План
Введение
1 Предпосылки
1.1 Формирование национально-освободительного движения
1.2 Революция. Первая попытка объединения
1.3 После революций
2 Объединение Дунайских княжеств
2.1 Диваны Ад-Хок. Вторая попытка объединения
2.2 Соединённые провинции
2.3 Выборы господаря 1859 года. Третья попытка объединения
3 Последствия
3.1 Формирование нового государства
3.2 Социально-экономическое значение
4 Отражение в историографии
Список литературы
7.1 На русском
7.2 На румынском
Введение
Объедине́ние Дуна́йских кня́жеств — процесс создания государства Румыния с 1858 по 1861 (1862) год, заключавшийся в объединении Дунайских княжеств (Валахии и Молдавии без Бессарабии) в единое государство. Завершился возникновением Объединённого княжества Валахии и Молдавии — первого государственного образования румын. Возникновение нового государства признано Османской империей в 1861 году. Создание единого государства позволило сосредоточиться на проведении либеральных реформ и формировании национальной экономики, что дало толчок развитию Румынии в целом.
В Румынии событие известно под названием Ма́лое объедине́ние (рум. Mica Unire). Также выделяется Великое объединение, когда в состав Румынии вошли Трансильвания и Буковина.
1. Предпосылки
1.1. Формирование национально-освободительного движения
Дунайские княжества (княжество Валахия и Молдавское княжество) и Трансильвания в 1600 году
Дунайские княжества и Трансильвания, возникшие в Средние века, были тесно связаны между собой культурно и экономически. После завоевания Османской империей Валахии и Молдавии эти княжества вместе стремились к обретению независимости. Именно поэтому национальная идея в Дунайских княжествах долгое время базировалась на освобождении от турецкого вассалитета[1].
Несмотря на сходства между жителями региона, между ними имелись и различия. Чаще всего это были культурные и языковые отличия, разница в обрядах и т. д. Так, население княжеств до XIX века не считалось однородным. Отдельно выделяли врынчан, банатцев, влахов, молдаван, трансильванцев и т. д. Кроме того, турецкие власти проводили политическое и культурное давление на княжества. Так, в качестве официального языка использовался греческий[1]. Одновременно в румынском обществе шла межклассовая борьба. Остро стоял земельный вопрос, так как государства оставались аграрными придатками Европы. Из-за этого часто происходили крестьянские восстания и бунты. Ситуацию усугубляла слабость Османской империи, в состав которой входили Валахия и Молдавия. Из-за общего кризиса в империи страдала экономика Дунайских княжеств.
Павел Дмитриевич Киселёв, назначенный российскими властями после войны с Турцией в 1829 году управляющим Дунайскими княжествами, начал проведение реформ. Были образованы парламенты княжеств — Адунаря Обштяскэ, — введены Органические регламенты, власть была разделена. Несмотря на это, реформы не улучшили положения среднего класса населения, так как управление государствами по-прежнему предоставлялось боярам. Одновременно Турция потеряла право на вмешательство во внутренние дела княжеств, фактически признав их самостоятельность[1].
Павел Дмитриевич Киселёв
При Киселёве продолжалось становление румынской интеллигенции, которая осознавала необходимость проведения более масштабных реформ во всех сферах. Павел Киселёв лояльно относился к культурному возрождению Валахии и Молдавии, что позволило укрепить позиции сторонников отделения Валахии и Молдавии от Османской империи. Таким образом, в начале XIX века в Дунайских княжествах сформировалось либеральное национально-освободительное движение. Сторонники этого движения ставили перед собой две основные цели: отколоть от Османской империи Валахию и Молдавию и провести в княжествах демократические преобразования. Объединение Дунайских княжеств в единое государство было отодвинуто на второй план.
В 1834 году Киселёв утратил свои полномочия. Ему на смену в Валахии пришёл Александр II Гика, а в Молдавии — Михаил Стурдза. Эти господари правили в совершенно новых условиях, так как в Дунайских княжествах появились парламенты и Органические регламенты. Оба господаря начали соперничество с парламентами, так как те взяли на себя часть полномочий. В 1840-х годах возрастает коррумпированность органов власти, начинается чиновничий произвол. В таких условиях формируются организации, которые стремятся к смене политического режима в Дунайских княжествах.
Оппозиционное движение в Дунайских княжествах было представлено тремя организациями: «Фрецие», «Асоциацие патриотикэ» и «Общество румынских студентов в Париже». Все организации преследовались полицией, а «Асоциацие патриотикэ» была ликвидирована валашской полицией. Две оставшиеся организации разрабатывали программы по проведению либеральных реформ в Валахии и Молдавии. «Общество румынских студентов в Париже» примкнуло к «Фрецие», и сформировалась мощная оппозиционная группировка. Позже к ней начали примыкать представители рабочего класса[1].
У «Фрецие» долгое время не было единой программы. От её членов поступали различные предложения — от введения конституционной монархии до полного объединения Дунайских княжеств и провозглашения республики[2]. Движение разделилось на две части — либералов и радикалов.
1.2. Революция. Первая попытка объединения
Михаил Стурдза
Межклассовая борьба в румынском обществе и желание интеллигенции провести либеральные реформы сыграло большую роль в объединении Дунайских княжеств. На протяжении 1840-х годов румынское национальное движение базировалось на идеях либерализма. Также большое влияние оказывалось из-за границы, в частности из Франции. Там находилась бо́льшая часть членов «Фрецие», которые опасались преследования на родине[1].
Ещё до 1848 года связанный с «Фрецие» Ион Гика нанёс визит молдавскому господарю Стурдзе визит с предложением сместить с валашского престола Гику и провозгласить единое влахо-молдавское государство. Стурдза не воспринял предложение всерьёз и отказался[2].
После засухи 1847 года, которая вызвала недовольство крестьян, экономического кризиса и провозглашения во Франции республики в 1848 году румынские и молдавские революционеры осознали, что пришло время действовать. Первой революция произошла в Молдавии. Там 27 марта в Яссах в гостинице «Петербург» состоялось заседание либерального боярства, где было принято решение вручить господарю «Петицию-прокламацию», в которой были изложены требования восставших. От неожиданности Стурдза принял петицию, но уже вечером отозвал своё решение и направил в гостиницу войска. После непродолжительных столкновений по стране прошла череда арестов. Некоторые из революционеров бежали в Австро-Венгрию.
Молдавское национальное движение вновь обосновалось за границей. Часть его представителей осознало необходимость консолидации усилий с валашскими революционерами. Уже за границей были изданы «Пожелания национальной партии Молдовы» и «Наши принципы реформирования родины». Во втором документе отдельным пунктом шло объединение Валахии и Молдавии в единое государство[1].
Жители Бухареста c румынским флагом во время событий 1848 года
В Валахии революция прошла успешнее, чем в Молдавии. 9 июня произошло первое восстание, а уже 11 июня власть перешла в руки восставших. Вслед за этим началось проведение реформ, хотя ситуация в стране была крайне нестабильна. Валашские революционеры относились к объединению Дунайских княжеств серьёзнее, чем молдавские[3]. В кулуарах валашского парламента обсуждался вопрос об объединении княжеств. Однако единства среди нового руководства страны не было. Консервативные бояре вообще не хотели преобразований, под их давлением реформы стали половинчатыми. Однако объединение княжеств не было возможным, так как в Молдавии революция уже потерпела поражение.
19 июля в Валахию была введена турецкая армия, а 13 сентября турки перешли к силовым действиям, подавив революцию. 15 сентября в страну вошли российские войска.
После поражения валашские революционеры бежали в Трансильванию, где остро стоял национальный вопрос. Уже после 1849 года румынское национальное движение консолидировалось. Осознав свои ошибки, на первый план было поставлено объединение Дунайских княжеств в единое государство. Проведение либеральных реформ планировалось на основе будущего государства[1].
1.3. После революций
Румынские эмигранты в странах Европы («пашоптисты») после поражения революций в Дунайских княжествах развернули борьбу за объединение княжеств в прессе и на политической арене. Пропагандисты устраивали публичные выступления, конференции, издавали отдельные труды и печатали статьи в европейской прессе с целью обеспечить себе широкую поддержку среди европейского сообщества и превратить румынскую проблему в интернациональную.
Также работа проводилась с румынской молодёжью, которая обучалась за рубежом. Так, в Париже на румынском издавались газеты «Жунимя ромынэ» и «Република Ромынэ», где пропагандировались идеи румынского единства. Румынская интеллигенция вела политическую работу в Германии, Великобритании, Османской империи, Франции. Работа за рубежом консолидировалась усилиями Николае Бэлческу и Михаила Когэлничану. После Крымской войны методы работы изменились. Часть интеллигенции вернулась в Дунайские княжества после 1854 года, когда оттуда ушли реакционные российские войска. В Яссах и Бухаресте при поддержке Когэлничану издавались газеты «Тимпул», «Стяуа Дунэрий», «Ромыния литерарэ» и «Патрия». В газетах центральной темой было культурное единство княжеств и необходимость создания единой Румынии[1].
«Пожелания национальной партии Молдовы» Михаила Когэлничану
В Дунайских княжествах тем временем сложилась сложная ситуация. Феодальный строй, который так и не был ликвидирован революциями 1848 года, влиял на развитие этих государств. Низкая покупательная способность населения, вызванная недостаточными доходами, и узость внутреннего рынка тормозили развитие Валахии и Молдавии. В таких условиях интеллигенция, принимавшая участие в революциях 1848 года, и либерально настроенная буржуазия объединились в новое движение юнионистов. Юнионисты в первую очередь боролись за объединение княжеств и ликвидацию зависимости от Османской империи. По их мнению именно это могло вывести государства из кризиса и дать толчок дальнейшему развитию капиталистических отношений. Юнионисты пытались достичь своей цели легальными методами, с помощью Адунаря Обштяскэ. Их противниками стало консервативно настроенное «великое» боярство и приближённые к господарям чиновники. В первую очередь это объяснялось боязнью потерять доходные места у власти и лояльность господаря. Бояре опасались того, что либерально настроенные юнионисты получили поддержку среди крестьянства, и могут лишить их земли[4].