Внешняя политика правительства Анте Павелича
До 1945 года режим усташей был преданным союзником Третьего рейха и выслал собственные дивизии в поддержку немецкого нападения на Советский Союз. В частности, Петр Вершигора в своей книге «Люди с чистой совестью» упоминал бои партизан-ковпаковцев с хорватскими частями. Основным же полем военной деятельности режима, была, однако, местная борьба на Балканах — с Народно-Освободительной Армией Югославии Тито и с сербскими национал-монархистами (четниками).
Министр внутренних дел Независимого государства Хорватия Младен Лоркович и министр обороны Анте Вокич в 1943 году начали переговоры с союзниками и попытались свергнуть режим Анте Павелича. Однако их заговор был заранее раскрыт, а они сами арестованы и казнены летом 1944 года. Самой известной боевой единицей усташей был Чёрный легион (хорв. Crna Legija) во главе с майором Юре Францетичем.
Геноцид
Следуя примеру нацистской Германии, режим усташей издал расовые законы по образу и подобию Нюрнбергских законов, направленные против евреев и цыган. Кроме них, врагами хорватского народа были объявлены и все сербы. Сербы, евреи, цыгане и хорватские антифашисты заключались в концентрационные лагеря и лагеря уничтожения. Тем самым режим усташей с проявлением крайней степени национализма, применяя на практике нацистскую расовую теорию, совершая преступления против человечности и геноцид, являлся хорватским вариантом германского нацизма.
Крупнейшим из лагерей был комплекс Ясеновац, в котором заключённых убивали с особенной жестокостью, причём убийства людей были поставлены на поток. Ясеновац был конвейером смерти. Наибольшее количество жертв было среди сербов. В Ясеноваце массово сжигали людей живыми или разделывали живых людей специальными ножами-сербосеками, крепящямися к руке.
Точное количество людей, ставших жертвами геноцида в Ясеноваце, остаётся спорным вплоть до настоящего времени. В 1946 в рапорте комиссии по установлению преступлений усташей их число было оценено в 500 до 600 тысяч. Результаты исследований Боголюба Кочовича [7] и Владимира Жерявича[8] числа жертв во Второй мировой войне в Югославии говорят о том, что усташи убили около 290 тыс. из 1,9 млн живших в стране сербов, почти все 40 тысяч евреев и 30 тысяч цыган. Согласно другим источникам, было уничтожено более 400 тысяч сербов,[9] 350 тысяч,[10] более 3/4 миллиона[11] 600—700 тысяч только до 1944 года,[12] 700 тысяч.[13]
При подсчете, опирающемся на наиболее надёжные источники, получают общее число убитых усташами сербов между 330 тыс. и 390 тыс.[14]. Немцы и усташи убивали приблизительно 32000 евреев из Хорватии между 1941 и 1945 годами. Эти цифры не включают евреев, которые были переданы немцам для депортации в Аушвиц и другие лагеря смерти. Число жертв из цыган приблизительно оценивают в 26000. Хорваты, убитые усташами — это группа политических и религиозных оппонентов режима, как католики так и мусульмане. Полагают, что между 5000 и 12000 хорватов, нашли смерть в одном только Ясеноваце.
Согласно планам усташей, из живших в Хорватии сербов, 1/3 должна была быть насильно обращена в католичество, 1/3 — изгнана, и 1/3 должна быть убита.
Инициатором и активным проводником политики геноцида был известный хорватский писатель, министр образования и заместитель диктатора Павелича, Миле Будак, казнённый партизанами после войны. В настоящее время в Хорватии предпринимаются попытки его реабилитации, большими тиражами издаются его националистические антисербские книги.
Боснийских мусульман усташи, напротив, отнесли к хорватам мусульманской веры и официально приравняли их в правах к католикам. Государство даже предоставило здание музея в Загребе для переоборудования в мечеть. Боснийские мусульмане в равной мере призывались на службу в армию. Также из мусульман под немецким покровительством был сформирован отдельный боснийский отряд СС, так называемая дивизия «Ханджар», поддерживавшаяся Хаджом Амином аль-Хуссейни, великим муфтием Иерусалима (а также дядей Ясира Арафата), а также дивизия СС «Кама».
Размах геноцида в Хорватии заставил даже Муссолини предоставить в Италии убежище сербам и евреям, спасавшимся от режима усташей. Гитлеровцы также критиковали усташей за сербский геноцид (поскольку поддерживали в Сербии «дружественное» марионеточное правительство Милана Недича), однако практических действий по остановке террора не предпринимали. В частности, 10 июля 1941 генерал вермахта Эдмунд Гляйзе-Хорстенау сообщал следующее Германскому верховному командованию (ОКВ):
Наши войска вынуждены быть безмолвными свидетелями таких событий; это не лучшим образом сказывается на их в целом высокой репутации... Мне часто сообщают, что немецкие оккупационные войска должны в конце концов вмешаться в злодеяния усташей. Это может однажды случиться. В настоящий момент, имея те силы, которыми я располагаю, я не могу просить о таких действиях. Сейчас вмешательство немецкой армии в отдельных случаях может сделать её ответственной за прочие многочисленные случаи, которые она не смогла предотвратить ранее.[15] |
Роль католической церкви
Роль католической церкви в преследовании усташами православных сербов оценивается по-разному.
Спасение людей
Многие защитники представителей духовенства, сотрудничавших с режимом усташей, утверждают, что своим участием в принудительных обращениях в католическую веру они спасали жизни людей и тем самым служили идеалам гуманизма.
Кардинал Алоизий Степинац, архиепископ Загреба сыграл большую роль в спасении от усташеского террора тысяч евреев. В письме-протесте к Павеличу он указывал, что жена Павелича тоже еврейского происхождения.[16]
Степинац оправдывал насильственное обращение в католицизм в тех случаях, когда оно помогало спасти жизни людей. Он писал:
Роль и задача христиан — спасать людей. Когда эти грустные и дикие времена пройдут, те кто пришёл в нашу Церковь по вере — останутся. Остальные же вернутся в свои церкви, когда опасность минует[17] |
.
28 апреля 1941 года архиепископ Степинац призвал в своей энциклике поддерживать режим усташей. Однако позднее, с разворачиванием массовых убийств, Степинац начал осуждать усташей.[18]. До весны 1942 г. он протестовал против террора усташей только в письмах к Павеличу. С мая того года Степинац стал критиковать хорватское тогдашнее государство открыто в своих проповедях в загребском соборе. В проповеди от 14 марта 1943 г. он говорил:
Каждый человек, независимо от того к какой расе и народу он принадлежит, несёт на себе печать Бога-Творца и имеет свои неотъемлемые права, которые от него не может самовольно отнимать или их ограничивать никакая человеческая власть. |
[19] По распоряжению Степинаца благотворительная организация «Каритас» обеспечила убежищем более 1000 сербских детей, оставшихся сиротами в ходе усташеского террора.
В 1998 году Степинац был беатифицирован папой римским Иоанном Павлом II.
Участие католической церкви в геноциде
По отношению к православному населению усташи проводили политику крайнего притеснения, ввиду ситуации, когда определённые этнические круги исторически придерживались неугодных усташам политически-религиозных взглядов. Практиковалась политика насильственного обращения в католичество.
Множество католических священников принимали участие в насильственных обращениях в католицизм. Хотя членство в усташах было запрещено клирикам, некоторые бывшие священники сами принимали участие в преступлениях. Бывший францисканский монах Мирослав Филипович из монастыря Петричевац участвовал в уничтожении 2730 сербов, включая 500 детей из соседних деревень. Впоследствии он стал главным охранником концлагеря Ясеновац и получил кличку «брат Сатана».
Один из членов католической официальной организации «Крижари» — Петар Брзица, работая в концлагере Ясеноваце, прославился как «Король Сербоубийства». Специальным ножом — «серборезом», как его тогда называли — он перерезал горло за один день 1360 заключённым [20]. За это из рук капеллана лагеря получил золотые часы, от администрации лагеря серебряный сервиз, и от усташей, служивших с ним в лагере, печёного поросёнка и вино[20].
Францисканец Сречко Перич обратился к хорватам с речью:
Братья хорваты, идите и перережьте всех сербов, а для начала зарежьте мою сестру, вышедшую замуж за серба, а потом всех сербов по порядку. Когда с этим покончите, приходите ко мне в церковь, я вас поисповедаю и все грехи вам простятся. |
[21] Так, летом 1941 года в Ливанийском округе было убито 5,6 тыс. сербов.
Из двенадцати католических епископов Хорватии только епископ города Мостар Алоизие Мишич выступал против усташеских гонений. Мишич в окружном послании осуждал гонения и запрещал прихожанам участвовать в преследованиях некатоликов под страхом отлучения.[22].
Безусловная сложность политической ситуации не позволяет сделать однозначные выводы и о роли кардинала Алоизия Степинаца, архиепископа Загреба, в данном конфликте.
Ещё до начала войны в своём дневнике он писал:
Хорваты и сербы из двух разных миров, два разных полюса; они никогда не найдут общего языка, если только не произойдёт чудо Божие. Эта схизма величайшее зло в Европе, может быть, даже большее чем Протестантизм. Тут нет морали, нет принципов, нет правды, нет справедливости, нет честности…[23] |
28 апреля 1941 года, через 11 дней после капитуляции Югославии он издал пастырскую энциклику, которая обязывала католиков страны поддерживать усташей и созданное ими независимое хорватское государство. Он разослал циркулярное письмо священникам своего диоцеза, в котором выражал «вечную» благодарность «вождю дружественного и союзного народа» Адольфу Гитлеру и «беспредельную» верность поглавнику Анте Павеличу.