Государственные и общественные организации и учреждения занимались устройством и воспитанием детей фронтовиков дошкольного возраста. Росло количество детских садов. Так, если в 1941г. в стране имелось 14300 детских садов на 724 тыс. детей, то к началу 1945г. их насчитывалось 24 тыс. на 1100 тыс. детей. В 1945 г. детские сады приняли 1 471 тыс. детей, или на 300 тыс. больше, чем в 1940г. Только в Ивановской области за годы войны число детских садов увеличилось на 50, а число детей в них — 5 тыс.
Работницы промышленных предприятий заботились о содержании садов, о подготовке их к зиме, о заготовке продуктов. В сентябре 1942г. на заседании Пленума фабрично-заводского комитета Ивановского комбината «Большевик» по этому вопросу выступили тт. Смирнова и Соколова.
Работа активисток тыловых областей в детских учреждениях широко освещалась в печати. Газета «Труд» отмечала, что в детском саду г. Мытищи Московской области хорошо трудился весь женский коллектив. Душой коллектива была С.А. Тумовская. Она была председателем союза дошкольных работников, общественным инспектором совета жен фронтовиков.
Признавая необходимость развития детских учреждений в стране, Совнарком СССР 9 января 1944г. принял постановление «О мероприятиях по расширению сети и улучшению работы детских садов».
В военные годы получили распространение самодеятельные детские сады, которые организовывали активистки профсоюзов, члены родительских комитетов и домохозяйки. Начало этому положил родительский комитет Бауманского района г. Москвы. За два месяца здесь было создано восемь таких садов для 350 детей. По Б. Почтовой улице столицы с детьми занималась И.М. Косинокая, позволившая 32 женщинам этого дома пойти работать на оборонные заводы и фабрики.
Всего в детских садах и яслях страны в 1941-1946гг. находилось 2100-2600 тыс. детей. Работали в детских учреждениях женщины.
Повсеместно государственными и партийными органами рассматривались вопросы об открытии детских яслей. Только на бюро Московского обкома ВКП (б) данный вопрос несколько раз заслушивался в 1943 г. и в 1944 г. В комиссию по организации детских яслей и площадок в колхозах на период полевых работ 1944 г. вошла т. Федорова. 18 декабря 1944 г. бюро Московского Горкома ВКП (б) рас смотрело вопрос «О мероприятиях по расширению сети детских учреждений и улучшения медицинского и бытового обслуживания женщин» и поручило т. Сарычевой к началу 1945г. подготовить мероприятия по строительству яслей и детских садов.
Инспекторами по дошкольным учреждениям работали также женщины. Так, в г. Костроме инспектор т. Новоселова отвечала за выполнение плана летне-оздоровительных мероприятий в детских садах в 1943г.
В летний период сотни тысяч детей выезжали в пионерские лагеря, детские оздоровительные площадки, активистки занимались организацией работы с детьми в летний период.
В сложное военное время государство не упускало из виду проблему роста сети детских учреждений в деревне. Если в 1941г. в РСФСР на детских площадках находилось 935 тыс. детей колхозников, то в 1942г. - уже 1500 тыс.; в 1943г. - 1850 тыс., а в 1944г. колхозы располагали 80 тыс. детских площадок на 2500 тыс. детей.
Как и в мирное время в годы войны проводилась работа по привлечению патриоток к организации новогодних елок для детей во время зимних каникул. Активное участие в этом принимали советские женщины. Так, например, бюро Владимирского обкома ВКП (б) 14 декабря 1944г. рассмотрело вопрос «Об организации новогодних праздников для детей». Тов. Вершининой было поручено организовать выездные бригады артистов в районы области. В комиссии по подготовке и проведению праздников работали 4 женщины. Во время зимних каникул 1943/44 учебного года на новогодних елках побывало более 5 млн. детей.
Женщин вовлекали в работу по культурному обслуживанию школьников, в мероприятия по проведению праздников. Так, во Владимире заведующая Гороно М.Ф. Лукьянова и заведующая горсобесом тов. Демидова отвечали за проведение в школах и детсадах утренников, организацию подарков детям фронтовиков. Проводились концерты для детей, праздники книги. В октябре 1944. на празднике для школьников столицы выступили детские писательницы А. Барто и Н. Кончаловская. Во многих тыловых областях проводились культурные мероприятия в городских и районных библиотеках.
Правительство на протяжении всех лет войны уделяло внимание качеству питания детей. Нормы на отдельные продукты питания по детским продовольственным карточкам были приравнены к нормам снабжения рабочих и служащих, хотя этого было явно недостаточно.
В октябре 1942г. Совнарком СССР принял постановление об усилении питания детей слабого здоровья в возрасте от 3 до 13 лет. Были дополнительно открыты столовые для усиленного и диетического питания детей. В каждом районе г. Москвы были такие столовые, всего на 30 тыс. детей. В г. Иванове к апрелю 1943 г. были организованы детские столовые на 4000 мест, в Коврове - 400 человек, во Владимире - на 500 человек. Специализированными детскими столовыми только в Российской Федерации в 1943 г. пользовалось 400 тыс. детей школьного возраста. К концу войны число детей, питающихся в столовых, достигло 940 тыс.
Государство проявляло заботу о работе столовых для детей, в которых работали в основном женщины. Активистки контролировали работу предприятий питания, решали кадровые вопросы. На бюро Ярославского Горкома ВКП (б) в ноябре 1944г. по вопросу «О работе детских молочных кухонь в г. Ярославле», отмечалось, что молочные кухни работают плохо: из 17 тыс. детей до 3-х летнего возраста питанием обслуживаются только 5 тыс. Предложено заместителю заве дующего горздравотделом т. Леоновой и заведующим райздравотделами подобрать кадровый состав для вновь открытых кухонь и подготовить новые виды детского питания.
Большую помощь детям фронтовиков оказывали молодежные организации. Комсомолки помогали эвакуировать детей из прифронтовой полосы, организовывали их досуг, оказывали им материальную помощь. Во второй половине 1941г. по инициативе комсомольцев в городах и селах начали создаваться специальные фонды помощи детям. Были открыты специальные счета фонда помощи детям.
Газета «Комсомольская правда» объявила свой счет № 160180 центральным молодежным счетом помощи детям. В декабре 1941г. «Комсомольская правда» отмечала, что забота о детях является кровным делом комсомола.
В фонд помощи детям поступали средства, собранные среди молодежи на предприятиях и в учреждениях, в колхозах и совхозах, заработанные на комсомольско-молодежных воскресниках, во время проведения дней помощи детям фронтовиков. Значительные суммы поступали от проведения концертов, вечеров и лекций.
На деньги, собранные молодежью, открывались спортивные площадки, детские здравницы. Так, в Ивановской области в июле 1943г. была открыта детская здравница. Областная комсомольская организация, возглавляемая тов. Мордвишиной, получила за этот почин благодарность от фронтовиков.
В СССР было открыто 14 детских здравниц, которые полностью содержались на средства комсомола, в них ежегодно отдыхало 12 тыс. больных и ослабленных детей. В целом по Союзу за годы войны для детей фронтовиков комсомольцы собрали 308 млн. рублей, много одежды, обуви, различного продовольствия.
Необходимо обязательно отметить, что дети, в ответ на заботу о них, широко участвовали в тимуровском движении, оказывали по мощь семьям фронтовиков: в доме по хозяйству, на огороде, заготавливали топливо. Девушки всячески помогали тимуровцам. Сокольнический райком ВЛКСМ Москвы был лучшим по руководству тимуровскими командами. В г. Коломне Московской области, тимуровскую команду по ул. Октябрьской революции возглавила Т. Ракова. Команда ухаживала за детьми, вскапывала огороды, сажала картофель. Фронтовики в своих письмах с большой теплотой отзывались о деятельности тимуровских команд.
§2. Участие женщин в работе по предотвращению детской беспризорности
Властные структуры, общественные организации, активистки принимали меры по предотвращению в стране детской беспризорности и безнадзорности. Эта работа проводилась на протяжении всех лет войны. Помощь оказывалась не отдельным подросткам, а сотням тысяч детей, лишившихся родителей. Благодаря решительным мерам в нашей стране не было массового беспризорничества.
На призыв партии и правительства окружить лаской и заботой подрастающее поколение, особенно детей фронтовиков, оставшихся без родителей, отозвались труженицы тыла с чувством величайшей ответственности. В эту работу включились сотрудницы народного просвещения, активистки местных Советов, профсоюзных и комсомольских организаций. Органы власти при широком участии женщин буквально всех тыловых областей брали на учет всех детей, родители которых ушли на фронт или поступили на работу. Беспризорников сразу же определяли в детские дома.
В начальный период войны оперативно были эвакуированы детские дома из прифронтовой полосы. Так, из г. Мурманска детский дом был эвакуирован в Райковский район Ивановской области; директор т. Солдатова много внимания уделяла воспитанию и обучению детей и подростков.
В соответствии с Постановлением Совнаркома СССР от 23 января 1942г. «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» срочно создавались комиссии, возглавляемые одним из заместителей председателя облисполкома. В состав комиссий входили женщины-руководители отделов народного образования, здравоохранения, милиции, профсоюзных и комсомольских организаций. В состав комиссии Сокольнического РК ВКП (б) г. Москвы вошла секретарь РК ВЛКСМ т. Туманова. Только в Ярославской области, например, в начале 1942 г. работало 39 городских и районных комиссий.
На различных уровнях госструктур регулярно заслушивали вопросы по устройству детей, оставшихся без родителей. Так, секретариат МК ВКП (б) 10 марта 1942 г. решил в течение 10 дней выявить и устроить осиротевших детей.