Смекни!
smekni.com

Государственное призрение в России (стр. 2 из 4)

С 1776 по 1787 год приказы общественного призрения существовали только в 22 губерниях из 51. Приказная система просуществовала более 80 лет и была ликвидирована в ходе реформ 60—70 гг. XIX века.

Переход общественного призрения под юрисдикцию Министерства внутренних дел привел поиск его финансирования к организационным формам. К ним можно отнести такие как разрешение на ведение хозяйственных и имущественных операций (сдача внаем лавок, домов, кузниц, садов, мельниц, огородов и т. п., поощрение распилки бревен, разрешение продажи игральных карт, открытие суконных фабрик).

Т. о, приказы общественного призрения увеличивали свои капиталы не только за счет доходов губерний, но и банковских операций, частных пожертвований и в результате ведения самостоятельной хозяйственной деятельности.

В этот же период начинает оформляться и организационная структура общественного призрения. Приказы общественного призрения управлялись коллегиально, но председательствовал непосредственно губернатор. В состав правления входили заседатели Совместного Суда, по одному из каждого сословия (дворянства, купечества, поселян).

С 1818 г. в приказы вводятся должностные лица и со стороны правительства – инспекторы врачебных управ. Но в каждой губернии были свои особенности в управлении приказами.

К 1862 г. складывается определенная система учреждений социальной помощи:

лечебные заведения (больницы, дома для умалишенных);

заведения призрения (богадельни, инвалидные дома, дома для неизлечимых больных);

учебно-воспитательные заведения (воспитательные дома, сиротские дома, училища для детей канцелярских; служащих);

институты пансионеров, местные благотворительные; общества.

Что касается периода кратковременного правления Павла I (1796-1801 гг.), то, несмотря на обилие различных указов и распоряжений (свыше 2 тысяч за 4 с небольшим года), лишь одно касалось проблем призрения. По указу о казенных имениях (1797 г.) обязанность прокармливать своих нищих и бедных была перенесена с селений на волости.

Таким образом, в XVIII в. в России оформилась система государственной благотворительности, появились специальные органы (приказы), в обязанности которых вошло попечение о нищих, сиротах и убогих. В сельской местности призрение нуждающихся оказывалось в ведении местных общин и помещиков. Итогом XVIII столетия стала также и фактическая законодательная ликвидация системы открытого призрения в городах.

Основные традиции частной и общественной благотворительной деятельности в России (II половина XVIIIначало XX в.)

Возникновение благотворительных обществ в России в пореформенный период как отражение потребности гуманизации социальных отношений. Деятельность институтов социальной поддержки и меценатов на рубеже XIX – начала XX вв.

После эпохи Екатерины II знаменитой вехой в развитии общественного призрения была деятельность благотворительных обществ и союзов. 12 ноября 1796 года Императрица Мария Федоровна, супруга Павла I, приняла на себя начальствование над Воспитательным обществом благородных девиц и его мещанским отделением.

2 мая 1797 года Императрица, сохраняя в своем ведении Воспитательное общество и мещанское училище, приняла по воле Государя главное начальствование и над Воспитательными домами, Сохранными казнами и Коммерческим училищем, чем и положила основание Ведомству, впоследствии названному ее именем.

Особое внимание Мария Федоровна обратила на Воспитательные дома. За 30 лет из поступивших в них 65 тыс. младенцев в живых осталось 7 тыс. Императрица заключила, что ужасающая смертность детей связана главным образом с теснотой помещения. Для улучшения условий в Санкт-Петербурге Государь пожаловал Воспитательному дому особняк графа Разумовского на Мойке. Позднее к этому зданию был прикуплен соседний дом графа Бобринского. И в этих зданиях Воспитательный дом располагался до 1917 года.

Мария Федоровна реорганизовала Опекунский Совет и каждый его член «высокого и знатного рода» сверх участия в общем управлении заведовал отдельным учреждением или частью учреждения «без всякого вознаграждения, из любви к Отечеству и человечеству».

Императрица открывала и новые учебные и благотворительные заведения. К 1802 году в Петербурге и Москве были открыты женские учебно-воспитательные учреждения им. Св. Екатерины. В 1802 года был открыт новый Воспитательный дом на средства Марии Федоровны в Гатчине. В 1807 году основан Павловский военно-сиротский институт, в 1817 году – Харьковский институт благородных девиц для дочерей дворян и купцов всех гильдий с обучением приходящих девиц за плату и без платы.

Императрица заботилась о воспитании дочерей нижних чинов армии и флота. Так, в 1820 и 1823 гг. были открыты два училища для солдатских дочерей полков лейб-гвардии. Для детей нижних чинов морского ведомства в 1826 году были учреждены училища в Севастополе и Николаеве. Кроме того, в 1806 году на своей даче в Павловске (близ Санкт-Петербурга) Мария Федоровна на собственные средства открыла училище для глухонемых детей обоего пола.

С 1801 года в ведение Императрицы поступила первая к тому времени учреждения больница Императора Павла I, основанная в Москве в 1763 года, когда Павел был еще Великим князем.

К числу наиболее значимых учреждений Ведомства Императрицы Марии Федоровны относились Вдовьи дома – в Санкт-Петербурге и в Москве, которые существовали до 1913 года. Дома были открыты в 1803 году для вдов военных и гражданских чиновников и содержались на доходы Воспитательных домов, т. е. Сохранных казен, и получали от Императрицы по 1500 руб. ежегодно.

А также в 1803 году Мария Федоровна основала две больницы для бедных на средства Воспитательных домов в Петербурге и в Москве, каждую на 200 кроватей. Впоследствии в память о Марии Федоровне они были наименованы Мариинскими.

Кроме жены Павла I, в благотворительной деятельности принимали участие и другие члены императорской семьи

С 1828 по 1881 г. после кончины Императрицы Марии Федоровны все учреждения, бывшие в ее ведении, принял под свое покровительство Император Николай I. Он учредил должность статс-секретаря по делам учреждений Императрицы Марии, которому передано заведование канцелярией покойной Императрицы с наименованием «IV отделение Собственной Ее Императорского Величества Канцелярии».

Во исполнение воли Императрицы Марии большая часть женских учебных заведений поступила в заведование Императрицы Александры Федоровны, жены Николая I.

С 1829 года институты благородных девиц по примеру Санкт-Петербурга и Москвы стали возникать в других городах России и даже в отдаленных ее окраинах (Астрахани, Оренбурге, Керчи, Казани, Саратове, Одессе, Иркутске, и др.). Постепенно к середине XIX в. общественное воспитание женщин в России стало составлять особую отрасль народного просвещения.

Император Николай I также учредил в России первые сиротские институты. Необходимость такого решения была вызвана следующими обстоятельствами. Большое число детей, нуждавшихся в призрении, остались сиротами вследствие войны и холерной эпидемии 1830—1831 гг. В 1834 г. при Воспитательных домах Санкт-Петербурга и Москвы открылись сиротские отделения на 50 мест в каждом, затем латинские и французские классы. В них дети обоего пола получали хорошее образование, что после латинских классов могли поступать в медико-хирургическую академию, а из французских классов выходили воспитатели в частные дома. Дети, рожденные вне брака, вместе с сиротами получали прекрасное образование. Были факты, когда родители из бедных семей тайно приносили своих детей в Дома в надежде на их счастливое будущее.

Император Николай I с 1837 г. упразднил латинские и французские классы, а взамен их учредил институты для воспитания сирот офицеров военной и гражданской службы. Из сиротского мужского института (на 300 детей) при Московском Воспитательном доме в 1847 году образовался Кадетский корпус с выходом из ведомства Императрицы Марии.

В то же время к середине XIX в. остро встал вопрос женского образования, поскольку частных пансионов и институтов благородных девиц Ведомства не хватало. В апреле 1859 года в Санкт-Петербурге было освящено первое в России открытое женское учебное заведение — женская гимназия для дочерей лиц всех сословий и вероисповеданий.

В начале 70-х гг. XIX в. число женских гимназий в Империи превысило число мужских. Но желающих получить хорошее образование было гораздо больше. Купцам и другим сословиям было разрешено помещать дочерей за плату в закрытые институты благородных девиц Ведомства Императрицы Марии, за исключением нескольких учебных заведений для детей потомственных дворян.

К 1873 году осуществлены значительные изменения в структуре управления Ведомством. Территориальные Опекунские советы были объединены в единый Опекунский совет Учреждений Императрицы Марии с образованием присутствий в Санкт-Петербурге и в Москве на правах высших государственных учреждений по делам законодательного и финансового управления.

Главное управление находилось в Собственной Ее Императорского Величества Канцелярии. С мая 1880 году вследствие кончины Императрицы Марии Александровны, жены Александра II, воспитательные и благотворительные заведения Ведомства были вверены цесаревне Марии Федоровне, жене Александра III, которая не только продолжила, но и развила деятельности Ведомства, основав средние женские учебные заведения где наряду с общеобразовательными предметами обучал профессиям, ремеслам.