Смекни!
smekni.com

Договор доверительного управления имуществом (стр. 3 из 4)

Согласно ст. 1026 ГК РФ правила о договоре доверительного управления распространяются на управление имуществом подопечного, которое учреждается в случаях, предусмотренных ст. 38 ГК РФ.

Основанием возникновения доверительного управления имуществом в данном случае также является договор, который, однако, имеет следующие немаловажные особенности:

1. Доверительное управление имуществом подопечного связано с существованием опеки или попечительства в отношении данного лица. Управление учреждается органом опеки и попечительства на основании установления в отношении лица опеки либо попечительства и прекращается одновременно с прекращением опеки (попечительства). Это не исключает, однако, возможности прекращения договора доверительного управления по основаниям, предусмотренным ст. 1024 ГК РФ.

2. Договор доверительного управления заключается органом опеки и попечительства лишь при необходимости постоянного управления имуществом. В любом случае независимо от стоимости в доверительное управление должны передаваться такие объекты, как ценные бумаги, транспортные средства, вклады в капитале коммерческих организаций и т.п. Причиной тому служит необходимость осуществления постоянного контроля за объектом, старение имущества, влекущее уменьшение его стоимости, и т.д.[9]

В силу ст. 1015 ГК РФ доверительным управляющим по такому договору так же, как и при опеке или попечительстве, может быть гражданин, не являющийся предпринимателем, или некоммерческая организация, за исключением учреждения. Этот вывод основан на анализе п. 1 ст. 1026 ГК РФ, содержание которого позволяет считать, что управление имуществом дееспособного патронируемого гражданина относится к доверительному управлению по основаниям, предусмотренным законом.

Помимо норм статьи 41 ГК РФ иных специальных норм, регулирующих отношения по поводу патронажа над дееспособными гражданами, нет. В настоящее время федеральное законодательство не определяет, какие из подразделений органов местного самоуправления должны осуществлять функции органа опеки и попечительства для этой категории граждан. Традиционно эти обязанности возлагаются на отделы социального обеспечения органов местного самоуправления.

Особенности договора доверительного управления имуществом патронируемого дееспособного гражданина заключаются в том, что этот договор заключает с помощником непосредственно сам подопечный (в отличие от договоров, которые заключают органы опеки и попечительства при опеке или собственно попечительстве). Поскольку гражданин полностью дееспособен, то для совершения этой сделки нет необходимости прибегать к помощи органа опеки и попечительства. В то же время состояние здоровья этого гражданина не позволяет оставить без внимания кандидатуру помощника, вследствие чего помощник назначается решением органа опеки и попечительства, но с согласия подопечного гражданина.[10]

Имущество подопечного, являющееся объектом договора доверительного управления, обособляется от имущества доверительного управляющего: на находящееся в управлении имущество подопечного не может быть обращено взыскание по личным обязательствам управляющего; в случае смерти последнего или его ликвидации (если это юридическое лицо) либо объявления его несостоятельным имущество подопечного исключается из общей наследственной или конкурсной массы.

Осуществляя доверительное управление имуществом в интересах подопечного, управляющий вправе осуществлять в отношении этого имущества любые юридические и фактические действия в соответствии с условиями договора. Однако ГК РФ предусматривает и особые ограничения, связанные с комментируемым видом управления. В данном случае речь идет о совершении распорядительных сделок, регламентированных п. 2 и 3 ст. 37 ГК РФ. Управляющий не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства: совершать сделки по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделки, влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любые другие сделки, влекущие уменьшение имущества подопечного. Кроме того, доверительный управляющий не вправе совершать сделки с самим подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование.[11]

Договор доверительного управления имуществом подопечного прекращается по основаниям, предусмотренным ст. 1024 ГК РФ. Кроме того, основанием для прекращения данного договора является прекращение опеки и попечительства (ст. 40 ГК РФ). В частности, прекращается опека над малолетним подопечным по достижении им 14 лет.

2.2 Доверительное управление имуществом безвестно отсутствующего гражданина

Поскольку доверительное управление имуществом безвестно отсутствующего лица относится к случаям управления по основаниям, предусмотренным законом, то управляющим по договору может быть (как и в случае управления имуществом подопечных лиц) любое лицо, за исключением учреждения (согласно п. 1 ст. 1015 ГК РФ). Выбор лица, с которым будет заключен договор, целиком предоставлен органу местного самоуправления. Однако законом также не установлена ответственность учредителя управления за то, насколько добросовестным окажется управляющий и каким собственным имуществом он обладает.

Характерной особенностью доверительного управления имуществом безвестно отсутствующего лица является прежде всего неопределенность статуса управляемого имущества. С одной стороны, оно имеет собственника (поскольку предполагается, что безвестно отсутствующий гражданин жив), с другой стороны, учредителем управления является орган опеки и попечительства. Кроме того, данные правоотношения в своей структуре имеют выгодоприобретателей - это граждане, которых безвестно отсутствующий обязан содержать. Такое построение конструкции управления весьма обоснованно, поскольку нельзя было бы разрешить иждивенцам безвестно отсутствующего (или иным членам его семьи) заключать договор в качестве учредителей. В то же время они имеют право получать блага от использования его имущества, но, разумеется, лишь в тех случаях, когда имеют право на содержание в соответствии с законом.

Как и в случаях учреждения доверительного управления по основаниям, предусмотренным ст. 38 ГК РФ, одним из оснований для требования от органа местного самоуправления заключения договора является необходимость постоянного управления имуществом. Поскольку из содержания ст. 43 ГК РФ явствует, что ценность такового не имеет значения, это означает, что объектом управления может стать любое имущество безвестно отсутствующего лица, включая и малоценное (которым необходимо распорядиться и обратить вырученные средства в иную форму).

Однако указание закона «при необходимости постоянного управления имуществом» вызывает недоумение, поскольку очевидно, что во всех случаях безвестного отсутствия гражданина его имущество требует как минимум охраны. А так как иных способов сохранить имущество отсутствующего собственника нет, то отсюда следует, что объективно доверительное управление имуществом при безвестном отсутствии должно учреждаться во всех случаях. Таким образом, у органов местного самоуправления нет оснований отказывать заинтересованным лицам в назначении управляющего и заключении договора доверительного управления.[12]

Регулирование отношений по доверительному управлению имуществом безвестно отсутствующего в целом подчиняется общим правилам о доверительном управлении. Это касается формы договора, существенных его условий, возмездности этого обязательства и т.д. Специфику имеет лишь, что немаловажно, круг обязанностей доверительного управляющего, а также основания прекращения договора, к которым помимо общих (ст. 1024 ГК РФ) относятся также и специальные.

2.3 Доверительное управление наследственным имуществом

Доверительное управление наследственным имуществом, учрежденное на основании абз. 1 ст. 1173 ГК РФ, в соответствии с которым учредителем доверительного управления выступает нотариус, относится к случаям доверительного управления имуществом по основаниям, предусмотренным законом. В силу п. 2 ст. 1026 ГК РФ правила, предусмотренные гл. 53, регулирующей доверительное управление имуществом, применяются к доверительному управлению имуществом, учрежденному по основаниям, предусмотренным законом, если иное не предусмотрено законом и не вытекает из существа таких отношений, в рассматриваемом случае - наследственных правоотношений.

Специфика договора доверительного управления наследственным имуществом обусловлена, во-первых, его предметом, который можно рассматривать в двух аспектах: как наследственное имущество, переданное в управление, и как совокупность фактических и юридических действий доверительного управляющего по управлению наследством. Во-вторых, тем, что учредителем управления по нему выступает официальное лицо, представляющее государство, не имеющее личной заинтересованности в его исполнении, - нотариус.[13]

Основной целью договора доверительного управления наследством является прежде всего обеспечение сохранности переданного в управление имущества, а также приумножение его стоимости. Этот договор заключается нотариусом в интересах выгодоприобретателей (наследников). Он всегда является договором в пользу третьих лиц, несмотря на неполное соответствие его конструкции классической модели такого договора, представленной в ст. 430 ГК РФ. Между тем по общему правилу, в случае если выгодоприобретатель в договоре доверительного управления имуществом не указан, договор считается заключенным в интересах учредителя управления (п. 4 ст. 430, п. 1 ст. 1012 ГК РФ). Так как это положение противоречит существу договора доверительного управления наследством, в литературе было высказано предложение о необходимости дополнения ст. 1173 ГК РФ нормой о том, что выгодоприобретателями по договору доверительного управления наследственным имуществом являются только наследники, могущие быть призванными к наследованию.