План
Введение
1 Подготовка
1.1 Цели и планы
1.2 Финансирование, снаряжение
1.3 Команда
2 Ход экспедиции
2.1 1898 г.
2.2 1899 г.
2.3 1900 г.
2.4 1901 г.
2.5 1902 г. Возвращение
3 Результаты экспедиции
Список литературы
Норвежская арктическая экспедиция (1898—1902)
Введение
Норве́жская поля́рная экспеди́ция 1898—1902 годо́в (Второ́е пла́вание «Фра́ма») под началом Отто Свердрупа проходила на территории Канадского арктического архипелага. Преследовала в первую очередь национально-политические цели, открыла и обследовала около 260 тыс. км² островов, которые объявлялись владениями Норвегии. В 1899 г. было потеряно два человека. В силу ряда причин оказалась менее известна, чем первое и третье плавания «Фрама». Отчёты об экспедиции никогда не публиковались на русском языке.
1. Подготовка
1.1. Цели и планы
Подъём национального самосознания в Норвегии и успех первой экспедиции «Фрама» привёл к желанию расширить присутствие Норвегии в высоких широтах Арктики — страна становилась центром полярных исследований[1].
Предварительный план новой экспедиции был готов уже в сентябре 1896 г., когда Нансен и Свердруп только прибыли в Христианию. Во время разгрузки «Фрама» в Люсакере, Нансен предложил Свердрупу стать руководителем новой полярной экспедиции[2]. Идея была предложена арматорами «Фрама» — Акселем Хейбергом и пивоварами Эллефом и Амундом Рингнесами. Они же брали на себя финансирование новой экспедиции, и первоначально хотели, чтобы во главе её встал Нансен, но тот только что воссоединился с семьёй[3].
Целью экспедиции был о. Гренландия, к 1898 г. почти совершенно неизвестный. «Фраму» предстояло пройти проливом Дэвиса, далее — проливом Смита, заливом Кейна, проливом Кеннеди, заливом Холла и проливом Робесона, а также, возможно, севернее, насколько это позволит ледовая обстановка. Дрейфа не намечалось. От самой северной точки команда на собачьих упряжках должна была идти на северо-восток вдоль северной оконечности Гренландии и добраться до более изученных восточных побережий острова. Предстояло также изучить Землю Пири, которую американский исследователь открыл вместе с Аструпом в 1893 г. и считал отдельным полярным архипелагом. Вопрос о покорении Северного полюса даже не ставился[4].
Свердруп понимал, что этот амбициозный план практически нереализуем, поскольку строился, исходя из условия, что ледовая обстановка будет идеальной. К северному побережью Гренландии в те времена не могло пробиться ни одно судно, поэтому Свердруп оговорил своё право менять маршрут экспедиции, если ледовая обстановка будет неблагоприятной[4].
1.2. Финансирование, снаряжение
Все расходы взяли на себя арматоры «Фрама»: каждый внёс треть общей суммы. Общие расходы на экспедицию составили около 220 тыс. крон (12000£)[5]. О снаряжении экспедиции Свердруп почти ничего не писал, ограничившись упоминанием, что всё было сделано как нельзя лучше. Большая часть научного оборудования и провианта на 3 года вперёд поступили из-за границы[6].
Поскольку «Фрам» был государственной собственностью, стортинг в 1897 г. выделил 20 000 крон (около 1100£) на реконструкцию судна[7]. Экспедиция 1893—1896 гг. показала, что жилые помещения были слишком тесны и неудобны, кроме того, новые задачи требовали возросшего экипажа — 16 человек. Мореходные качества «Фрама» также оставляли желать лучшего: рассчитанный на давление льдов корпус был валким, судно было капризным в управлении и слишком быстро разворачивалось к ветру под парусами, а также имело малую скорость.
В июле 1897 г. «Фрам» был отбуксирован на верфь Колина Арчера в Ларвик. Все изменения в конструкции судна обосновывал сам судостроитель. Свердруп и Арчер решили надстроить на верхней палубе «Фрама» спардек от машинного отделения до самого носа. Надводный борт судна увеличивался до 6 футов (ранее — максимум 2 фута). Для размещения экипажа образовывалась надстройка длиною около 20 м и шириной в 10 м. Теперь в верхнем помещении была большая кают-компания и 6 кают командного состава и научных сотрудников, а 10 человек рядового состава располагались в старых жилых помещениях на корме. Каюты теплоизолировались обычным для «Фрама» способом, новшеством была воздушная прослойка в 1 фут, заполненная крошёной пробкой. В трюмах были навешены потолки, изолированные пробкой и картоном для уменьшения конденсации влаги[8].
В новых жилых помещениях были оборудованы потолочные иллюминаторы, салон также получил естественное освещение. Отапливались жилые помещения печкой в кают-компании, вентиляции помещения по-прежнему не имели[9]. Электрооборудование было демонтировано в 1896 г. Освещался и отапливался «Фрам» керосином.
Для улучшения мореходных качеств был добавлен фальшкиль 15 дюймов высотой. На 7 футов была удлинена фок-мачта, сравнявшись длиной с бизань-мачтой. Силовую установку (паровую машину тройного расширения в 220 л.с.) не меняли. Паровой котёл при максимальной нагрузке потреблял примерно 2,8 т. угля в сутки[8]. Обмеры после перестройки показали, что вместимость «Фрама» составила 510 брутто рег.т., против 402 в 1893 г.[9].
1.3. Команда
Участники экспедиции перед отплытием.
Стоят: Линдстрём, Скей, Ольсен, Штольц, Нёдтведт, Фосхейм, Симмонс, Хендриксен, Браскерюд, Свендсен.
Сидят: Изаксен, Бауманн, Свердруп (в белом), Раанес, Бай, Хассель
Состав второй экспедиции «Фрама» не был чисто норвежским:
1. Отто Нейман Свердруп — командир корабля, начальник экспедиции.
2. Виктор Бауманн — первый помощник командира, старший лейтенант ВМФ Норвегии (с 1895). Два года учился в Берлинском университете на физическом отделении.
3. Олаф Раанес — штурман «Фрама». Рыбак с Лофотенских островов, сдав экзамен на штурмана, служил в пароходной компании Vesteraalen.
4. Гунер Ингвальд Изаксен — картограф, старший лейтенант кавалерии.
5. Герман Георг Симмонс — ботаник, швед по национальности. Окончил университет Лунда, в 1895 г. участвовал в ботанической экспедиции на Фарерские острова.
6. Эдвард Бай — зоолог, датчанин по национальности. Окончил университет Копенгагена, в 1891 г. участвовал в экспедиции Эйдера в Гренландию.
7. Йохан Свендсен — врач. В 1893 г. получив учёную степень, служил в госпитале Бергена, непродолжительное время — судовым врачом в компании Hamburg-America liners. Несколько лет практиковал на Лофотенских островах. Застрелился в одиночестве 14 июня 1899 года[10]. Был единственным членом экспедиции, не прошедшим медицинское освидетельствование. Свердруп не хотел брать его в экспедицию, зная о его пристрастии к морфию[11].
8. Пер Скей — геолог и минералог. Окончил университет Христиании в 1898 году
9. Педер Леонар Хенриксен — гарпунщик, опытный арктический шкипер. Участник экспедиции на «Фраме» в 1893—1896 гг.
10. Карл Ольсен — старший машинист. В 1893 г. с отличием окончил инженерное училище.
11. Якоб Нёдтведт — второй машинист, кочегар и мастер на все руки. Позднее участвовал в экспедициях Амундсена в Арктику в 1903—1906 и в Антарктиду в 1910—1912 гг.
12. Ивар Фосхейм — охотник и матрос. Известный в Норвегии того времени спортсмен, основатель санатория в Вальдресе.
13. Адольф Хенрик Линдстрём — провиантмейстер и кок. Коком служил с ранней юности. Позднее участвовал в экспедициях Амундсена в Арктику в 1903—1906 и в Антарктиду в 1910—1912 гг.
14. Сверре Хассель — матрос. Служил в ВМФ Норвегии, офицер кадетского корпуса в Хортене. Позднее участвовал в экспедиции Амундсена в Антарктиду в 1910—1912 гг.
15. Рудольф Штольц — матрос. До экспедиции служил клерком и брокером.
16. Уве Браскерюд — кочегар. Подобно Фосхейму и Штольцу до экспедиции не имел никакого отношения к флоту. Скончался от тяжёлой пневмонии и отсутствия медицинской помощи (судовой врач был уже мёртв) 6 декабря 1899 г.[12].
Стиль руководства Свердрупа отличался от демократии Нансена и авторитаризма Амундсена. По воспоминаниям:
«Редко мы видели улыбку на его губах и редко слышали его смех. Однако из этого вовсе не следовало, что он был брюзгой и ворчуном. Напротив, он был всегда приветлив, отдавал приказы, спрашивал и отвечал всегда в присущей ему спокойной манере. Хотя он и не принадлежал к тем, кто зажигал других своим душевным порывом, зато как никто другой умел пробудить в людях уверенность и стойкость»[13].
2. Ход экспедиции
2.1. 1898[&][#]160[;]г.
«Фрам» вышел во второй рейс 24 июня 1898 г., ровно через 5 лет после начала первой экспедиции. При переходе к мысу Фарвель судно испытывало сильную качку, Гренландию увидели только 18 июля, прибыв 28 июля в Эгедесминде, где приняли на борт 36 эскимосских лаек. В Годхавне взяли ещё 35 собак, а также уголь[14]. Собак могло бы быть и больше, но Свердруп узнал о какой-то эпидемии, и отказался от покупки.
17 августа «Фрам» отправился к о. Элсмир, но уже у мыса Сабине столкнулся с плотными льдами. Стало понятно, что дальше пройти не удастся. Команда сразу же занялась заготовкой моржей, множество которых было поблизости: собакам, которые быстро размножались, требовалось много корма. На зимовку встали в бухте Форт Юлиана в заливе Райс. Изаксен сразу же выступил в разведывательный поход для картографирования местности.
6 октября Свердруп, Фосхейм и Бай отправились на охоту, когда на льду показались незнакомые люди: это был Роберт Пири с каюром-эскимосом. Разговор вышел коротким, Пири отказался от кофе и завтрака и поспешно ушёл. Свердруп вспоминал:
«Посещение Пири стало главным событием дня в нашей палатке. Мы не говорили ни о чём другом, только радовались, что нам посчастливилось пожать руку знаменитого полярника, хотя бы его визит был настолько краток, что гость не успел даже толком снять рукавицы»[15]
Характерно, что сам Пири об этом эпизоде никогда и нигде не упоминал.
Свердруп впервые стал практиковать кратковременные санные походы, для которых «Фрам» служил надёжной базой. С 1 ноября «Фрам» был подготовлен к зиме: для уменьшения теплоотдачи растянули над палубой тент, потолочные иллюминаторы надёжно запрессовали снегом. Для собак были устроены будки на снегу — всё это было опробовано ещё в рейсе в Ледовитом океане[16]. Свердруп тогда ещё не оставил планов на Гренландию, поэтому на всю зиму распланировали работы по шитью палаток и постройке каяков и проч.[17]. Нёдтведт устроил кузницу прямо на льду[18].