Смекни!
smekni.com

Норвежская арктическая экспедиция 1898 1902 (стр. 2 из 3)

2.2. 1899[&][#]160[;]г.

Зима была суровой — Педер Хенриксен, произведённый в ассистенты доктора Свендсена, с трудом пробивал двухметровые колодцы во льду замёрзшего залива для промеров температуры воды. Самые низкие температуры воздуха наблюдались в январе-феврале 1899 г. — до −45 °C; в трюмах и мастерской температура держалась на уровне −27 °C[19]. Несмотря на холода, 22 февраля 1899 г. Свердруп, Бауманн, Бай, Изаксен и Хенриксен решили отправиться на охоту[20]. Свердруп и Хенриксен как более опытные отделились от отряда и решили заночевать на свежем воздухе. Поставив палатку, они разожгли примус и тут же убедились, что палатка полностью покрылась инеем. Термометр у них был ртутный, не рассчитанный на такие морозы. Заснуть охотникам не удалось. Неожиданно Хенриксен пожаловался, что у него мёрзнет спина: Свердруп убедился, что замёрзла полярная одежда из волчьего меха! Свердрупу пришлось сдирать ледяной доспех с товарища и отогревать его примусом, который он держал в руках[21]. Этой же ночью Пири (находясь в 10 милях от Свердрупа) зафиксировал температуру −67 °C и отморозил восемь пальцев на ногах, которые пришлось ампутировать[22]. Ни Свердруп, ни Хенриксен не пострадали, не считая того, что на просушку промороженной одежды ушли не одни сутки.

7 марта Скей, Штольц и Хассель попытались пройти как можно дальше к северу. Температура держалась на уровне −42 °C. На пятый день похода Скей отморозил пять пальцев на ногах и их пришлось ампутировать. Подвела обувь: вместо лапландских «каньг», набиваемых травой сенны, он носил «комаги» из сыромятной кожи[23].

Когда потеплело, Свердруп и Бай совершили несколько походов, один из них длился около месяца. В июне вышли два отряда: Скея и Свендсена и Свердрупа и Симмонса. Свендсен почувствовал себя неважно, но желая понаблюдать за арктическими насекомыми, отказался вернуться. Свердруп нашёл его на обратном пути мёртвым, 15 июня на «Фраме» был объявлен траур. Об истинной причине его смерти команде объявили уже после окончания экспедиции[24].

В июле льды стали расходиться, но продвинуться к северу не удалось. В августе освободился пролив Смита, поэтому «Фрам» смог зайти в Фаулк-фьорд в Гренландии. Там уже расположился Пири на своём экспедиционном судне Windward. У Пири был Бауманн, но личной встречи начальников экспедиций не состоялось: Пири был обижен на Свердрупа, и считал, что тот собирается отнять у него главный приз — Северный полюс[25].

Могила Браскерюда.

К середине августа Свердруп окончательно отказался от гренландских планов и принял решение пройти возможно дальше на запад проливом Джонс, продолжив картографирование о. Элсмир. 22 августа удалось забить 22 моржа. Для экономии времени их подняли прямо на борт, и во время шторма в проливе Леди-Анн моржи испачкали салом и кровью всю палубу. Вскоре был открыт ранее неизвестный фьорд, названный именем судна, но войти в него не удалось. На вторую зимовку расположились только 1 сентября.

В сентябре Свердруп, Штольц и Изаксен попытались исследовать пролив Джонса на шлюпке. В результате они попали в сплошные льды, и были вынуждены вести жизнь полярных робинзонов, пока не добрались до «Фрама» 6 декабря того же года[26]. За несколько дней до их прихода умер Браскерюд после двухнедельной пневмонии.

2.3. 1900[&][#]160[;]г.

Рождество было унылым: помимо смерти Браскерюда, команду угнетала тяжёлая болезнь Симмонса и Линдстрёма, от которой они не скоро оправились. Роль кока была возложена на Хасселя, и он справился с новыми обязанностями. Первый поход в 1900 г. начался 23 февраля — его целью было вернуть шлюпки, брошенные командой Свердрупа в их робинзонаде. Попутно выяснилось, что склады для мяса — собачьего корма, заложенные в 1899 г., были разграблены белыми медведями. Новый склад, предназначенный для большой экспедиции на запад, был назван Бьёрнборгом «Медвежьей крепостью», единственным сторожем вызвался быть Э. Бай, который три месяца прожил там в полном одиночестве. 20 марта в большой санный поход отправились три группы: Изаксен и Хассель, Свердруп и Фосхейм, Хенриксен и Скей. Бауманн и Раанес курсировали между отрядами, снабжая их провиантом и керосином. На борту осталось 5 человек, они переселились на ют; с целью экономии топлива отапливали только кормовые помещения[27].

Главным открытием экспедиции стал узкий пролив между островами Элсмир и Норт-Кент. Его достигли в сильный мороз и буран, дав перевалу имя Адские Ворота: Хелл-Гейт. Здесь едва не погибла упряжка собак, провалившаяся под лёд. Пролив был назван Свердрупом Норвежским. 30 марта показались горы, но обследовать их было невозможно. Температура держалась на уровне −42 °C, в результате чего коньяк, взятый Раанесом, замёрз, и во время празднования экспедиционеры его съели![28]

От Норвежского залива Свердруп и Изаксен, имея 12 собак, попытались пройти на север. Они открыли остров Аксель-Хейберг. Постоянные штормы вынудили их вернуться. Все группы собрались в Бьёрнборге 1 июня 1900 г. Бая на посту хранителя базы заменил Фосхейм. За всё это время Бай не видел ни одного медведя.

Пожар на «Фраме» 27 мая 1900 года

27 мая 1900 г. экспедиция едва не лишилась «Фрама»: искры из камбузной трубы подожгли тент, растянутый над всем судном, занялась крыша рубки, а затем вспыхнули пиломатериалы и 16 каяков, пропитанных для водонепроницаемости керосином. Стали гореть и ванты, кроме того, на палубе стоял бак с 200 л. керосина. Благодаря решительности Симмонса и слаженности действий, пожар удалось потушить. Основным ущербом была расплавившаяся кухонная посуда…[29]

9 августа 1900 г. «Фрам» двинулся дальше, но попал в ледовые поля севернее пролива Джонс. Свердруп решил становиться на третью зимовку в Гёсе-фьорде. Здесь были богатые стада овцебыков, необходимые для прокорма собак и разнообразия рациона команды (на «Фраме» даже использовали молоко, которое выдаивали из убитых коров). Новых экспедиций организовать не удалось из-за постоянно штормовой погоды.

2.4. 1901[&][#]160[;]г.

Начало 1901 г. не принесло улучшения: штормы продолжались до марта. 12 марта они сменились морозами до −50 °C. Тем не менее, Свердруп организовал две группы из 4 человек, на 4 санях с 24 собаками. Группа Изаксена прошла до западного края острова Аксель-Хейберг, поход длился 2 недели. Свердруп в ходе двухнедельного похода добрался до пролива между Аксель-Хейбергом и Элсмиром, названный им Эврика. Уже 8 апреля начался новый поход: Изаксен и Хассель обследовали западные острова, открыв острова Амунд-Рингнес и Эллеф-Рингнес, Бауманн и Штольц картографировали фьорды на востоке Норвежского пролива. Здесь они нашли мощные залежи угля и окаменелый доисторический лес, отдельные стволы имели в диаметре больше метра[30].

Фосхейм и Раанес тогда же переправились через пролив Эврика и продвинулись до Грили-фьорда. 13 июня они вернулись на «Фрам», проделав 1550 км за 67 дней. Одновременно Свердруп и Скей совершили 77-дневный поход, в ходе которого нашли многочисленные следы пребывания эскимосов, но людей не видели.

Погода переменилась: к 17 июня температура достигла нулевой отметки. 12 августа Свердруп попытался покинуть место зимовки, однако льды не давали прохода. Были начаты взрывные работы, но 5 сентября разыгрался ураган, стало ясно, что придётся зимовать ещё раз. Кончались запасы, поэтому развернулась бурная охотничья деятельность на льду и на суше. Кроме того, Свердруп распорядился засыпать песком канал во льдах к устью фьорда, чтобы ускорить весеннее таяние льдов.

2.5. 1902[&][#]160[;]г. Возвращение

В апреле Бауманн, Фосхейм и Хассель разведали о. Коун в проливе Джонса. Здесь были установлены гурии с запаянными в жестяных коробках отчётами об экспедиции. В конце апреля Бауманн. Фосхейм и Раанес совершили поход к полуострову Бичи, где Джон Росс оставил в 1850 г. большой склад, когда разыскивал пропавшую экспедицию Франклина. Оказалось, что склад разграблен неизвестно кем. Летом проводилось картографирование острова Девон и Гёсе-фьорда. Здесь было найдено большое количество окаменелостей. 6 августа вскрылись льды, после чего «Фрам» смог начать продвигаться к Гренландии. Штормовую погоду пришлось пережидать в Хавне-фьорд, в Годхавне экспедиция была только 17 августа.

Обогнув мыс Фарвель, 20 сентября «Фрам» прибыл в Ставангер. Здесь команда перешла на борт броненосца «Хеймдаль» — флагмана норвежского флота, который отбуксировал судно в Христианию. «Хеймдалем» командовал Сигурд Скотт-Хансен.

Чествование экспедиции не уступало встрече 1896 г. Все члены экипажа были награждены серебряной медалью «Фрама», Свердруп удостоен Большого креста ордена св. Олафа, Хенриксен — Золотой медали «За службу королю».

3. Результаты экспедиции

Экспедиция подробно обследовала территорию в 260 тыс. км² — больше, чем какая-либо предшествующая экспедиция (всего было совершено 15 санных походов суммарной продолжительностью 762 дня, пройдено 17515 км, не считая экскурсий в 30-40 км на несколько дней)[31]. Все территории объявлялись владениями Норвегии. Свердруп направил соответствующие документы правительству в Стокгольм, однако министр иностранных дел Лагерхейм фактически их проигнорировал. После распада унии со Швецией начался затяжной спор с Канадой, которая присоединила эти территории в соответствии с концепцией полярных секторов. Судебные разбирательства тянулись до 1930 г., а последние документы об отказе от претензий Сведруп подписал буквально за две недели до своей кончины. В 1930 г. Канадское правительство выкупило все материалы экспедиции Свердрупа за 67 тыс. долларов, которые хранятся теперь в Национальном архиве Канадской федерации.

Популярное описание экспедиции вышло в 1904 г. под названием «Новая земля», и было немедленно переведено на английский язык. Свердруп был неважным писателем, поэтому литературную обработку его дневников произвёл знаменитый прозаик Якоб Бреда Булль[32].