Смекни!
smekni.com

Норд-Ост Заложники на Дубровке (стр. 1 из 2)

Агентство по управлению государственными учреждениями Пермского края

ГОУ СПО «Пермский педагогический колледж № 1»

Кафедра «Преподавание в начальных классах»

Контрольная работа по дисциплине истории

«Норд-Ост»

Заложники на Дубровке

Кузнецова Наталья Александровна

Специальность 050709

«Преподавание в начальных классах»

Курс III, группа 31

Форма обучения: заочная

Научный руководитель:

Крюков Андрей Викторович

Пермь, 2011

Маловероятно, что кто-либо сомневается в том, что Россия и наиболее развитые страны Запада, представляющие привычно называемую «христианской» цивилизацию, столкнулись сегодня с организованным террором, имеющим преимущественно исламистские корни. В результате, теперь мы вынуждены констатировать, что на планете полным ходом идет самая настоящая новая мировая война, не имевшая до сих пор аналогов если не по качеству, то по масштабу. Такое не укладывается ни в какую логику, но ни агрессор, ни жертва в этой войне чаще всего даже не догадываются о ее действительной причине, принимая за таковую повод – одни для совершения злодеяний, другие из-за ощущения полной незащищенности. Но терроризм, сам по себе, явление не такое уж новое для истории. Другое дело, что ранее он проявлялся относительно локально, тогда, как нынешний глобальный всплеск уродливой идеологии «без идеи», выстроенной на базе вульгарного восприятия одной из мировых религий, стал возможным из-за глобального же системного кризиса, в пору которого вступает человечество в целом.

Для того, чтобы иметь представление о природе и степени угрозы, которую представляет собой терроризм, недостаточно констатировать совершенные злодеяния с неуклонно растущим количеством бессмысленных невинных жертв. Недостаточно гнева общественности или жесткой политики в отношении этого отдельных государств. И тем более, недостаточно нелепых дальневосточных военных учений с использованием в них российских танков и авиации. Врага, который объявился у всего человечества, независимо от различий между политическими системами, необходимо увидеть и рационализировать понять.

Будучи неясным, непонятным, неопознанным, «не переведенным» на язык адекватных общечеловеческих представлений, терроризм, как нетрудно убедиться, практически не встречает существенного сопротивления со стороны своих потенциальных жертв. Хотя его история и условия, в которых он стал проблемой планетарного масштаба, могут прояснить довольно много.

С середины 80-х годов начался переход российского общества от тоталитарной и административно-командной системы к демократической, этот период продолжается и до сегодняшнего времени. Важной задачей остается необходимость дать юридическую оценку деяниям тоталитарного режима, выразившимся в организации и проведении массового террора, стоившего жизни миллионам наших соотечественников. Государственный террор причинил ущерб, гораздо более значительный, чем общеуголовная преступность; он является одним из наиболее опасных видов политической преступности.

Политическая преступность и государственный террор, как один из ее видов, до сих пор остаются недостаточно изученными. Криминологи, занимающиеся разработкой данной темы, признают практическую невозможность дать однозначное определение этим явлениям.

В современной литературе нет единого подхода к вопросу о соотношении понятия "террора" с такими понятиями как "терроризм", "война", "геноцид", "агрессия". Вольное обращение с этими терминами приводит к невозможности провести разграничения между различными явлениями и заводит исследователя в тупик. Наиболее сложным является вопрос разграничения "террора" и "терроризма".

Анализируя причины, по которым наша страна в последнее десятилетия XX столкнулась с невиданной дотоле волной терроризма, большинство специалистов сходятся во мнении, что главной из этих причин стал структурный кризис, который страна и общества пережили после распада Советского Союза.

СССР не знал хоть сколько-нибудь масштабных террористических актов; в какой-то это объяснялось хорошо организованной работой правоохранительных органов (или карательных структур – кому как больше нравиться), а также монополией государственной власти в идеологической и информационной сфере. Однако главная причина, по который терроризм не имел массового распространения, заключалось в другом.

Вольно или невольно, базу для крайнего социализма окраин подготовили в Москве. Одним из главных лозунгов перестройки был «разоблачение преступлений, совершенных кровавой большевистской властью». Преступлением была объявлена и давняя депортация чеченцев в Среднюю Азию. Пропаганда идеи о «незаконно репрессированных народах» прямо подготовила почву для роста в республике национального экстремизма; до сих пор мы не отдаем себе отчёт, какие мощности были использованы при ведении этой пропоганды. «Современный человек, в том числе боевик и террорист,- замечает историк в.А. Тишков, - сам не переживал ни депортацию, ни геноцид прошлых десятилетий и тем более столетий…

Август 1991 года, развал СССР и «либерализация цен». Чечено - Игушская АССР и в советское время была достаточно бедным регионом, теперь же произошло стремительное обнищание населения, а социальная напряженность – слишком горючий материал. После совершившегося государственного переворота в республике начал создаваться криминальный режим, практический не имевший аналогов в мировой практике. В Чечне были фактически уничтожены все государственные структуры, и власть была лишь у тех, кто имел в руках оружие. Неконтролируемая федеральной властью Чечня превратилась в криминальную «черную дыру». Грабежи и хищения, осуществляемые за и пределах республики, финансовые махинации, торговля наркотиками, оружием и людьми стали одинарным делом. «Экономика лежала в руинах, и большая часть не имела даже таких элементарных условий жизни, как электричество и отопление… Упадок экономики сопровождался взрывом грабежей, убийств и изнасилований»1. Количество беженцев из республики исчислялось сотнями тысяч. Их было даже больше чем из воюющего Таджикистана. Всё это серьёзно угрожало территориальной целостности России и нарушало элементарные права граждан страны; наконец в декабре 1994 года для наведения конституционного порядка В Чечню были в ведены российские войска, эта мера была вынужденной и необходимой, к сожалению она была неподготовленной военной компанией со стороны российских войск была ужасной–особенно по контрасту с подготовленностью незаконных вооружённых формирований Дудаева. Кроме того, благодаря долгими усилиями «демократической общественности» чеченцы воспринимали Россию своих бедах. Поэтому чеченцы взялись за оружие; семена ненависти, некогда сеявшие «прогрессивной общественностью», дали кровавые всходы. Российские войска неожиданно для себя оказались втянутые в полномасштабные боевые действия.

23 октября 2002 года в здание театрального центра на Дубровке вошли хорошо вооруженные и подготовленные террористы. Захватив сотни заложников, они потребовали вывода российских войск из Чечни.

_______________________

1Нравственные ограничения войны: Проблемы и примеры / Под общ. Ред. Б. Копитерского, Н. Фоушина, Р. Апресяна. М.: Гардарики,2002.С.243.

Террористы сразу же начали работать с западными СМИ. Уже в 10 часов вечера, через 50 минут после захвата здания, министр пропаганды Республики Ичкерия Мовлади Удугов дал интервью Службе ВВС по центральной Азии и Кавказу. Он подтвердил, что группа полевого командира Бараева организовала захват заложников. По словам Удугова, группа состоит из террористов – камикадзе и примерно 40 вдов чеченских повстанцев, которые не собираются сдаваться. Здание заминировано1.

К одиннадцати часам 23 октября террористы выпустили из здания насколько десятков заложников, в том числе детей. Это было очень эффективно: испуганные дети, родители которые остались в руках бандитов, и телевидение, конечно же, многократно показало такие кадры, как те, где десятилетний Денис Афанасьев рассказывал об увиденном. «Эти люди с автоматами были похожи на кавказцев и говорили с акцентом. Мы хотим, чтобы кончилась война, кричали они»2. Вся страна и весь мир видели эти кадры; это-то и было необходимо террористам.

Собственно говора, главное отличие терроризма от партизанской войны заключается именно в том, что для реализации своих целей террористам жизненно необходимы средства массовой информации. Именно СМИ позволяет нагнетать панику в обществе, столь необходимая террористам. Без СМИ современный терроризм почти не имеет смысла; почему-то именно этого обстоятельства российские журналисты либо не знали, либо не хотели знать, радостно озвучивая любую информацию, которую сливали им преступника.

Несколько следующих часов подряд террористы выпускали небольшие партии заложников, что немедленно озвучивалось СМИ.

______________________

1Газета. 25.10. 2002. 2Степаков В. «Битва за «Норд-Ост». С. 8.

По телевизионным каналам показывали напуганные лица людей, побывавших на краю смерти, но чудом избегшим её; от этого ужаса и сочувствия невинным жертвам становилось страшно и тем, кто в безопасности сидел в своих домах. Ведущая на Первом канале Ольга Кокорекина вспоминала, что, разговаривая в прямом эфире с заложниками из зала она «почувствовала дыхание смерти». Благодаря телевидению, это страшное чувство ощутили все приникшие к экранам жители страны. Так в первые часы теракта сеялись семена паники.

Действия террористов были отрепетированы заранее, как в хорошем военном подразделении, каждый «знал свой манёвр». Именно эти отточенные действия поразили некоторых заложников. «Никакой суеты, - Вспоминала Татьяна Попова, - всё в строгом соответствии с явно заранее продуманным планом… Каждый из них четко отвечал за свой участок работы. Никто не метался, не толкался Создавалось впечатление хорошо организованного действия»1. Эта подготовленность больше всего и пугала.