Вести отчёт можно с 1903 года — «Большое ограбление поезда». Это был немой фильм режиссёра Э. С. Портера с Бронко Билли Андерсоном в главной роли. Популярность фильма дала возможность Андерсону стать первым ковбоем-кинозвездой и сняться в нескольких сотнях короткометражных вестернах. Жанр был так востребован, что вскоре Андерсону составил конкуренцию Уильям С. Харт.
История вестерна в США так богата, что он объединил многие жанры: боевик, приключения, комедию, драму, ужасы, трагедию, пародию, мюзикл, фантастику и проч. Золотой век этого жанра в кинематографе связан с деятельностью двух режиссёров — Джона Форда и Говарда Хоукса (оба часто снимали в главной роли Джона Уэйна).
4.3. Ревизионистские вестерны
Термин «ревизионистский» используется для описания произведений, в которых меняются традиционные элементы жанра.
С середины 1960-х многие американские продюсеры начали ставить под сомнение и менять многие из традиционных компонентов вестернов. Главным изменением было то, что индейцев стали чаще показывать положительными героями, а не «дикарями» из ранних фильмов. Публика устала от простого противостояния герой-злодей, и правомерности использования насилия для проверки характера или доказательства каких-нибудь прав. В некоторых вестернах даже начали давать женщинам более значимые роли.
Отличительные черты смены ориентиров в ревизионистских вестернах:
· необычная мрачность тона
· использование антигероя
· значимые роли сильных женщин
· более симпатичное изображение индейцев
· критическое отношение к большому бизнесу, правительству, армии
· критическое отношение к чрезмерной маскулинности
· рост насилия на экране
· необычная сексуальность
· черный юмор
· акцентация беззакония в этом периоде, предпочтение реализма перед романтизмом
В число голливудских фильмов этого направления входят: «Дикая банда» (1969), «Маленький большой человек» (1970), «Маккейб и миссис Миллер» (1971), «Джоси Уэйлс — человек вне закона» (1976) и «Непрощённый» (1992).
Итальянские спагетти-вестерны оказались наиболее успешным примером развития вестерна этого периода.
Спагетти-вестерн
В 1960—1970-х годах возрождение вестерна в кинематографе совпало с возникновением «спагетти-вестернов» (или «итальянских вестернов»). Большинство из них — низкобюджетные предприятия, снятые на натуре (например, в какой-нибудь испанской пустыне), которая выбиралась и из-за низких расходов команде, и за сходство с ландшафтами западных штатов. Спагетти-вестерны характеризуются наличием более активного действия и насилия, чем голливудские вестерны.
Но лучшие образцы этого жанра, прежде всего работы Серджио Леоне, имеют и пародийные реминисценции. Например, открывающая сцена из «Однажды на Диком Западе» является перевёртышем открывающей сцены из «Ровно в полдень». Эта интонация превращает их в фильмы, звучащие в другом тоне, нежели голливудские вестерны. Чарльз Бронсон, Ли ван Клиф и Клинт Иствуд прославились, снимаясь именно в спагетти-вестернах, в которых оставались и роли для таких знаменитых актеров, как Джейсон Робардс, Джеймс Кобурн, Клаус Кински и Генри Фонда.
«Истерн»
Снятые в Голливуде вестерны были популярны и за железным занавесом. В социалистических странах развился даже целый поджанр, называемый «красный вестерн» или же «истерн» (eastern, от east — «восток»). В этих фильмах американские индейцы обычно изображались с симпатией, как угнетенные люди, борющиеся за свои права — по контрасту с американскими вестернами того же периода, где индейцы показывались злодеями. Часто в роли представителей индейской нации снимались югославы или турки (по причине отсутствия настоящих индейцев в Европе). Так, актёр сербского происхождения Гойко Митич прославился исполнением благородных, добросердечных и обаятельных индейских вождей. Так что даже во время посещения США племя сиу сделало его почетным вождем племени. Американский актер Дин Рид, эмигрировавший в Восточную Германию, также снялся в нескольких фильмах.
Одним из популярных «истернов», выпущенных в СССР, является «Человек с бульвара Капуцинов», в котором с политическим подтекстом повествуется о «перевоспитании» типичных ковбоев с помощью великого искусства кинематографа.
4.4. Contemporary-вестерны
Contemporary Westerns, как следует из названия — фильмы, действие которых происходит в современной Америке, но тем не менее, используются темы и мотивы Дикого запада (мятежный антигерой, открытые ландшафты, дуэли, проч.). По большей части, их географическое место действия — те же самые западные штаты, и при этом воскрешается старый менталитет. В число таких фильмов входит «Принесите мне голову Альфредо Гарсиа» Сэма Пекинпа (1974), «Одинокая звезда» Джона Сэйлеса (1996), «Однажды в Мексике» Роберта Родригеса (2003), «Три могилы» Томми Ли Джонса и «Don’t Come Knocking» Вима Вендерса (2005).
4.5. Вестерн и теория жанров
В 1960-е годы критики и учёные стали относиться к кинематографу как полноправному и настоящему жанру искусства. С ростом этого интереса теория кинематографии стала развиваться в желании понять значения. Благодаря этому стремлению, а также параллельно со сходным явлением в изучении литературы, возник комплекс научных исследований, получивший название «теория жанров». Первоначально это был семантический и структуралистский подход к тому, чтобы понять, как в кинолентах передается значение. В течение продолжительного времени осмеиваемые за свое примитивное морализаторство вестерны вдруг стали рассматриваться вместо этого как ряд условностей и кодов, которые работали со зрителем методом узнаваемой с первого взгляда, стремительной коммуникации. К примеру — белая шляпа всегда принадлежала хорошему парню, а черная — плохому, два человека лицом друг к другу на пустынной улице непременно заставляли ожидать перестрелку, все скотоводы были отшельниками, а горожане — семейными и склонными к общине. Все киновестерны могут быть прочитаны как серия кодов и вариации этих кодов.
С 1970-х годов это свойство вестернов стало обнажаться благодаря кинолентам, в которых эти коды использовались прежде всего для подрыва сложившегося впечатления. Крупнейшим ревизионистом в жанре был Сэм Пекинпа, который в «Дикая банда» деконструировал миф о Диком Западе, создав максимально реалистичное бытоописание тех лет. В «Little Big Man» и «Maverick» это сделано комедийно. «Танцы с волками» Кевина Костнера воскресил эти коды и условности, но с одновременным «разворотом полярностей» (индейцы — хорошие, кавалерия — плохая). А «Непрощённый» Клинта Иствуда использует весь набор оригинальных условностей, за исключением финала: вместо того, чтобы умереть храбро и стоически, герои унижаются и вопят).
Одним из итогов применения теории жанров стал вывод, что «вестерну» не обязательно происходить на Американском Западе или даже в XIX веке. К примеру, синопсис, типичный для вестерна: восточный представитель закона приезжает на запад, где он обменивается остроумными репликами и пулями с бандой убийц, получает поддержку от местного представителя власти, исполненного благих намерений, но неэффективного, однако в критический момент проявляющего себя и спасающего жизнь главному герою. Описание это подходит и к ряду вестернов, и к некоторым прочим фильмам, например, к «Крепкому орешку». «Хад» Пола Ньюмана и «Семь самураев» Акиры Куросавы — два других часто упоминаемых примера фильмов, действие которые происходит не на американском западе, но которые, тем не менее, имеют много типичных тем и характеристик. С другой стороны, справедливо, что не все фильмы, действие которых развивается на старом американском западе — вестерны.
5. Культурные влияния
5.1. Внешние влияния
Многие вестерны, снятые после 1960 года, находятся под глубоким влиянием японских самурайских фильмов Акиры Куросавы. К примеру, «Великолепная семёрка» (1960) Дж. Стерджеса — ремейк фильма «Семь самураев». А «За пригоршню долларов» (1964) С. Леоне и «Герой-одиночка» (1996) Уолтера Хилла — оба ремейки куросавовского «Телохранителя», в свою очередь, навеянного «Кровавой жатвой» — американским детективным романом Дэшила Хэммета. В свою очередь стоит отметить, что и Куросава находился под глубоким воздействием американских вестернов, особенно лент Джона Форда.[1] А в фильме «Красное солнце» (1970) эти два мира встречаются. Хороший ковбой — Чарльз Бронсон. Он помогает случайно оказавшемуся на Диком Западе самураю, роль которого исполнил Т. Мифунэ, актер А. Куросавы. (Злодея же играет Ален Делон).
5.2. Влияние на другие жанры
Несмотря на холодную войну, вестерны добрались и до кинематографа Восточной Европы, которая даже восприняла их как собственный жанр, называемый «красный вестерн» (англ. Red Western) или «истерн» (англ. Ostern). Как правило, он находил выражение в двух формах: это могли быть либо «правильные» вестерны, просто снятые в коммунистических странах, либо же приключенческие фильмы, использующие в качестве сюжета Гражданскую войну, например, борьбу с басмачами, в этом случае тюркоязычное население выполняло роль мексиканцев в классических вестернах. Оригинален по замыслу фильм Цена сокровищ (Россия, 1992), повествующий о приключениях русского офицера и бурской девушки в Южной Африке во время Англо-бурской войны, ищущих сокровища для финансирования бурской армии и сражающихся с бандой местных гангстеров.
Элементы вестерна могут быть найдены при желании и в некоторых кинолентах, явно принадлежащих к другому жанра. К примеру, «Герои Келли» — военный фильм, но действие и персонажи развиваются по образцу вестерна. Английский фильм «Зулусы», снятый на тему Англо-зулусской войны, также иногда сравнивается с вестернами, несмотря на то, что действие происходит в Южной Африке.
Вестерны были первыми «боевиками» в американском кинематографе. С увеличением количества жанров излюбленный типаж главного героя никуда не исчез, перекочевав в смежные жанры. Это сильный, независимый герой-одиночка. В «Крепком орешке» персонажа Брюса Уиллиса его противник прямо, насмехаясь, сравнивает с Джоном Уэйном. (Дело в том, что этот противник — иностранец, он не понимает, в чем соль вестернов).