Настало время, когда язык должен молчать, а говорить должна кровь своей мистической связью с землёй. |
Степинац, архиепископ Загреба, циркулярное письмо.[24]
Однако позднее, с разворачиванием массовых убийств, Степинац начал осуждать усташей. (Подробнее см. пп. Спасение людей)
Стоит заметить, что 8 июля 1941 года сербские православные епископы также декларировали повиновение германским оккупационным законам и призвали свою паству сотрудничать с фашистами для поддержания «мира, порядка и подчинения».
В течение всей войны Ватикан сохранял полные дипломатические отношения с государством усташей и имел папского нунция в Загребе.
Стоит отметить, что некоторые сообщения о личном участии католических священников и монахов в пытках и убийствах сербов взяты из так называемого «письма Грисогоно», письма хорватского католика Привслава Грисогоно в адрес архиепископа Степинаца. Однако сам Грисогоно, выйдя из немецких застенков категорически утверждал, что это письмо — фальшивка.[25]
Год спустя после массового истребления православного сербского населения архиепископ Алоизий Степенац представил события геноцида православных в Хорватии в своем докладе папе Пию XII следующим образом: Он «…представил доклад святому отцу на девяти страницах. Он показал его мне и я смею Вас уверить, что он выражает нашу точку зрения. Обвиняя сербов, четников и коммунистов, он нашел слова, о которых даже я не мог бы подумать. Никому не будет позволено нападать на Независимое Государство Хорватия и представить хорватов в дурном свете» (из письма Николы Русиновича, посла НГХ в Ватикан).[26]
Реформа языка
В XIX в. отдельными сербскими и хорватскими политическими деятелями, в рамках движения иллиризма было предложено создание единого сербскохорватского языка, который, по замыслу создателей, должен был вытеснить многочисленные диалекты. Предложение привело к подписанию т. н. Венского соглашения, которое было отвергнуто как в Сербии, так и в Хорватии; идея создания единого языка провалилась.
После прихода к власти усташей проводилась политика, направленная на углубление языковых различий между Сербией и Хорватией. Хорватский язык был объявлен отдельным языком, никогда не имевшим ничего общего с сербским. Искусственно изобретались многочисленные неологизмы (munjovoz — трамвай, slikopis — кинематограф, krilnik — генерал и др.), исчезнувшие из обихода после войны.
3. Послевоенное время
После победы Антифашистской коалиции во Второй мировой войне в мае 1945 г. многие члены режима усташей бежали за границу. Непосредственно после окончания войны остатки усташей, части армии (Domobrani) и враждующие с Тито сербские и словенские националистические отряды сдались англичанам в сегодняшней Австрии, но были выданы обратно югославским коммунистам, которые расстреляли большинство из них. Массовая казнь усташей в австрийском г. Блайбург получила в истории название Блайбургская бойня.
Бо́льшая часть руководства усташей, включая Павелича, уже довольно рано бежала из страны. По так называемой крысиной линии, организованной католическими священниками — членами организации, несколько сотен усташей пробрались в Италию, откуда эмигрировали на кораблях в Аргентину, США, Канаду или Испанию. Сам Павелич в 1947 прибыл в Аргентину и прожил до конца 1950-х в Буэнос-Айресе, где служил советником по безопасности аргентинского диктатора Хуана Перона. Там же он основал так называемое хорватское «правительство в ссылке», не признанное ни одним государством. Из-за личных распрей и политического соперничества оно быстро раскололось на несколько групп, каждая из которых претендовала на звание единственного легитимного представительства хорватов.
3.1. Деятельность организаций-преемников усташей с 1945 до 1989
Из кругов эмигрантов-усташей сформировались террористические подпольные группировки. Хорватские ультранационалисты создали свои центры в Германии, США, Канаде, Австралии и Аргентине и объявили себя «хорватским освободительным движением» (Hrvatski Oslobodilački Pokret). Оно планировало и осуществляло покушения на югославских политиков, чиновников и простых людей, а также на своих бывших членов, покинувших движение. Самыми значимыми акциями было убийство югославского посла Владимира Роловича в Стокгольме (1971), похищение пассажирского самолёта компании SAS и взрыв на борту самолёта югославской авиакомпании JAT (1972).
4. Настоящее время
С момента провозглашения независимости Хорватии в начале 1990-х годов некоторые националистические политические группы пытались продолжить традиции усташей. Официальный Загреб эпохи президента Туджмана не отрицал преступления усташей, но одновременно пытался принизить их масштаб и пропагандировать примирение между ветеранами антифашистских партизанских отрядов и усташами. В 1991—1995 годах некоторые хорватские формирования, боровшиеся против сербов и боснийских мусульман, провозглашали усташей своими образцами. Некоторые их участники предстали перед Гаагским трибуналом по обвинениям в военных преступлениях. При попустительстве хорватских властей того времени началась неофициальная реабилитация усташей, многие улицы и т. п. были переименованы в их честь, в прессе и по телевидению деятельность усташей неоднократно изображалась в положительном тоне.
Поворот в отношении к усташам произошёл в 2003 году после прихода к власти И. Санадера. Объектам, переименованным в честь деятелей режима усташей, возвращены прежние названия, публикации на тему истории Хорватии во время 2-й мировой войны стали более нейтральными.
Список литературы:
1. Советская историческая энциклопедия
2. USHMM (англ.)
3. Yad Vashem (англ.)
4. Jasenovac Research Institute (англ.)
5. Улунян А. А. Коминтерн и геополитика: Балканский рубеж. 1919—1938. М.: ИВИ, 1997. С. 39-104;Национальный вопрос на Балканах через призму мировой революции.
6. The Department of the Banal Government of Autonomous Banovina Croatia in Split 1939—1941 (англ.)
7. Žrtve Drugog svjetskog rata u Jugoslaviji, Лондон 1985
8. Gubitci stanovništva Jugoslavije u drugom svjetskom ratu, Загреб 1987
9. Александр Лер
10. Лотар Рендулич
11. Герман Неубахер,
12. Эрнст Фик
13. Мессенбах
14. Staff. Jasenovac concentration camp, Jasenovac, Croatia, Yugoslavia. On the website of the United States Holocaust Memorial Museum.
15. http://samvak.tripod.com/pp55.html The Ustasha - The Insurgents and the Swastika (Part IV) Генерал Эдмунд Гляйзе фон Хорстенау - в ОКВ, 10 июля 1941; отчёт Рейхсфюреру СС Генриху Гиммлеру от Гестапо от 17 февраля 1942. Прим.: все цитаты - из опубликованной работы "The Real Genocide in Yugoslavia: Independent Croatia of 1941 Revisited", автор: Срджа Трифкович.
16. http://www.croatianhistory.net/etf/jews.html Cardinal Alojzije Stepinac and saving the Jews in Croatia during the WW2
17. Alexander, S. The Triple Myth. A life of Archbishop Alojzije Stepinac, New York.
18. http://www.churchinhistory.org/pages/booklets/croatia(n)-3.htm Д. Бартон. Хорватия 1941—1946. IIIA
19. http://www.radiomaria.ru/programs/authors/articles/Aloizij.htm
20. Лазар Лукајић. Фратри и усташе кољу, Фонд исследования геноцида, Белград, 2005, с. 75-77, PDF, 672 c. (серб.)
21. http://www.vojnik.org/religion/4 Католическая церковь в Хорватии в годы Второй мировой войны
22. Д. Бартон. Хорватия 1941—1946. IIIF
23. Diary Entry for 28 March 1941 quoted in Dedijer along with a photograph of the original entry in Stepinac's handwriting p. 142.
24. Роль Ватикана в общественно-политических процессах на постъюгославском пространстве 1991—2000 гг. / Православие. Ru
25. The South Slav Journal, 4 Church Road, London, N6 4QT. Несмотря на это, письмо использовалось для антикатолической пропаганды коммунистическими югославскими властями и используется до сих пор в сербских публикациях. На это письмо также ссылается А. Манхэттен в своей книге The Vatican’s Holocaust, 1986.
26. Letter from Nikola Rusinovic, NDH Ambassador to the Vatican, to the Ministry of Foreign Affairs, Zagreb, May 9, 1942. Quoted in Falconi, Carlo. The Silence of Pius XII, p. 314.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Усташи