Смекни!
smekni.com

Инцидент в Руби Ридж (стр. 5 из 6)

· Выстрел на поражение может и должен быть произведён по любому вооружённому совершеннолетнему лицу, если он не предпринимает попыток сдаться после того, как объявлена капитуляция.

· Любых животных, представляющих угрозу, и в частности — собак, следует уничтожать.

· Нормы ФБР, регулирующие ведение огня на поражение, применимы, помимо Рэндалла Уивера, Вики Уивер и Кевина Хэрриса, ко всем лицам, чьи действия представляют собой угрозу здоровью и жизни сотрудников правоохранительных органов.

21-22 августа 1992 года

На второй день осады, 22 августа 1992 года, снайперы Подразделения по освобождению заложников заняли боевые позиции. Их задача: обеспечение огневого прикрытия бронетранспортёров, которые должны доставить к дому Уивера команду по ведению переговоров. Перед тем, как отправиться на позиции, снайперы были проинструктированы относительно т. н. «Правил ведения боя», которые, в данном случае, значительным образом отличались от стандартных норм ФБР, регулирующих ведение огня на поражения.

Стандартные нормы ФБР, регулирующие ведение огня на поражение, включают в себя, в частности, следующие положения: Выстрел на поражение производится в том случае, если агент действует в порядке необходимой самообороны, защищая себя или других, и полагает, что существует серьёзная угроза здоровью или жизни. По возможности перед выстрелом на поражение должно быть произведено голосовое предупреждение.

Сотрудники денверского специального подразделения Федерального бюро расследований SWAT, принимавшие участие в осаде, посчитали, что «Правила ведения боя в Руби Ридж» являются «сумасшествием», и между собой договорились применять стандартные нормы ФБР, регулирующие ведение огня на поражение. Большинство снайперов ПОЗ восприняли «Правила ведения боя в Руби Ридж» как изменённые стандартные нормы ФБР. Например, по словам снайпера ПОЗ Дэйла Монро (Dale Monroe), эти правила «давали зелёный свет», позволяя вести огонь по любому вооружённому взрослому мужчине. Согласно заявлению снайпера ПОЗ Эдварда Венгера (Edward Wenger), он мог вести огонь на поражение по вооружённым взрослым, а против всех остальных — использовать стандартные нормы ФБР. Специалист по ведению переговоров, сотрудник ФБР Фред Лэнсли (Fred Lanceley) отмечает, что был «удивлён и шокирован», ознакомившись с «Правилами ведения боя в Руби Ридж». По словам Лэнсли, участвовавшим в более чем 300 операциях по освобождению заложников, «Правила ведения боя в Руби Ридж» содержали самые жёсткие нормы и противоречили стандартной процедуре, принятой в ФБР.

5.2. Смерть Вики Уивер

Ещё до того, как переговорная команда прибыла к дому Уивера, снайпер ПОЗ Лон Гориучи (Lon Horiuchi) заметил Рэнди Уивера в момент, когда тот открывал дверь сарая, в котором находился труп его сына. Гориучи выстрелил и ранил Уивера. Пуля вошла в спину Рэнди и вышла в области его правой подмышки. Позже, во время судебного процесса, снайпер заявил, что целился в позвоночник Уивера, но в последний момент Рэнди изменил своё положение. Затем, когда Уивер, его 16-летняя дочь Сара и Хэррис побежали назад к дому, Гориучи произвёл второй выстрел. В результате произведённого выстрела Хэррис был ранен, а Вики Уивер — стоящая за дверью дома с её 10-месячной дочерью Элишебой (Elisheba) на руках — убита.

В докладе Департамента юстиции США, посвящённом событиям в Руби Ридж, говорится, что второй выстрел не соответствовал существующим конституционным нормам, определяющим ведение огня на поражение. Также в докладе отмечается, что поскольку Хэррис, Рэнди и Сара Уивер бежали к дому, не отстреливаясь, то они не представляли собой угрозу. Поэтому то, что перед выстрелом не было произведено голосовое предупреждение, является «непростительным» нарушением. Снайпер Лон Гориучи обвинялся в том, что он стрелял через дверь, не убедившись в отсутствии за ней кого-либо.

5.3. Повторная оценка оперативной обстановки

На основании информации, полученной от маршалов Ханта, Купера и Родерика относительно событий, произошедших 21 августа 1992 года, руководители операции приняли решение произвести повторную оценку сложившейся ситуации. Заместитель директора ФБР — Дэнни Коулсон (en:Danny Coulson (англ.)) в памятной записке № OPR 004477, датированной 24 августа 1992 года, отметил следующее

Принять во внимание:

1. Обвинения против Уивера — чушь.

2. Никто не видел, чтобы Уивер стрелял.

3. Против Вики обвинений нет.

4. Уивер оборонялся. Он побежал вниз по склону посмотреть, почему лает собака. Какие-то люди в камуфляже убили его пса. Начинают стрелять в него. Убили его сына. [В Дегана] стрелял Хэррис. Ему [Уиверу] нечего предъявить.

26 августа 1992 года «Правила ведения боя в Руби Ридж», действующие с момента прибытия ПОЗ, были упразднены.

5.4. Агрессивные методы

В воскресенье утром 23 августа 1992 года командир ПОЗ Ричард Роджерз в сопровождении бойцов своего подразделения подъехал на БТР к дому Уиверов. Ричардз объявил в мегафон, что у него имеется ордер на арест Рэнди Уивера и Кевина Хэрриса. После этого он предложил Рэнди, чтобы тот, для ведения переговоров, воспользовался специальным телефонным аппаратом. В ответ Рэнди выкрикнул: «Убирайтесь к чертям отсюда![4]» и добавил что-то нечленораздельное. Тогда Роджерз сделал ультимативное заявление, заключавшееся в следующем: если Рэнди и Хэррис не сдадутся, то дом будет разрушен.

Вечером того же дня несколько БТРов начали разрушать нежилые помещения, в частности — сарай и водные резервуары. В ходе разрушения сарая сотрудники правоохранительных органов обнаружили тело Сэмми Уивера. Позже представители федеральных органов власти заявили, что не знали о смерти мальчика до тех пор, пока «внезапно» не обнаружили его труп. По утверждениям властей, они предположили, что это Рэнди начал убивать собственных детей.

Обнаружение трупа Сэмми привело к применению более агрессивной тактики. Все нежилые помещения разрушили, а на дом Уиверов были направлены мощные прожекторы, свет от которых был настолько ярким, что его видели за пару километров от места событий. Как только прожекторы были включены, Рэнди выкрикнул из-за закрытой двери: «Вы убили мою чёртову жену!»[5]. Элишеба заплакала, а Хэррис стал умолять Рэнди, чтобы тот из сострадания пристрелил его — настолько сильна была боль от полученного ранения.

Психологическая обстановка усугубилась на следующий день. «Доброе утро, миссис Уивер», — прокричал Фред Лэнсли (Fred Lanceley) — руководитель переговорной группы ФБР. «У нас были блинчики на завтрак. А чем позавтракали вы? Может выпустите детей, чтобы они тоже покушали блинчиков, миссис Уивер?», — предложил Лэнсли.

Телефон, оставленный возле дома, звонил каждые 15 минут, а Лэнсли выкрикивал в мегафон, что если они не сдадутся, то им всем придётся умереть.

Вскоре было принято решение использовать робота, который доставил бы телефонный аппарат в дом, пробив входную дверь. Рэнди был убеждён, что робот применит по ним слезоточивый газ и выкрикнул, что будет стрелять по нему. После этого заявления, сотрудники ФБР отвели робота от дома, и за дело снова взялся представитель переговорной команды. «Вики, как твоя малышка?», — спросил он, — «Дай мне знать, если я могу что-то сделать для неё.»

5.5. Переговоры

В пятницу 28 августа 1992 года ФБР связалось с полковником Бо Грайцем в надежде, что он сможет посодействовать проведению переговоров с семьёй Уивера.

Джеймс Гордон «Бо» Грайц (James Gordon «Bo» Gritz) — ветеран вьетнамской войны, удостоен свыше 60 наград за участие в боевых действиях. В 80-х гг. Бо Грайц совершил ряд частных рейдов (закончившихся неудачей) во Вьетнам с целью освобождению американских военнопленных. Благодаря этому полковник стал выдающейся фигурой среди ультра-правых слоёв населения США. В 1988 году кандидатура полковника Грайца была выдвинута Популистской Партией США (Populist Party) на должность вице-президента страны, а в 1992 году — на пост Президента США. Грайц, имевший тесные контакты с антиправительственным движением, казался правоохранительным органам идеальной кандидатурой для ведения переговоров с Уивером.

Ричард Роджерз — руководитель ПОЗ, проинформировал Грайца о том, что если переговоры ни к чему не приведут, то в понедельник начнётся штурм. Около 17:00 Грайц был возле дома семьи Уиверов. Рэнди знал, кем является Бо Грайц и даже называл его настоящим Рэмбо[6]. Поэтому он согласился переговорить с полковником и сообщил ему, что он и дочери уже возненавидели руководителя переговорной команды ФБР Фреда Лэнсли (Fred Lanceley) из-за его замечаний в адрес Вики и вопросов, что они ели на завтрак.

Узнав, что Кевин и Рэнди ранены, полковник Грайц предложил посодействовать в оказании им медицинской помощи. Тем не менее, Рэнди отказался, заявив, что не выйдет из дома ни при каких обстоятельствах.

В субботу (29 августа 1992 года) переговоры продолжились. В результате, Рэнди разрешил полковнику войти в дом. Как только Грайц открыл дверь, он тут же почувствовал запах трупного разложения. Прошло около недели со дня гибели Вики, чьё тело лежало на полу кухни, частично скрытое под столом. Грайц сказал Рэнди, что труп следует убрать, а Уивер и Хэррис должны сдаться, поскольку им необходима медицинская помощь. Рэнди, убеждённый в том, что правоохранительные органы уничтожат его, отказался покинуть дом, но согласился, чтобы унесли труп Вики.

5.6. Капитуляция

В воскресенье 30 августа 1992 года Бо Грайц вернулся в дом Уиверов, прихватив с собой пакет для транспортировки тела Вики. При себе Грайц имел радиопередающее устройство – таким образом, руководители операции могли слушать проводимые переговоры. Вскоре Рэнди, Грайц и приятельница Уиверов – Джеки Браун (Jackie Brown) вынесли из дома тело Вики и поместили его в транспортное средство с целью перевозки на командный пункт. После этого Джеки Браун вернулась в дом и начала смывать остатки крови с пола. Позже женщина сообщила, что занялась уборкой, поскольку не хотела, чтобы девочки сами «смывали кровь своей матери».