Смекни!
smekni.com

Венценосцы на Вологодчине (стр. 1 из 5)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) АКАДЕМИИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра общегуманитарных и социально-экономических дисциплин

Реферат

по дисциплине:

«история отечества»

на тему:

«Венценосцы на Вологодчине»

Выполнила: студентка 101 группы

очной формы обучения
Вантула Ксения

Преподаватель: Лопушанский И.Н.

Санкт-Петербург
2009 год


СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………...……………….3

Глава 1. Время Ивана Грозного……………………………………….……......5

Глава 2. Шествие Петра Первого через Вологду……...………………...…….7

Глава 3. Император Александр I Благословенный в Вологде ………….……8

3.1. Молитвенный путь Александра Благословенного
по святым местам г. Вологды…………………………………..10

Заключение …………………………………………………………….……....18

Список использованной литературы …………………………………..…….20


ВВЕДЕНИЕ

«Придет время и мы, наконец, научимся любить собственную историю. С той же примерно силой и верностью, с какой хороший сын бережет и любит родную мать…»

В. И. Белов

Для человека очень важное значение имеет то, что его окружает, что он видит вокруг себя, где он находится. Особенно запоминаются места, в которых прошли детские годы человека. Память о малой родине мы сохраняем на всю жизнь.

Малая родина – это не просто определённое место, это, в первую очередь, чувства и мысли человека, связанные с тем периодом его жизни, когда формировались его характер и его личность. Поэтому описание малой родины имеет неоценимое значение для более глубокого понимания взаимоотношений между людьми, для понимания многих проблем психологии и социологии. Безусловно, рассказы о малой родине человека имеют большую историческую ценность. Для многих людей детские годы связаны с малоизвестными и плохо изученными населенными пунктами или районами. А история каждого, пускай небольшого, поселения всегда полна многими интересными и очень полезными с исторической точки зрения событиями.

Для меня Родина начинается на обширных просторах вологодской земли, земли, которая уже больше восьми веков таит в себе дух исконно русских начал.

Вологда – это один из великолепных, славящихся своей красотой старинных городов Русского севера, с богатой историей, географией, культурой и традициями.

Порой возникает желание сказать самому себе: «Оглянись, задумайся - здесь каждый камень дышит историей!». А ведь действительно, яркая примета сегодняшнего времени – стремление вернуться к историческим корням, найти в прошлом то, что подвигало предков на укрепление государства. В своем реферате я хочу рассмотреть вопрос о том, какое место Вологда занимала в судьбах российских венценосцев, рассказать, для кого из них она стала поистине «жемчужиной Русского Севера».


ГЛАВА 1. ВРЕМЯ ИВАНА ГРОЗНОГО

Наверное, каждый вологжанин слышал об особом отношении царя Ивана Грозного к Вологде. Некоторые любители истории предыдущих веков даже полагали, что Иван Васильевич хотел перенести в Вологду столицу если не всей России, то своих опричных владений. Опорой для подобных мнений послужило развернутое во времена правления Ивана Грозного грандиозное строительство — возведение в Вологде каменных кремля и собора, деревянного царского дворца.

В 1565 году Иван Грозный, стремясь упрочить свое единоличное правление государством, выделил из числа русских земель несколько самых богатых в свое особое управление — «опричнину». Вологда была в их числе, и Иван IV не раз бывал в ней. Царь решил укрепить свою вологодскую резиденцию, занимавшую ключевое положение на пути в Европу и являющуюся центром богатых северных «опричных» земель. Россия в 1560-е годы оказалась в очень тяжелой внешнеполитической обстановке: в затяжной Ливонской войне на западных рубежах к давнему противнику - Литве - присоединилась столь же могущественная Польша; на юге началась тяжелая война с Турцией и союзным ей Крымским ханством, к которым неожиданно присоединилась Ногайская орда. Неурожай 1569 года принес в Россию голод...

В обстановке внутренней нестабильности Иван IV постоянно опасается за свою жизнь; его опасения усиливаются после известия о свержении и заточении в 1568 году шведского короля Эрика IVего мятежными братьями. Террор, развернутый опричниками внутри страны в 1569-1572 годах, был, скорее, выражением страха царя, чем свидетельством крепости его положения на троне. Иван опасается жить даже в такой мощной крепости, как Московский Кремль.

В 1567 году в Москве сооружается новая резиденция царя — окруженный каменной стеной замок за рекой Неглинной.

В конце 1560-х годов Грозный укрепляет дальнее дворцовое село Александрову слободу и строит там к 1570 году большой храм. После раздора с митрополитом, публично осудившим неправые дела царя, Иван выезжает из Москвы. К общему недоумению Слобода становится постоянным местопребыванием государя. Затворнический уклад жизни опричного двора в Александровой слободе подчеркивался и обыгрывался: царь и опричники время от времени наряжались в монашеские рясы и пародировали монастырскую братию. Русские послы были вынуждены объяснять в Литве, что царь по-прежнему руководит страной, а «выезжает в свое ближнее село в Слободу для своих прохладов, потому что в осеннюю пору на Москве государю непрохладно жити...». Но и подмосковная Слобода, окруженная заставами опричников, не кажется надежным убежищем от ожидаемого царем бунта всесильного боярства.

Установление дипломатических отношений с могущественной Англией в 1565 году становится той соломинкой, за которую готов схватиться царь. Уже в 1567 году во время тайных ночных переговоров с послом Дженкинсоном Иван Грозный настойчиво предлагает заключить английской королеве договор о взаимной помощи. Англичане всемерно стараются уклониться от союзного договора, и лишь спустя год их посол Рандольф уверил царя, что «если бы в управление его произошло какое-нибудь несчастье... он будет дружески принят в наших владениях и найдет у нас надежную дружбу». Взамен английская Московская компания получает новые привилегии... Вологда, окруженная лесами и достаточно удаленная от центра Руси, но стоящая у начала надежного Двинского пути в Европу, становится новым предметом внимания царя. К руководству сооружением вологодской крепости привлекается английский инженер Хэмфри Локк, приглашенный Грозным в 1568 году.

В ходе беспрецедентных (и не только для Вологды) строительных работ топография города была значительно преобразована. Изменения в ходе грандиозного строительства претерпела не только планировка города, но даже элементы ландшафта. Самый яркий пример — сооружение трех грандиозных рвов грозненского кремля, в том числе сохранившейся до наших дней долины реки Золотухи. Полагают, что в 1560-х годах для пополнения водой Содемы (названной в нижнем течении Золотухой) был прорыт канал Копанка, подводивший воду из другого притока Вологды - Шограша. Канал, тянувшийся параллельно современной улице Чехова по трассе улицы Копанка, ныне засыпан. Другие историки считают, что при создании Золотухи направление нижнего участка течения Содемы (примерно от перекрестка современных улиц Пред-теченской и Чехова) было изменено: возможно, ранее она впадала в Вологду в 1,3 км ниже по течению (в районе выхода к реке современной улицы Первомайской) или даже несла свои воды не в Вологду, а в ее приток реку Шограш (то есть Содема, в отличие от рукотворной Золотухи, не пересекала по линии юг—север вытянутую вдоль реки Вологды возвышенность, а огибала ее с юго-востока). Так или иначе, но долина Золотухи была расширена, углублена и превращена в наполненный водой оборонительный ров.

Иван Грозный впервые побывал в Вологде в 1565 году, во время поездки на богомолье в знаменитые вологодские монастыри. Осенью 1566 года, царь, как сообщает Продолжение Никоновской летописи, своим повелением «заложил город Вологду камен и повелел рвы копати и подошву бити и на городовое здание к весне повеле готовити всякие запасы». Весной 1567 года (видимо, в присутствии самого государя) начинается строительство стен грандиозной крепости. Вот как описывает эти события составленный в 1716 году вологжанином Иваном Слободским «Летописец»: царским «повелением заложен град месяца апреля в 28, на память святых апостол Ассона и Сосипатра. Нецыи же глаголют, якобы и наречен бысть град во имя апостола Ассон, но истина ль, тако аз написати за неизвестие под опасением».

Как видим, полтора века спустя, еще при существовании самих стен грозненской крепости, ювание ее в честь апостола Иасона (простонародные варианты зношения - Ассон, Насон) было отмечено летописцем с «опа-
ием», на основании устного предания. Кстати, в записях грозненского времени никакого особого названия новой крепости, кроме «град Вологда», не встречается. Привозятся по реке матешы для стройки - дубовые бревна, белый и булыжный камень, пич, известь. Из белого камня и кирпича строятся крепостные ивы и новый собор, из дерева - дворец царя и прочие сооружения.

Царь намерен был сделать Вологду одной из сильнейших крепостей страны. Ее огромные башни и стены возводились из кирпича (даже через полвека во всех городах Московского государства насчитывалось только полтора десятка каменных крепостей). Четыре-пять строительных сезонов возводятся стены каменного кремля — юго-восточная стена с девятью башнями и часть северо-западной стены с двумя башнями. На Пушечном дворе в Москве отливают до трехсот пушек, которые привозят в Вологду и (по свидетельству современника-англичанина) сваливают в кучу.

Два года (1568-1569) внутри крепости строят и первый в истории Вологды каменный собор.