Прежде всего, террористы в тащили в зал огромный фугас, « похожий на огромный снаряд времён Отечественной войны», и установили его в центре зала. К бомбе была приставлена одна из террористок, готовая в любой момент взорвать фугас. Одного этого взрыва с избытком хватило бы для того, чтобы полностью уничтожить всё здание, но им одним террористы не удовольствовались. Второй такой же фугас установили на балконе. Система должна бала быть абсолютной надёжной, никакая случайность не должна была помешать уничтожению в критический момент заложников. «Там всё было в проводах, - уже по окончании всех событий рассказал один из руководителей оперативного штаба, -
______________________
1Попова Т. «Норд Ост» глазами заложницы. С 12.
часть взрывчатых устройств была подключена на внешние источники питания. Как на сцене – к рубильнику. Часть устройств – на переносные элементы типа батареи. В принципе даже маленькой батарейки там было бы достаточно, чтобы электродетонация сработала »1.
После долгих переговоров российские власти ответили штурмом, и ни один из захвативших здание на Дубровке не ушёл живым. Оборотной стороной этой победы над террористами стала трагедия заложников. В результате теракта погибло 130 человек. Для уцелевших жизнь оказалась разрезанной на двое: до и после «Норд- Оста».
Многие потеряли родных и близких, многие стали инвалидами. С тех пор трагедия «Норд Оста» оказалась заслонена ужасом Беслана, террористическое подполье было подавлено в Чечне, но продолжило расползаться по северокавказским республикам. В ад отравились уничтоженные российскими спецслужбами Масхадов и Басаев. Финансировавшие теракт в «Норд- Осте» исламские террористические структуры утратили свой интерес к России, сосредоточившись на войне «неверных» в Ираке и Афганистане. Время залечило физические и душевные раны бывших заложников; те кого трагедия «Норд-Оста» не коснулось прямо, практически забыли о ней. Жизнь идёт своим чередом, но то и дело что-то заставляет нас возвращаться к тем четырём страшным октябрьским дням, когда на тончайшем волоске повисли судьбы сотен заложников и огромная страна замерла в ожидании.
Возможно, всё дело в тревожащей наше сознание неопределённости. Какие цели на сомом деле преследовали террористы ? Какими способами они собирались их достигнуть?
__________________
1Российская газета. 28.10.2002. Полоса 2.
Были ли действия российских властей адекватными вызовом? На все эти тревожные вопросы внятных ответов не сформулировано даже по прошествии нескольких лет.
Государственный террор мы предлагаем понимать как некриминализированные деяния, осуществляемые государственными властными структурами в политических целях с использованием государственных ресурсов, направленные против подвластных лиц, выражающиеся в массовых насильственных нарушениях и ущемлениях прав и свобод. Эти деяния имеют чрезвычайную общественную опасность.
К террору чаще всего прибегают нестабильные режимы с низким уровнем легитимности власти, которые не могут поддерживать стабильность системы экономическими и правовыми методами. Стабильные режимы прибегают к террору в тех случаях, когда они представляют собой закрытые, изолированные от мира системы.
Террор характерен для тоталитарных режимов, которые таким способом пытаются достичь идеологического многообразия и его поддержания, обеспечить себе легитимность. Ему способствует недостаток политической и правовой культуры у населения, несовершенство законодательства, слабое развитие институтов, позволяющих выявлять недостатки в деятельности органов власти.
Искусственное культивирование очага террористической угрозы на собственной территории силами государства, вероятно, войдет в историю, как явление, не имевшее в истории аналогичных прецедентов. Но исторические оценки прошлого будут представлять интерес еще не скоро. В настоящее же время мир стоит перед реальностью очередной тотальной угрозы планетарного масштаба, обезопасить от которого может лишь осознанное политическое объединение цивилизованных стран для противостояния общему врагу.
Список литературы
1. Александр Дюков «Заложники на Дубровке или Секретные операции западных спецслужб». ЭКСМО. Москва 2009г.