Смекни!
smekni.com

Патриотическое движение женщин в помощь фронту в годы Великой Отечественной войны (стр. 7 из 12)

К осени 1941 г. число доноров в областях и городах России воз­росло до нескольких десятков тысяч. В Москве, в Кировском районе, только во второй половине 1941 г. по сравнению о довоенным перио­дом доноров стало в 24 раза больше, а количество сданной ими крови увеличилось в 300 раз. В этом районе работал один из лучших донорских пунктов, заведующей которым была Суслова В.Л.

В столице к июлю 1941г. кроме Центрального института перели­вания крови работали два вновь открытых филиала — при больнице имени С.П. Боткина и при институте им. Н.В. Склифосовского. Кровь принимали 25 районных донорских пунктов столицы и Московская областная станция переливания крови. В период ожесточенных ок­тябрьских и ноябрьских боев на полях Подмосковья, когда над столи­цей нависла серьезная опасность, в Москве ежедневно сдавали кровь более 1,5 тыс. человек. Всего в период битвы за Москву доноры сто­лицы дали фронту 90 тыс. литров крови.

Быстро росло число доноров в других городах Российской Феде­рации. Так, только донорами стали 340 юношей и девушек г. Колом­ны, в г. Клин к движению подключились патриотки. Для спасения жизни тяжелораненых 390 доноров г. Александрова в первый год вой­ны дали 200 литров крови. Если до войны в г. Коврове насчитывалось 170 доноров, то в первый год войны их число возросло до 554 чело­век. К концу 1941г. в городе Иванове доноров было в 40 раз больше, чем в начале года. Группы доноров, регулярно сдававших кровь для спасения раненых, появились на всех крупных предприятиях, в учре­ждениях, учебных заведениях. На Ивановском меланжевом комбинате насчитывалось более 1000 доноров. Комсомолки сдавали крови по 3-4 раза. Продолжало расти число доноров на комбинате и в 1942г.

Активисты государственных и общественных организаций сыг­рали ведущую роль в комплектовании донорских структур. На местах уделялось особое внимание широкому развитию донорского движения, и поэтому все новые и новые кадры вовлекались в эту важную для фронта работу. Ивановские власти рассматривали этот вопрос в июле 1941 г. и приняли постановление, в котором говорилось об ус­коренном развертывании среди населения разъяснительной работы о значении переливания крови для спасения жизни раненых бойцов. Кроме того, в другом постановлении Ивановских властей от 22 июля отмечалось: «Обязать партийные, комсомольские и профсоюзные ор­ганизации широко разъяснять трудящимся значение донорства в пе­риод Отечественной войны». Уполномоченными по донорству в районах г. Иванова в основном были женщины. Баканова А.А. являлась уполномоченной по донорст­ву на фабрике им. Кирова. Здесь из 2045 рабочих стали донорами 560 человек. Именно благодаря ее работе значительно увеличилось число доноров.

В РСФСР по примеру общественности города Иванова создава­лись группы уполномоченных, которые помогали подбору доноров из работниц предприятий, учебных заведений, а также домохозяек.

Таким образом, уже в первые месяцы войны в стране удалось создать многомиллионную армию доноров.

Вопросы обеспечения фронта и госпиталей донорской кровью были предметом специального рассмотрения на заседа­ниях партийных и советских органов на различных уровнях. Специаль­ным Постановлением правительства СССР были определены права доноров и льготы: в день вызова на обследование и кровосдачу за до­нором сохранялась заработная плата; в городах открывались специальные продовольственные магазины, в которых доноры получали особый паек после каждой дачи крови.

Распоряжением СНК СССР от 23 февраля 1942 г. донорам выделялись дополнительные продукты питания, были открыты специальные столовые, выплачивалось денежное вознаграждение. В условиях тяжелейшего материального положения многие женщины вынужденно становились донорами, чтобы получить дополнительный источник питания .

В то же время большую роль в развитии патриотиче­ского движения по оказанию помощи раненым воинам играла агита­ционная и просветительская деятельность активисток: читались лек­ции, проводились специальные собрания о донорстве. Так, москвичка К.А. Морозова к ноябрю 1942 г. провела 45 санитарно-просветительных бесед. Подобные примеры можно привести и по другим районам и областям. Часто сразу после лекций женщины изъявляли желание стать донорами.

Нередко на станции переливания крови и донорские пункты при­ходили сдавать кровь целыми семьями. Например, стали донорами все члены семьи москвичей Долговых. Лишь за первые четыре месяца войны они 48 раз сдавали кровь для фронтовиков. Регулярно, два раза в месяц, сдавали кровь мать и дочь Губаревы — работницы московской фабрики «Красная звезда», мать и дочь Толоконниковы с фабрики «Рот-Фронт». Активными донорами стали работница столичной фаб­рики им. Э. Тельмана П.Н. Матвеичева, две ее дочери и сестра.

Вместе с донорской кровью посылались в госпитали письма и за­писки, в которых выражалось восхищение ратными подвигами фрон­товиков, высказывались пожелания скорейшего выздоровления.

Так, сотрудницы библиотеки им. В.И. Ленина в своем поздрави­тельном письме с Новым 1942 годом писали на фронт: «Мы, доноры, помогаем вам, бойцам, своей кровью восстанавливать ваше драгоцен­ное здоровье... Даем слово; что до конца войны будем активными до­норами». И фронтовики отвечали. Тысячи благодарственных писем приходили в адрес тех, кто своей кровью спасал многие тысячи жиз­ней тяжело раненых воинов. Трогательные письма получали женщи­ны-доноры Московского завода «Серп и молот» от фронтовиков. «Я Вас не знаю, так же, как Вы меня, — благодарил раненый командир крановщицу А. Дружину, — но в моем сердце бьется теперь Ваша кровь». Так могли написать сотни тысяч фронтовиков.

Имелось немало женщин-доноров, которые десятки раз сдавали свою кровь. Работница Фрунзенского от­дела народного образования Москвы Н. Туркова 75 раз сдавала свою кровь для фронтовиков, жительница города Ярославля А. Попова – 60 раз. Газета «Комсомольская правда» отмечала в октябре 1943 г., что сотни литров крови для госпиталей сдали 150 девушек «Трехгорной мануфактуры». «Пятьдесят раз сдавали кровь работницы В. Зубова, Н. Кожина и др.». Старший лейтенант В. Мельников приехал на не­сколько дней в Москву, чтобы увидеть А. Кириллову, кровь которой спасла ему жизнь.

Организация РОКК «Трехгорной мануфактуры» в начале 1943 г. получила переходящее Красное знамя исполкома Красного Креста СССР за участие девушек и женщин в донорском движении. Всего за годы войны работницы комбината отдали свыше 1600 литров своей крови раненым бойцам.

Некоторые работницы Московской кондитерской фабрики «Красный Октябрь» и до войны сдавали кровь, а во время войны, к февралю 1944г. сдавали 39 раз; фрезеровщица завода «Динамо» К. Федорова в военные годы 30 раз сдала кровь. Такие же примеры вы­сокого патриотизма показывали и женщины других областей.

Активно включаясь в донорское движение, женщины многих предприятий и учреждений успешно способствовали возвращению в строй воинов Красной Армии. Так, в Ивановской кооперативной артели парикмахеров, объединявшей триста человек, более ста являлись донорами. Всего к 1943 г. женщины этой организации вернули к жиз­ни до полутора сотен бойцов, которые продолжили свою борьбу с фашистскими захватчиками.

Примеры истинного патриотизма показывали женщины-матери. Например, мать троих фронтовиков работница Московского автозавода A.M. Шакурова за 26 раз сдала 11,5 л. крови и спасла жизнь 39 бойцам Красной Армии.

Женщи­ны-доноры часто передавали свои личные средства в фонд обороны на приобретение подарков для раненых воинов или для детей, оставших­ся без родителей. Так, в 1942г. доноры города Иванова передали в фонд обороны страны 100 тыс. рублей, а доноры Москвы перечислили 300 тыс. рублей. Почти в каждой области, в каждом городе имелись доноры-тысячники, которые сдали в фонд обороны страны по не­сколько тысяч рублей, полученных ими за кровь. Работница Наркома­та совхозов РСФСР А.А. Ломакина передала на оборону из донорских денег 4130 рублей.

В целях поддержания и развития этого движения в военные годы проводились митинги и собрания актива доноров. Такие собрания прошли в Московском Колонном зале Дома Союзов в октябре 1943г. и апреле 1945г. Они способствовали развитию патриотического движения женщин по оказанию помощи раненым воинам.

В сентябре 1943г. большая группа женщин-патриоток за много­кратную сдачу своей крови была награждена орденами и медалями Советского Союза. Среди награжденных были доноры Московской, Ивановской и Ярославской областей. В Иванове награды получили Е.М. и П.М. Пименовы, С.А. Тихомирова, и др.

В числе награжденных орденом Красной Звезды были работница Московского ремонтного завода НКПС Е.И. Бабушкина, секретарь парткома завода «Мосавтоприбор» А.А. Шменькова и другие.

Президиум Верховного Совета СССР для стимулирования донор­ского движения и поощрения особо отличившихся доноров 24 июня 1944 г. издал Указ «Об утверждении нагрудного знака «Почетный до­нор СССР». Этим знаком награждались лица, многократно сдававшие кровь для раненых бойцов и гражданского населения, а также прово­дившие активную работу среди населения по вовлечению в ряды до­норов.

В соответствии с Указом исполком обществ Красного Креста и Красного Полумесяца наградил Знаком «Почетный донор СССР» свыше 11 тысяч доноров, многократно сдавших кровь в годы войны; этим значком были награждены более 5 тыс. доноров-москвичей.

Газета «Правда» сообщала 12 ноября 1944г., что нагрудным зна­ком «Почетный донор СССР» были награждены 139 доноров, среди них были студентка Ивановского текстильного института Т.П. Алек­сеева и кочегар Ивановской ткацкой фабрики — Т.Ф. Бундукова. В Г.Владимире к 1945 г. знаком было награждено 36 доноров. И среди них - связистка Е.П. Макарова, сдавшая за годы войны более 30 лит ров крови.