Смекни!
smekni.com

Венценосцы на Вологодчине (стр. 4 из 5)

«В этот вечер и в следовавшие за ним два, Вологда была прекрасно иллюминована: вся лицевая сторона гимназии, семинария и присутственные места ярко освещены были шкаликами; по правую сторону набережной, начиная от церкви Николая Чудотворца на Извести до самого Красного моста устроено было несколько блестящих щитов и особенный против дома Витушешниковых, на реке, с вензловым изображением имени Императора. Этот вечер (15 Октября) едва ли был не первым по торжеству своему у вологжан. Долго горели огни в домах, долго толпился народ пред квартирой Императора, безумолкно продолжая восклицать приветственное «Ура». Император, к величайшему удовольствию народа, не смотря на вечерний Октябрьский холод, не один раз выходил на балкон к восторженной и нетерпеливой толпе, которая, вероятно, простояла бы целую ночь, если бы не надобно было дать покой Высокому Посетителю.

«На другой день (16 Октября) снова заликовала, полная радости, Вологда. Еще не проглянул свет Божий, как любопытная толпа ремесленников, работников и всякого другого рода людей, собралась на набережную, и как пчелы около улья, роилась вокруг «нового Дворца Вологодского». В 8 часов утра этого дня были представлены Его Величеству, духовенство, военные и гражданские чиновники, дворянство и купечество. При представлении дворян, Государь изволил заметить дворянскому предводителю Брянчанинову: «Вы имеете отличную память, без списка представлять всех дворян своих». — «Государь! мы все одна семья», — было ответом губернского предводителя. По окончании представления, Государь Император изволил осматривать сперва гимназию, при бывшем тогда директоре Шипилове, потом городскую больницу, сиротский дом, богадельни и прочие заведения Приказа Общественного Призрения, и вновь построенный Тюремный Замок (ныне Тюрьма на Советском проспекте). Его Величество везде изволил находить порядок, чистоту и опрятность: особенно церковь в Тюремном замке обратила на себя внимание Императора. В первом часу по полудни, посетив древний вологодский Софийский собор—памятник архитектуры XVI столетия — Государь посетил потом преосвященного Онисифора и Спасокаменный Духов мужской монастырь. Поклонившись нетленным мощам князя Йоасифа Каменского и преподобного мученика Галактиона, Его Величество изволил отправиться в монастырь Спасо-Прилуцкий—древню обитель св. Димитрия, отстоящую в 4-х верстах от города по Архангельскому тракту. Здесь Он встречен был архимандритом с иконой св. Димитрия Прилуцкого, коей настоятель монастыря и благословил Александра. Государь, по возвращении в свою квартиру, тотчас же отправил икону в Санкт-Петербург к Благочестивейшей Государыне Марии Федоровне.

«Вечером этого дня, Император, к всеобщему удовольствию дворян вологодских, изволил осчастливить Своим присутствием бал, данный дворянством с Высочайшего Его соизволения в доме дворянского Депутатского Собрания (ныне филармония). Он прибыл на бал с генерал-губернатором Миницким в одном экипаже и у подъезда был встречен гражданским губернатором, губернским предводителем с уездными, дворянством и купечеством, а на верху лестницы почетными дамами: действительной статской советницей Брусиловой, супругой дворянского предводителя Брянчаниновой, контрадмиральшей Федоровой, тайной советницей Рындиной и женой градского главы Ягодниковой. Государь, после ласкового приветствия, открыл бал польским, прежде всех удостоив чести танцевать с Собой супругу губернатора, потом супругу дворянского предводителя. Он танцевал 28 польских, преимущественно с теми дамами, которые имели счастье воспитываться под Высочайшим покровительством Государыни Императрицы Марии Федоровны. Государь пробыл на бале до часу по полночи. Во все это время Он был чрезвычайно весел, все хвалил, всем был доволен, и, уезжая, сказал: «Мне весьма приятно видеть согласие, господствующее в обществе: все, виденное Мною в Вологде, далеко превзошло Мое ожидание во всех отношениях».

На третий день (17 октября), в 7 часов утра губернский предводитель от всего дворянства ездил благодарить Государя за посещение бала». Я (ответствовал Александр губернскому предводителю) во все время путешествия ни на одном еще бале не был так долго и так весел, как у вас в Вологде». Это были подлинные слова, которыми приветствовал Государь губернского предводителя. В этот день Государь Император один изволил ездить для подробнейшего обозрения Вологды: посетил Горний Успенский девичий монастырь, где встречен был священником с крестом и св. водою. Александр приложился к св. кресту; потом, в сопровождении всех инокинь, при торжественном хоре «Всемирную славу», изволил зайти в ветхую обитель игуменьи Серафимы и пожертвовал 5.000 руб. ассигнациями на постройку новых келий.

«В сей день приглашены были к обеду Его Величества: преосвященный Онисифор, генерал-губернатор, гражданский губернатор, губернский предводитель дворянства и бригадный начальник Внутренней Стражи полковник Жолвинский. Император как до обеда, так и во время обеда безпрестанно разговаривал, попеременно обращаясь к своим гостям, чем каждому желал доказать Свое милостливое расположение. Весьма лестно изволил Государь отзываться о набережной, иллюминации и бульваре. За обедом Он спрашивал у губернского предводителя о городе Кадникове, и когда последний отвечал Ему, что Кадников не много хуже Грязовца, то Он милостиво изволил отвечать: « А ч т о ж е ? Грязовец довольно изрядный город»; тут же изволил объявить, что Он еще намерен посетить Вологду и проехать к Архангельску через Тотьму и Устюг. Наконец после обеда, когда дворяне готовы были откланяться, Император, обратясь к преосвященному, сказал: «так как завтра великий и памятный день для жителей Вологды, то Богу угодно, чтобы Я молился здесь » , и просил преосвященного Онисифора начать обедню на другой день в 7 часов.

«Все три дня пребывания Своего в Вологде Александр ознаменовал милостями и благодеяниями; где ни был, везде оставил неизгладимые по Себе следы, и с кем ни говорил, всякий встретил в Нем и щедрого Царя и кроткого Ангела. Никто из вологжан не был забыт Им: все, чем-нибудь обратившие на себя внимание Его Величества, получили от Него царские милости. Бедным выданы были денежные пособия, людям, ревностным к службе, пожалованы ордена и подарки: так к вечеру последнего дня, Государь Всемилостивейше соизволил пожаловать: генерал-губернатору Миницкому орден Св. Владимира 2-й степени и 25.000 рублей ассигнациями; гражданскому губернатору Брусилову орден Св. Анны 1-й степени, а предводителю дворянства штабс-капитану Брянчанинову бриллиантовые знаки ордена Св. Анны, которые Государь, в изъявление отличного благоволения к нему и ко всему вологодскому дворянству, послал в награду из Череповца по выезде из Вологды. Кроме того, многим чиновникам роздано было множество других наград. Губернскому секретарю Угрюмовскому, за хорошие распоряжения при иллюминации, Его Величество изволил пожаловать 300 рублей ассигнациями. Супруге управляющего Удельной Конторой Готовцевой, за особенные приготовления ее в том домике, где Государь изволил переодеваться, подарил бриллиантовый фермуар. Дочери надворного советника Шипиловой и княжне Засецкой, подносившим Ему свои работы и крестнице Своей, подпоручице Зубовой, также изволил пожаловать бриллиантовые фермуары. Матери г. Витушешникова пожаловал бриллиантовый перстень, жене его—бриллиантовые серьги, сестре—бриллиантовый фермуар; людям же, служившим в комнатах, Его Величество изволил раздать более 1000 рублей.

«Наконец 18 числа, отслушав литургию во всеградской Спасской церкви, Император оставил Вологду. На первой станции, в селении Терпелке, Государь изволил обедать; к столу Его Величества приглашен был вологодский уездный предводитель дворянства Ярославов. В продолжение всего обеда, Государь разговаривал с ним, не переставая хвалить вологодское общество: «Кланяйтесь ему от Меня», говорил Император, садясь в дорожный экипаж Свой. В 6 часов по полудни, Государь был уже вне вологодской границы»[8].

3.1. Молитвенный путь Александра Благословенного
по святым местам г. Вологды

В день своего прибытия в Вологду вечером 15 октября Государь Император, был встречен в Воскресенском соборе преосвященным Онисифором, епископом вологодским и устюжским, изволил слушать его краткое молебствие с многолетием.

16 Октября 1824 года во втором часу дня Император Александр I посетил Спасо-Прилуцкий монастырь. Встреченный при входе в монастырь у святых врат настоятелем и всею братиею, Государь пошел в нижнюю соборную церковь и здесь слушал краткий молебен и многолетие, потом приложился к ракам Угодников Божиих и принял от архимандрита благословение святою иконою, которую в тот же день и отправил к Императрице Марии Федоровне. Из нижней церкви Он прошел в верхнюю соборную и в ризничную палатку, отсюда в церковь Введения и в настоятельские летние и зимние келлии. Пробыв в монастыре около двух часов, Государь оставил оный, поручив себя общим молитвам иноков. При выходе из монастыря, у тех же святых ворот, Он благосклонно принял хлеб-соль, поднесенную Его Величеству Прилуцкими жителями.