Не прекращался сбор теплых вещей для фронта и в последующие годы трагического испытания для народа. В течение 1944 г., по неполным данным, только работники общественного питания страны собрали 50 тыс. теплых вещей. Известно, что в годы войны в системе общественного питания работали в основном женщины.
В Призывах ЦК ВКП (б), посвященных Международному женскому дню 8 Марта в 1944 г., отмечалось, что «во имя полного и окончательного разгрома фашизма, во имя победы Советской Родины, женщины нашей страны вдохновляют своих мужей, сыновей и братьев на героические подвиги, отдают свои силы, знания и опыт на помощь фронту, на дело победы».
В тыловых областях России между различными коллективами трудящихся развернулось широкое соревнование по сбору теплой одежды и обуви для фронта. Активно участвовали в сборе теплых вещей комсомольские и пионерские организации, с этой целью проводились десятки воскресников. Все заработанные деньги были переданы на приобретение теплого обмундирования для советских воинов.
Женщины повсеместно проводили беседы и лекции среди населения о необходимости и значении сбора теплой одежды для фронтовиков. Все эти меры положительно сказались на масштабах и результатах сбора теплой одежды, способствовали большей активизации этой формы патриотического движения в помощь фронту.
В стране не было буквально ни одной семьи, которая не участвовала бы в сборе и изготовлении для воинов теплых вещей. На протяжении всех военных лет население активно участвовало в сборе и отправке на фронт теплого обмундирования.
Наряду с высоким патриотизмом в годы войны встречались отдельные случаи недостойного поведения и злоупотреблений. Так, на бюро МК ВКП (б) 10 мая 1943 г. был рассмотрен вопрос «О злоупотреблении с подарками, собранными для бойцов Красной Армии... в г. Электросталь» в связи с тем, что часть фронтовых подарков была роздана некоторым руководящим партийным и профсоюзным работникам. Такого рода поступки осуждались и сурово наказывались.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что движение народа за сбор и отправку на фронт различных подарков и теплых вещей носило массовый характер. Это движение началось по инициативе трудящихся в первые же месяцы Великой Отечественной войны, в июле-августе 1941г. и продолжалось около четырех лет. Сбор подарков и теплых вещей для фронтовиков проводился повсеместно, по всем населенным пунктам нашей страны.
Успешное развитие патриотического движения советского народа за сбор для действующей армии подарков и теплых вещей было обусловлено тем, что это движение о самого начала всемерно поддерживали государственные и партийные структуры.
Партийные и государственные органы поддерживали любую инициативу с целью достижения как можно большего охвата населения и получения большего практического результата, требуя от нижестоящих организаций придать ей как можно больший размах. Ответственность за массовость участия в той или иной кампании (сбор подарков или теплых вещей) возлагалась на местные органы власти. Поскольку допустить прямого принуждения к людям в этих вопросах было нельзя, использовались средства пропагандистского воздействия. На митингах, собраниях выступали не только представители власти и общественные активистки, но и коллеги по работе, вдовы и матери фронтовиков, личным примером привлекавшие женщин к оказанию помощи фронту.
В результате настойчивой организационной и разъяснительной работы партийных, советских, профсоюзных организаций буквально все женское население было вовлечено в это патриотическое движение. В годы войны областные, городские и районные органы власти и общественные организации активно занимались вопросами отправки на фронт и добровольного сбора среди населения теплых вещей. Они контролировали работу комиссий, следили за тем, чтобы не нарушался принцип добровольности. Оказывалась всемерная помощь в организации переработки на местах полученного от населения сырья и материалов, а также в своевременной отправке на фронт собранных теплых вещей и белья.
В целом за 1941-1945 гг. населением страны были собраны и отправлены на фронт миллионы теплых вещей для воинов Красной Армии. Именно женщинами был внесен основной вклад в работу по сбору подарков и теплой одежды для воинов Красной Армии. Как правило, именно женщины были самыми активными участницами и организаторами этого патриотического движения.
ГЛАВА 2. Шефская работа женщин в госпиталях и участие
в донорском движении
Правительство придавало первостепенное значение сохранению боеспособности армии, в том числе и особенно вопросам возвращения в строй раненых в боях воинов. В соответствии с постановлением ЦК ВКП (б) от 8 октября 1941г. создавались краевые, областные, городские и районные Комитеты по оказанию помощи раненым. Неоценимую помощь оказывали женщины в лечении раненых и больных воинов. Это было особенно важно, потому что война с самого начала приобрела жестокий, кровопролитный характер. От того, как быстро оказывалась помощь раненым, насколько эффективно было их лечение и уход за ними, зависели жизнь, здоровье и возвращение в строй миллионов воинов. Большую помощь санитарной службе Красной Армии в решении этой важной и сложной задачи оказывало все население страны, женщины всех национальностей и возрастов.
Средний и младший медицинский персонал госпиталей целиком состоял из женщин, среди врачей также преобладали женщины. Кроме того, основная работа по оказанию помощи госпиталям также ложилась на плечи женщин и девушек. По вечерам, после работы, приходили они в палаты, помогали санитаркам ухаживать за тяжелоранеными, кормить их, приносили подарки, читали газеты, организовывали кружки .
Большую помощь по уходу за ранеными оказывали медперсоналу комсомольские санитарные дружины, созданные по решению ЦК ВЛКСМ. Дружинницы обслуживали раненых бойцов без освобождения от основной работы на производстве. В их обязанности входило, как указывалось в постановлении, «показывать образцы чуткого и внимательного отношения к раненым бойцам, оказывать активную помощь персоналу в медицинском обслуживании раненых» .
Широкое распространение в годы Великой Отечественной войны получило донорское движение. Доля женщин среди доноров страны была подавляющей и составляла более 90%.
Донорство, в отличие от многих других патриотических движений, началось в СССР задолго до войны. Для удовлетворения потребностей лечебных учреждений в мирных условиях, было достаточно крови, получаемой от доноров. Но начавшаяся война потребовала коренной перестройки всей работы институтов, станций и пунктов переливания крови. Уже в июле и августе 1941 г. во многих крупных городах страны были открыты сотни донорских пунктов и станций переливания крови. В связи с массовой мобилизацией военнообязанных в армию и эвакуацией жителей из прифронтовой полосы в глубокий тыл, в Российской Федерации так же, как и по всему Советскому Союзу, пришлось заново подбирать донорские кадры в неизмеримо более широких масштабах.
Коллективы многих промышленных предприятий были инициаторами донорского движения. В Москве начало движению доноров положила группа работниц Автомобильного завода. Уже на четвертый день войны они обратились через заводскую многотиражку к рабочим и служащим с призывом дать свою кровь раненым воинам. Инициаторами были работницы. Только в одном механосборочном цехе № 1 в ряды доноров записались 20 человек.
Движение доноров быстро разворачивалось также и на других заводах и предприятиях страны. В течение трех дней июня только на Московском заводе имени Серго Орджоникидзе донорами стали 300 человек. Столько же человек изъявили желание стать донорами на фабрике «Парижская коммуна». В первых рядах работницы-доноры фабрики «Красная роза».
Ярким свидетельством патриотизма являлся добровольный отказ многих женщин от денежного вознаграждения. Так, сдавшие кровь 28 июня 1941 г. 30 жен командиров Красной Армии, работницы Московского Автозавода и Щепетильниковского трамвайного парка отказались от денежной компенсации.
Во многих коллективах инициаторами донорского движения была молодежь. Стали донорами москвички фабрики «Союз» им. Красина, а некоторые комсомолки с завода «Динамо» пришли на донорский пункт и привели группы девушек. К патриотическому движению подключились активистки г. Серпухова. В первые месяцы войны в г. Гусь-Хрустальный в доноры записалось 200 девушек.
Высокую активность проявили студенты высших и средних учебных заведений. Так, например, несколько раз сдавала кровь учащаяся одного из столичных вузов Н. Громова, кроме того, она привлекла в ряды доноров еще 40 девушек. С первых дней войны стали донорами 90 девушек Ивановской фельдшерской школы и 50 студенток энергетического института. По инициативе одной из молодежных активисток Ярославского завода «Парижская коммуна» Балашовой в самом начале войны на предприятии была создана группа доноров из 19 девушек.
Движение доноров развивалось не везде одинаково. Имелись города и населенные пункты, где количество доноров было сравнительно невелико. Это объяснялось тем, что не во всех городах в годы войны имелись необходимые условия для организации массового приема донорской крови.
В июле 1941 г. работницы московского комбината «Трехгорная мануфактура» предложили организовать отбор доноров непосредственно на промышленных предприятиях. Это ускорило комплектование донорских групп. На комбинате за несколько дней в число доноров было отобрано свыше 600 человек. В успешном развитии донорского движения на комбинате немалая заслуга председателя Красного Креста Трехгорки М. Хомяковой. Инициатива работниц была поддержана МГК ВКП (б) и их опыт был использован коллективами других предприятий не только Москвы, но и всей страны.