К осени 1941 г. число доноров в областях и городах России возросло до нескольких десятков тысяч. В Москве, в Кировском районе, только во второй половине 1941 г. по сравнению о довоенным периодом доноров стало в 24 раза больше, а количество сданной ими крови увеличилось в 300 раз. В этом районе работал один из лучших донорских пунктов, заведующей которым была Суслова В.Л.
В столице к июлю 1941г. кроме Центрального института переливания крови работали два вновь открытых филиала — при больнице имени С.П. Боткина и при институте им. Н.В. Склифосовского. Кровь принимали 25 районных донорских пунктов столицы и Московская областная станция переливания крови. В период ожесточенных октябрьских и ноябрьских боев на полях Подмосковья, когда над столицей нависла серьезная опасность, в Москве ежедневно сдавали кровь более 1,5 тыс. человек. Всего в период битвы за Москву доноры столицы дали фронту 90 тыс. литров крови.
Быстро росло число доноров в других городах Российской Федерации. Так, только донорами стали 340 юношей и девушек г. Коломны, в г. Клин к движению подключились патриотки. Для спасения жизни тяжелораненых 390 доноров г. Александрова в первый год войны дали 200 литров крови. Если до войны в г. Коврове насчитывалось 170 доноров, то в первый год войны их число возросло до 554 человек. К концу 1941г. в городе Иванове доноров было в 40 раз больше, чем в начале года. Группы доноров, регулярно сдававших кровь для спасения раненых, появились на всех крупных предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях. На Ивановском меланжевом комбинате насчитывалось более 1000 доноров. Комсомолки сдавали крови по 3-4 раза. Продолжало расти число доноров на комбинате и в 1942г.
Активисты государственных и общественных организаций сыграли ведущую роль в комплектовании донорских структур. На местах уделялось особое внимание широкому развитию донорского движения, и поэтому все новые и новые кадры вовлекались в эту важную для фронта работу. Ивановские власти рассматривали этот вопрос в июле 1941 г. и приняли постановление, в котором говорилось об ускоренном развертывании среди населения разъяснительной работы о значении переливания крови для спасения жизни раненых бойцов. Кроме того, в другом постановлении Ивановских властей от 22 июля отмечалось: «Обязать партийные, комсомольские и профсоюзные организации широко разъяснять трудящимся значение донорства в период Отечественной войны». Уполномоченными по донорству в районах г. Иванова в основном были женщины. Баканова А.А. являлась уполномоченной по донорству на фабрике им. Кирова. Здесь из 2045 рабочих стали донорами 560 человек. Именно благодаря ее работе значительно увеличилось число доноров.
В РСФСР по примеру общественности города Иванова создавались группы уполномоченных, которые помогали подбору доноров из работниц предприятий, учебных заведений, а также домохозяек.
Таким образом, уже в первые месяцы войны в стране удалось создать многомиллионную армию доноров.
Вопросы обеспечения фронта и госпиталей донорской кровью были предметом специального рассмотрения на заседаниях партийных и советских органов на различных уровнях. Специальным Постановлением правительства СССР были определены права доноров и льготы: в день вызова на обследование и кровосдачу за донором сохранялась заработная плата; в городах открывались специальные продовольственные магазины, в которых доноры получали особый паек после каждой дачи крови.
Распоряжением СНК СССР от 23 февраля 1942 г. донорам выделялись дополнительные продукты питания, были открыты специальные столовые, выплачивалось денежное вознаграждение. В условиях тяжелейшего материального положения многие женщины вынужденно становились донорами, чтобы получить дополнительный источник питания .
В то же время большую роль в развитии патриотического движения по оказанию помощи раненым воинам играла агитационная и просветительская деятельность активисток: читались лекции, проводились специальные собрания о донорстве. Так, москвичка К.А. Морозова к ноябрю 1942 г. провела 45 санитарно-просветительных бесед. Подобные примеры можно привести и по другим районам и областям. Часто сразу после лекций женщины изъявляли желание стать донорами.
Нередко на станции переливания крови и донорские пункты приходили сдавать кровь целыми семьями. Например, стали донорами все члены семьи москвичей Долговых. Лишь за первые четыре месяца войны они 48 раз сдавали кровь для фронтовиков. Регулярно, два раза в месяц, сдавали кровь мать и дочь Губаревы — работницы московской фабрики «Красная звезда», мать и дочь Толоконниковы с фабрики «Рот-Фронт». Активными донорами стали работница столичной фабрики им. Э. Тельмана П.Н. Матвеичева, две ее дочери и сестра.
Вместе с донорской кровью посылались в госпитали письма и записки, в которых выражалось восхищение ратными подвигами фронтовиков, высказывались пожелания скорейшего выздоровления.
Так, сотрудницы библиотеки им. В.И. Ленина в своем поздравительном письме с Новым 1942 годом писали на фронт: «Мы, доноры, помогаем вам, бойцам, своей кровью восстанавливать ваше драгоценное здоровье... Даем слово; что до конца войны будем активными донорами». И фронтовики отвечали. Тысячи благодарственных писем приходили в адрес тех, кто своей кровью спасал многие тысячи жизней тяжело раненых воинов. Трогательные письма получали женщины-доноры Московского завода «Серп и молот» от фронтовиков. «Я Вас не знаю, так же, как Вы меня, — благодарил раненый командир крановщицу А. Дружину, — но в моем сердце бьется теперь Ваша кровь». Так могли написать сотни тысяч фронтовиков.
Имелось немало женщин-доноров, которые десятки раз сдавали свою кровь. Работница Фрунзенского отдела народного образования Москвы Н. Туркова 75 раз сдавала свою кровь для фронтовиков, жительница города Ярославля А. Попова – 60 раз. Газета «Комсомольская правда» отмечала в октябре 1943 г., что сотни литров крови для госпиталей сдали 150 девушек «Трехгорной мануфактуры». «Пятьдесят раз сдавали кровь работницы В. Зубова, Н. Кожина и др.». Старший лейтенант В. Мельников приехал на несколько дней в Москву, чтобы увидеть А. Кириллову, кровь которой спасла ему жизнь.
Организация РОКК «Трехгорной мануфактуры» в начале 1943 г. получила переходящее Красное знамя исполкома Красного Креста СССР за участие девушек и женщин в донорском движении. Всего за годы войны работницы комбината отдали свыше 1600 литров своей крови раненым бойцам.
Некоторые работницы Московской кондитерской фабрики «Красный Октябрь» и до войны сдавали кровь, а во время войны, к февралю 1944г. сдавали 39 раз; фрезеровщица завода «Динамо» К. Федорова в военные годы 30 раз сдала кровь. Такие же примеры высокого патриотизма показывали и женщины других областей.
Активно включаясь в донорское движение, женщины многих предприятий и учреждений успешно способствовали возвращению в строй воинов Красной Армии. Так, в Ивановской кооперативной артели парикмахеров, объединявшей триста человек, более ста являлись донорами. Всего к 1943 г. женщины этой организации вернули к жизни до полутора сотен бойцов, которые продолжили свою борьбу с фашистскими захватчиками.
Примеры истинного патриотизма показывали женщины-матери. Например, мать троих фронтовиков работница Московского автозавода A.M. Шакурова за 26 раз сдала 11,5 л. крови и спасла жизнь 39 бойцам Красной Армии.
Женщины-доноры часто передавали свои личные средства в фонд обороны на приобретение подарков для раненых воинов или для детей, оставшихся без родителей. Так, в 1942г. доноры города Иванова передали в фонд обороны страны 100 тыс. рублей, а доноры Москвы перечислили 300 тыс. рублей. Почти в каждой области, в каждом городе имелись доноры-тысячники, которые сдали в фонд обороны страны по несколько тысяч рублей, полученных ими за кровь. Работница Наркомата совхозов РСФСР А.А. Ломакина передала на оборону из донорских денег 4130 рублей.
В целях поддержания и развития этого движения в военные годы проводились митинги и собрания актива доноров. Такие собрания прошли в Московском Колонном зале Дома Союзов в октябре 1943г. и апреле 1945г. Они способствовали развитию патриотического движения женщин по оказанию помощи раненым воинам.
В сентябре 1943г. большая группа женщин-патриоток за многократную сдачу своей крови была награждена орденами и медалями Советского Союза. Среди награжденных были доноры Московской, Ивановской и Ярославской областей. В Иванове награды получили Е.М. и П.М. Пименовы, С.А. Тихомирова, и др.
В числе награжденных орденом Красной Звезды были работница Московского ремонтного завода НКПС Е.И. Бабушкина, секретарь парткома завода «Мосавтоприбор» А.А. Шменькова и другие.
Президиум Верховного Совета СССР для стимулирования донорского движения и поощрения особо отличившихся доноров 24 июня 1944 г. издал Указ «Об утверждении нагрудного знака «Почетный донор СССР». Этим знаком награждались лица, многократно сдававшие кровь для раненых бойцов и гражданского населения, а также проводившие активную работу среди населения по вовлечению в ряды доноров.
В соответствии с Указом исполком обществ Красного Креста и Красного Полумесяца наградил Знаком «Почетный донор СССР» свыше 11 тысяч доноров, многократно сдавших кровь в годы войны; этим значком были награждены более 5 тыс. доноров-москвичей.
Газета «Правда» сообщала 12 ноября 1944г., что нагрудным знаком «Почетный донор СССР» были награждены 139 доноров, среди них были студентка Ивановского текстильного института Т.П. Алексеева и кочегар Ивановской ткацкой фабрики — Т.Ф. Бундукова. В Г.Владимире к 1945 г. знаком было награждено 36 доноров. И среди них - связистка Е.П. Макарова, сдавшая за годы войны более 30 лит ров крови.