управления может быть заключен под условием. Условные сделки (договоры) делятся на совершенные под отлагательным условием (стороны поставили возникновение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет) и под отменительным условием (когда стороны поставили прекращение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет).
Например, отменительным условием договора доверительного управления имуществом может быть получение сыном учредителя высшего специального образования, позволяющего ему осуществлять функции управления имуществом самостоятельно и не прибегать к помощи доверительного управляющего[4].
Стороны могут заключить предварительный договор доверительного управления. Суть предварительного договора, который должен обязательно предшествовать основному, состоит в том, что стороны обязуются в будущем заключить соглашение о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на обусловленных основным договором условиях (ст. 429 ГК РФ). Заключение подобного договора возможно в случае, когда доверительный управляющий в данный момент по каким-либо причинам не может заключить договор, однако предполагает это сделать позже.
Для договора доверительного управления предусмотрена обязательная письменная форма. При этом закон не требует, чтобы письменная форма договора обязательно находила закрепление в виде единого письменного документа, подписанного обеими сторонами. Достаточно, чтобы учредитель управления и доверительный управляющий обменялись документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 434 ГК РФ).
Форма договоров об управлении недвижимым имуществом должна соответствовать требованиям, предъявляемым к договорам купли-продажи недвижимости, т.е. представлять собой один документ, подписанный сторонами, а передача имущества - оформляться передаточным актом или иным документом о передаче. Уклонение сторон от подписания передаточного акта признается отказом от исполнения договора доверительного управления.
Передача недвижимости в доверительное управление подлежит государственной регистрации (п. 2 ст. 1017 ГК РФ). Государственная регистрация должна осуществляться в том же порядке, что и переход права собственности на это имущество. В настоящее время государственная регистрация осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в котором указано, что наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации и доверительное управление этим имуществом (ст. 4).
В соответствии со ст. 30 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним любые права на недвижимое имущество, связанные с распоряжением им на условиях доверительного управления или опеки, должны регистрироваться только на основании документов, определяющих такие отношения, в том числе на основании договоров или решения суда. При этом в отдельных случаях государственной регистрации подлежат не только права, но и сами договоры[5].