В отличие от типичной для других культур Месоамерики месоамериканских пирамид и квадратных центральных площадей, населённые пункты Теучитланской традиции имели иную планировку: центральная круглая площадь и уникальные конические пирамиды (см. напр. Гуачимонтонес)(.[41] Этот же круглый архитектурный стиль отражается и во многих сценах, изображённых в произведениях искусства шахтовых могил.
3.2. Связи с другими месоамериканскими культурами
Поскольку западная Мексика находилась на самой периферии Месоамерики, долгое время эта история рассматривалась вне контекста известных месоамериканских культур.[42] В шахтовых могилах, к примеру, не было обнаружено ни одного артефакта, где бы прослеживалось влияние ольмеков, ни месоамериканского календаря, ни следов письменности,[43] хотя есть некоторые другие месоамериканские культурные маркеры, например, свидетельствующие о распространении здесь месоамериканской игры в мяч.
Несмотря на указанные отличия, образ жизни древних западных мексиканцев во многом напоминал образ жизни других народов древней Месоамерики. В дополнение к трём характерным местным сельскохозяйственным культурам — бобам, тыкве и кукурузе — здесь выращивали перец чили, маниоку и другие клубнеплоды, различные злаки, а также употребляли белковую пищу — домашних собак, индеек и уток, а также дичь. Жили западные мексиканцы в мазанках с соломенной крышей, выращивали хлопок и табак, вели дальнюю торговлю обсидианом и другими товарами.[44]
Шахтовые могилы не встречаются в других местах Месоамерики, ближайшие (по местонахождению) аналоги известны лишь на северо-западе Южной Америки.[45]
3.3. Связи с южноамериканскими шахтовыми могилами
Шахтовые могилы также встречаются на северо-западе Южной Америки в более поздний период, чем в Западной Мексике (например, в 200—300 гг. н. э. на севере Перу, позднее на других территориях). По мнению Дороти Хослер, профессора археологии и древних технологий в Массачусетском технологическом институте, «физическое сходство между типами могил на севере Южной Америке и в Западной Мексике не вызывает сомнений»,[46] тогда как историк искусства Джордж Кюблер полагает, что западномексиканские камеры «напоминают могилы шахтового типа в верховьях реки Каука в Колумбии».[47] С другой стороны, другие исследователи не согласны с тем, что внешнее сходство говорит о культурной связи — Карен Олсен Брунс считает, что «контакт подобного рода… может возникнуть разве что в замылившихся глазах фантазёра».[48]
Были выдвинуты предположения и о других связях между Западной Мексикой и северо-западом Южной Америки, в частности, развитие металлургии.[49]
4. История изучения
Впервые артефакты традиции шахтовых могил подробно рассмотрел Карл Софус Лумхольц в своей работе 1902 г. «Неизвестная Мексика» (Unknown Mexico). Норвежский исследователь не только опубликовал изображения нескольких предметов могильной утвари, но и описал разграбленную могилу-шахту, которую он посетил в 1896 г. Он также посетил и описал руины Цинцунцана, столицы империи Тараско, расположенного в 250 км к востоку от могилы, и был одним из первых, кто неверно отождествил традицию шахтовых могил с народом пурепеча — создателем государства Тараско.[50]
В 1930-е гг. художник Диего Ривера начал собирать артефакты из Западной Мексики для своей частной коллекции, и его увлечение пробудило широкий общественный интерес к культуре создателей западномексиканских захоронений.[51] В конце 1930-х гг. одна из виднейших исследователей Западной Мексики, археолог Изабел Келли, начала свои исследования. В период 1944—1985 гг. Келли опубликовала десятки работ о своей работе в данном регионе. В 1948 г. она первой предположила о существовании «дуги шахтовых могил» — области географического распространения данной культуры по западу Мексики (см. карту выше).[52]
В 1946 г. Сальвадор Тоскано выступил с критикой отождествления шахтовых могил с государством Тараско,[53] а в продолжение его работы в 1957 г. Мигель Коваррубиас окончательно доказал, что государство Тараско появилось лишь после X века.[54] Позднее выводы Тоскано и Коваррубиаса были подтверждены методом радиоуглеродного анализа угля и других органических останков из разграбленных шахтовых могил, которые смогли сохранить в 1960-е гг. Диего Дельгадо и Питер Фёрст. На основании своих раскопок, а также этнографических исследований современных народов уичоль и кора в штате Найярит, Фёрст (Furst) предположил, что артефакты не просто были принадлежностями древних людей, но отражали их мифологию и космогонию. Например, модели домов изображали жилище живых в связи с жилищем мёртвых, расположенным на нижнем уровне, а также «рогатых» воинов — шаманов, сражающихся с мистическими силами.[55]
В 1974 г. Хассо фон Виннинг опубликовал подробную классификацию артефактов из шахтовых могил Западной Мексики (включая, в том числе, «псевдокитайские» фигурки типов A — D). Его классификация до сих пор широко используется другими исследователями.[56]
Крупнейшим событием стало обнаружение в 1993 г. неразграбленной могилы в Уицилапе (Huitzilapa), которая дала к настоящему времени наиболее подробную информацию о погребальных обычаях данной традиции.[57]
Список литературы:
1. AMNH, [1], в свою очередь, цитирует: Butterwick, Kristi (2004) Heritage of Power: Ancient Sculpture from West Mexico, Metropolitan Museum of Art.
2. Kappelman, [2]
3. При обсуждении типов керамики Кюблер (Kubler, p. 195) ссылается на «откромленных и съедобных собак из Колимы».
4. Kan, p. 126.
5. Coe, p. 58.
6. По оценкам Международного совета музеев, около 90 % глиняных фигурок происходят из незаконных раскопок ICOM.
7. Williams, Classic period page и Danien, p. 23. Интересно отметить, что многие могилы были разграблены ещё в древности (Meighan & Nicholson, p. 42).
8. Judy Sund, p. 13.
9. сСм. Townsend, Richard (1998) Ancient West Mexico: Art and Archaeology of the Unknown Past, Thames & Hudson.
Кроме того, в 4-м издении своей книги «Мексика: от ольмеков до ацтеков» Майкл Коу пишет о «бездне нашего невежества о доисторическом прошлом данной территории», p. 56.
10. «Оксфордская энциклопедия месоамериканских культур» (The Oxford Encyclopedia of Mesoamerican Cultures) отмечает, например, что «никогда в доиспанскую эру ни одна политическая или культурная общность не распространялась на весь регион, даже несмотря на то, что определённые культурные шаблоны (такие, как строительство могил с шахтой и подземной камерой) распространялись на довольно большие территории», Michelet p. 328. Beekman (2000, p. 393) отмечает то же самое.
11. Уильямс (Williams, Classic period page) и большинство других источников указывают дату 300 до н. э. К примеру, Доминик Мишле (Dominique Michelet) в The Oxford Encyclopedia of Mesoamerican Cultures утверждает: «возможно, культура возникла ранее», чем в 200 г. до н. э.
12. Beekman (2000) p. 388 & 394.
13. Предполагаемая конечная дата традиции шахтовых могил значительно варьируется у разных исследователей. Уильямс и Музей Де Янга указывают на 300 г. н. э. Международный совет музеев, с другой стороны, указывает дату 500 г. н. э., а смитсонианцы и The Oxford Encyclopedia of Mesoamerican Cultures — 600 г. н. э..
14. Coe et al., p. 102.
Williams, Classic period page.
15. Beekman (2000) p. 388.
16. shaft tomb chamber 2 | Flickr — Photo Sharing!
17. Covarrubias (1957) p. 87.
18. Meighan and Nicholson, p. 47.
19. Covarrubias, p. 89-90.
20. Kubler, p. 194.
21. См. напр. Kubler, p. 194.
22. Мейган и Николсон (Meighan and Nicholson) указывают, что стили псевдокитайских статуэток накладываются друг на друга «достаточно сложным образом», p. 58.
23. Kan. p. 21.
24. Kan, p. 22.
25. Kan, p. 17, который ссылается на диссертацию: Peter Furst (1966) «Shaft Tombs, Shell Trumpets and Shamanism», Ph. D. dissertation, UCLA.
26. Kan. p. 22.
27. Covarrubias, p. 91.
28. Kubler, p. 193.
29. Метрополитен-музей, [3].
30. Kan, p. 26.
31. См. Taylor, где рассматриваются религиозные представления на материале керамических сцен.
32. Foster et al., p. 47 а также Wiegand, p. 400.
33. См, в частности, Coe et al., pp. 103—104, или Kubler, p. 195.
34. Coe (1994), p. 45 и многие другие.
35. Metropolitan Museum of Art, [4].
36. Могила в Лас-Себольяс (Las Cebollas) содержала 125 морских раковин (Meighan & Nicholson, p. 39). Бикмен (Beekman, 2000) указывает на трубы из морских раковин, наряду с собаками и рогатыми фигурами, как на три примера «распространённых символических особенностей» традиции шахтовых могил.
37. Danien.
38. Meighan and Nicholson, p.59.
39. Beekman (2000) abstract.
40. Beekman (1996), p. 138.
41. Weigand, p. 402. Вейганд полагает, что сооружения церемониальной архитектуры теучитланской традици «уникальны для месоамериканского архитектурного репертуара и не существуют больше нигде в мире».
42. Meighan and Nicholson, p. 60.
43. Michelet, p. 328.
44. Meighan and Nicholson, p. 44.
45. Meighan and Nicholson, p. 50. Мейган и Николсон отмечают, что ещё один подобный комплекс шахтовых могил, относящийся к постклассическому периоду, то есть на 1000 лет позже, находился в Миштека-Альта.
46. Hosler, p. 16.
47. Kubler, p. 191.
48. Bruhns, p. 368.
49. Эссе Д. Хослер касается данной связи.
50. Meighan and Nicholson, p. 33. Crossley.
51. Sund, p. 2.
52. Meighan and Nicholson, p. 36.
53. См. Sund, p. 32.
54. Covarrubias, pp. 97.
55. См. Coe, p. 58.
56. См., в частности, Meighan and Nicholson, p. 58.
57. López Mestas C. and Jorge Ramos de la Vega, p. 271.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Традиция_шахтовых_могил_(Мексика)