Основные направления деятельности Ведомства модно представить следующим образом.
1. Призрение младенцев. Воспитательных дома (в Санкт-Петербурге и Москве) ежегодно принимали на свое попечение более 20 тыс. незаконнорожденных младенцев и до 1 тыс. законных и призревали в деревнях у воспитателей до 80 тыс. питомцев, остающихся на попечении Дома до 21-летнего возраста. Для питомцев содержалось более 100 школ. В некоторых губернских и уездных детских приютах Ведомства учреждались специальные «ясли» (в Вологде, Полтаве, Петрозаводске, Риге, Томске, Рыбинске, Моршанске, Керчи и др.).
2. Призрение детей. Каждый год призревается до 14 тыс. детей в 176 приютах Ведомства, в том числе более 4 тыс. на полном содержании заведений. Все призреваемые обучаются грамоте и ремеслу по программе народных училищ.
3. Призрение слепых и глухих. Для слепых детей имеется 21 училище (2 столичных и 19 в губерниях), в которых воспитываются, обучаются грамоте и ремеслам свыше 700 детей. В специальном училище воспитывается до 200 детей интернами и до 50 – экстернами. Дети обучаются грамоте и ремеслам.
4. Женское воспитание и образование. В институтах и других закрытых заведениях Ведомства ежегодно воспитываются и получают законченное образование 10 тыс. девиц разных сословий и исповеданий. В трех Мариинских училищах и в других женских школах, учрежденных разными обществами, воспитываются ежегодно еще 6 тыс. человек, а также в 31 гимназии и прогимназии, на педагогических курсах получают образование еще до 10 тыс. девиц.
5. Призрение и воспитание мальчиков и юношей. В трех заведениях: двух коммерческих училищах и Гатчинском Сиротском институте воспитывалось окало 2 тыс. человек. В Императорском Александровском Лицее получали гимназическое и академическое образование более 200 человек из потомственных дворян.
6. Призрение взрослых. В 36 богадельных домах ежегодно призреваются до 5 тыс. престарелых, дряхлых, увечных.
Кроме Ведомства учреждений Императрицы Марии Федоровны, в России XIX века существовали и другие благотворительные общества.
Самым известным из них было Императорское человеколюбивое общество. В мае 1802 г. в Петербурге при содействии Императора Александра I было основано «Благодетельное Общество». Первыми руководителями являлись министр коммерции граф Румянцев, надворный советник Щербаков. Для осуществления управления Обществом был образован комитет из 17 «достойных лиц», проявивших себя на государственной службе. В 1804 году. Император Александр I одобрил разработанную комитетом программу деятельности «Благодетельного Общества», согласно которой на Общество возлагалось:
1) домовое призрение бедных больных (бесплатное лечение на дому);
2) диспенсарии (диспансеры) в разных частях города устройство больниц, в том числе специализированных;
3) помощь пострадавшим от несчастных случаев;
4) больницы для «заразных» больных;
5) призрение инвалидов (калек, глухонемых, слепых и т. д.).
С 1814 года «Благодетельное Общество» было переименовано в «Императорское Человеколюбивое Общество», а комитет сократился до 11 членов, в числе которых находились главный попечитель в звании председателя и его помощник.
К 1910 году Человеколюбивое Общество оказывал помощь бедным любого возраста и вероисповедания:
при рождении ребенка – акушерством, врачебным и вещественным пособием;
в детском возрасте – призрением, воспитанием и образованием;
призрением взрослых, если они не могут добывать себе пропитание собственным трудом по старости или неизлечимым болезням;
предоставлением бесплатных или удешевленных квартир и пищи нуждающимся, восстановлением здоровья заболевшим.
Как осуществлялись перечисленные благотворительные задачи, показывают следующие цифровые данные о деятельности подведомственных Человеколюбивому Обществу учреждений, извлеченные из последнего отчета Совета Императорского Человеколюбивого Общества за 1908 год. К этому времени функционировали:
1) учреждения для постоянного призрения, в т.ч.:
66 учебно-воспитательных заведений для детей и молодых людей обоего пола;
76 богаделен;
36 заведений бесплатных и дешевых квартир;
2) учреждения для оказания временной помощи, в т.ч.:
33 медицинских учреждения, в которых оказывалась врачебная помощь стационарным больным, пользовавшимся врачебным уходом и полным содержанием, родильницам с уходом и полным содержанием матерей и младенцев, амбулаторным больным, включая бесплатные лекарства;
31 благотворительное общество, в которых выдавались постоянные и единовременные денежные или вещественные (материальные) пособия;
3 ночлежных приюта;
11 столовых, в том числе 9 народных;
1 детская студенческая;
7 заведений по трудоустройству.
В 1904 г. в Петербурге основан Союз для борьбы с детской смертностью в России.
Устав Союза давал право открывать местные отделы всей империи. Средствами снижения детской смертности служили детские ясли и приюты, учреждения для раздачи молока, лечебные и санитарные пункты, убежища для рожениц и после родов, распространение гигиенических сведений, общий подъем народной жизни и особенно просвещения и нравственного воспитания.
В 1913 году указом Императора Николая II образовано Всероссийское попечительство по охране материнства младенчества, упраздненное в январе 1918 году в связи с образованием при Министерстве Государственного Призрения отдела по охране материнства и младенчества.
Одним из направлений благотворительной деятельности было оказание помощи нуждающимся в жилье. К решению этой проблемы подключились общественные организации. Большую работу в этом направлении проводило «Братолюбивое общество». Его организатором и бессменным председателем почти полстолетия была княгиня Надежда Борисовна Трубецкая. Это общество снабжало в Москве нуждающихся квартирами, в их распоряжении находилось 30 домов, где находили приют тысячи семейных и одиноких людей. В 1866 году, когда Общество примкнуло к ведомству Императорского Человеколюбивого общества, оно получило выгодные условия для строительной деятельности. Им был построен «Марининский приют» (поселок двухэтажных деревянных зданий), где определенный процент квартир каждом доме предоставлялся бесплатно совершенно неимущим. Здесь же устраивались аптеки, больницы, школ и сады.
Правительство постоянно поддерживало это общество, в его распоряжение передавались свободные дома, участки земли под строительство поселков.
Ко времени царствования императора Александра I относится также образование обществ, основанных на принципах взаимного вспоможения, или самопомощи. Их члены, принадлежащие, как правило, к одному какому-либо сословию, составляли капитал посредством ежегодных взносов, который использовался на вспомоществование как людям из их среды, испытывающим финансовые трудности, так и их вдовам и сиротам, не имеющим средств к существованию, тогда как обычно члены благотворительных обществ делали взносы для вспомоществования лицам посторонним, признанным после исследования их положения нуждающимися и заслуживающими такой помощи.
При Александре I были также учреждены кассы:
на содержание вдов и сирот пасторов Саратовских протестантских колоний в 1806 г.;
убогая и училищная касса в Дерпте в 1813 г.;
вдовья и сиротская касса Санкт-Петербургских биржевых маклеров в 1822 г.
Так появилась первая частная организованная благотворительная помощь. С ее возникновением заканчивается исключительное господство закрытых заведений как формы социальной помощи. Впервые о введении помощи бедным слоям населения со стороны общественности было заявлено еще в законах, принятых Петром Великим, однако тогда ее формы и организация не были определены.
В 1882 году образовалось общество попечения о бедных и больных детях «Синий крест», которое находится под покровительством Великой княгини Елизаветы Маврикиевны. В том же году в Москве на средства частного лица — Александры Степановны Балицкой – открывается первый приют для калек и парализованных.
1893 год был ознаменован возникновением Общества защиты детей от жестокого обращения, которое строило убежища и общежития с мастерскими. Тогда же создавались приюты для слабоумных детей и эпилептиков, все на средства частных жертвователей.
Во времена царствования императора Николая II рост идеи организованной общественной помощи бедным был приостановлен: новых благотворительных обществ почти не возникало, организация групповой помощи не получило развития. Но в этот период был образован Комитет по разбору нищенствующих, что свидетельствует о том, что идея общественной помощи все же не была отброшена.
К концу XIX столетия в России насчитывалось боле 14 тыс. благотворительных обществ и заведений. По ведомственной принадлежности благотворительные учреждения распределялись следующим образом:
Ведомство учреждений императрицы Марии – 683;
Российское общество Красного Креста, Императорское человеколюбивое общество – 518;
Попечительство о домах трудолюбия и работных домах – 274;
ведомства православного вероисповедания и военного духовенства – 3358;
Министерство внутренних дел – 6854
Министерство народного просвещения – 68 и др.
По данным I съезда русских деятелей по общественному призрению, наибольшим числом различных благотворительных организаций отличались прибалтийские губернии, в которых на каждые 100 тыс. населения приходилось более 20 благотворительных обществ, тогда как в Петербургской – 17, Московской – 14, а во всех остальных – не более 7.
Благотворительные общества имели разные названия и численность, но каждое являлось юридическим лицом, имело устав, право приобретать недвижимость, ценные бумаги, счет в банке. Ежедневно составлялся отчет о деятельности и высылался в Канцелярию того ведомства, в подчинении которого находилось общество. За всей благотворительной деятельностью был строгий полицейский надзор.