Смекни!
smekni.com

Камбис II (стр. 2 из 3)

2.3. Взятие Мемфиса и пленение Псамметиха III

Камбис, согласно Геродоту, не сразу двинулся на Мемфис, а послал (очевидно, во время осады Пелусия) предварительно корабль с вестником, требуя сдачи города. Но египтяне напали на корабль и потопили его, а весь его экипаж вырезали, вместе с царским послом. Тогда Камбис явился лично. Персы осадили город, и египтяне после долгой осады вынуждены были, наконец, сдаться (вероятно июнь 525 года до н. э.). Псамметих III и вся его семья попали в плен. Две тысячи знатных египетских юношей, и в их числе сын фараона, были казнены в качестве наказания за убийство персидского посла, но самого Псамметиха Камбис пощадил, видимо, ориентируясь в этом вопросе на политику своего отца, милостиво относившегося ко всем захваченным в плен царям. После взятия Мемфиса остальной Египет, вероятно, был покорён без больших затруднений. К концу августа 525 года до н. э. Камбис официально был провозглашён фараоном Египта. Он основал новую, XXVII династию. Датировка, однако, шла по годам от вступления Камбиса на персидский престол.

Опасаясь персидского нашествия, добровольно покорились персам некоторые племена Северной Африки, жившие к западу от Египта. Так, по словам Геродота, «судьба Египта устрашила живших по соседству с Египтом ливийцев, которые и сдались персам без боя, сами наложили на себя дань и послали подарки Камбису. Подобно ливийцам поступили, будучи также перепуганы, киреняне и баркияне». Камбис милостиво принял дары ливийцев, а к подношению греков Киренаики отнёсся с пренебрежением, так как, на его взгляд, оно было ничтожно малым — 500 мин (более 170 кг) серебра. Камбис, в свою очередь, оказал африканским грекам внимание, отослав на родину вдову Амасиса, киренеянку Ладику.

2.4. Политика Камбиса согласно египетским источникам

личное имя

как Сын Ра

Kembetjet ou Cambyse
Kmbjṯt

тронное имя

как Царь

Месут-Ра
Mstj-Rˁ
«Порождение Ра»

хорово имя

как Хор

Хор сема-тауи
Hr smA-tAwi
« Хор, соединивший две страны»

Таковы сведения о захвате Египта, сообщаемые классическими греческими писателями. Однако из надписи Уджагорресента и других египетских официальных источников как будто следует, что Камбис действовал не как завоеватель, а повторял политику своего отца Кира при покорении Вавилона. То есть, персидский царь придал захвату Египта характер личной унии, короновался в Саисе по египетским обычаям, принял титул «царь Египта, царь стран», традиционные титулы фараонов — «потомок (богов) Ра, Осириса», египетское имя — Месут-Ра (букв. «Порождение Ра»), и старался, чтобы всё происходило, «как делалось издревле». Камбис продолжал политику фараонов предшествовавшей ему XXVI династии и стремился привлечь на свою сторону египтян. На рельефах из Египта он изображен в египетской одежде. Он участвовал в религиозных церемониях в храме богини Нейт в Саисе, приносил жертвы египетским богам и оказывал им другие знаки внимания. Чтобы придать захвату Египта законный характер, создавались легенды о рождении Камбиса от брака Кира с египетской царевной Нитетидой, дочерью фараона Априя. По этой версии персидский царский дом является не менее, если не более, законным в качестве фараонов, чем последние саисские цари. Таким образом, Камбис покорил Египет, как законный наследник, исторгший свою отчину из рук узурпатора — Амасиса и его сына Псамметиха III. Ещё Геродоту египтяне рассказывали эту легенду.

Сразу после захвата Египта Камбис приказал всем своим воинам прекратить грабежи, покинуть храмовые территории и возместил причинённый святилищам ущерб. Следуя политике Кира, Камбис предоставил египтянам свободу в религиозной и частной жизни. Египтяне, как и представители других народов, продолжали занимать свои должности в государственном аппарате и передавали их по наследству. Так, жрец и полководец Уджагорресент не только сохранил при Камбизе все государственные должности (кроме начальника флота), которые он занимал прежде, но и получил новые. Он также стал советником Камбиса, а позднее и Дария I в делах, касавшихся управления страной. Юридические и административные документы времени Камбиса свидетельствуют о том, что первое время персидского господства не нанесло значительного ущерба экономической жизни страны.

2.5. Политика Камбиса согласно греческим авторам

Между тем, Геродот говорит, что Камбис явился в Саис исключительно затем, чтобы совершить поругание над мумией Амасиса. В связи с этим описываются и другие зверства Камбиса. Рассказы эти, с одной стороны, напоминают греческие моралистические анекдоты о бренности всего земного и твердости в перенесении несчастий, с другой — египетские романы, слагавшиеся по поводу исторических лиц и событий; образцом их могут служить фрагменты коптского палимпсеста романа о Камбисе, в котором он смешивается с Навуходоносором, а также, по-видимому, продолжение этих фрагментов в хронике Иоанна Никиусского. Впоследствии целый ряд разрушений и разграблений относился на счёт Камбиса. По Страбону он сжёг и Серапеум и Мемфис; по Плинию пощадил Гелиополь только из-за поразивших его воображение обелисков; по Диодору разграбил Рамессеум и тому подобное.

В пользу Геродота можно привести гранитный саркофаг командира стрелков Яхмеса (Амасиса), сына «царской супруги» Нехт-Баст-эроу, следовательно, одного из членов царской фамилии. На этом великолепном саркофаге повреждены имена и титулы покойного и его матери, так что оставлены только имена богов — Баст и Ях (бог Луны), которых не осмелились коснуться. Изглаживание имени — наиболее жестокая посмертная казнь по египетским представлениям, и, конечно, прежде всего является предположение, что оно совершено по приказанию завоевателя. Далее, в арамейских папирусах из иудейской колонии на Элефантине говорится (правда, спустя 118 лет после завоевания) что, когда Камбис покорил Египет, он разрушил «все храмы египетских богов», но не коснулся иудейского святилища, уже тогда существовавшего на Элефантине. Наконец, и Уджагорресент говорит о «величайшем ужасе, случившемся во всей стране, подобного которому не было». Мы, действительно, имеем основание верить, что через несколько месяцев отношение Камбиса к Египту изменилось к худшему.

3. Вторжение в Куш

Геродот сообщает, что, покорив Египет, Камбис решил присоединить затем всю известную тогда Африку, то есть Карфаген, оазисы и Эфиопию (Куш). От первого пришлось отказаться, так как финикийский флот не захотел идти против соплеменников, а персидский царь не счёл себя вправе настаивать, ибо финикийцы присоединились добровольно. Экспедиция же для завоевания оазисов, вышедшая из Фив, достигла Великого оазиса (Эль-Харге) и завоевала его; об этом говорит Геродот, да и там сохранились постройки от имени персидских царей Дария I и Дария II. Но дальнейшее продвижение персидских воинов к оазису Амона (Сива), по рассказу, переданному Геродотом, окончилась катастрофой — войско было засыпано песком пустыни во время песчаной бури[4].

Оставалось ещё одно африканское царство — Куш (у Геродота Эфиопия), со столицами в Напате и Мероэ. Камбис решил покорить и его. К сожалению, все наши сведения об этом предприятии черпаются из Геродота, у которого и здесь рассказ не свободен от легендарных наслоений и тенденций представить поход как затею безумную и по замыслу, и по выполнению, направленную, к тому же, не только против собственно эфиопского государства, но также для проверки чудесных слухов о «долголетних эфиопах» и о «солнечном столе». По Геродоту, к эфиопскому царю были посланы элефантинские «ихтиофаги», понимавшие по-нубийски, с предложением покориться. По получении оскорбительного ответа, раздражённый Камбис слишком поспешно, без достаточных приготовлений, двинулся в поход вдоль Нила (зима 524/523 года до н. э.), но, уже пройдя едва пятую часть пути, почувствовал недостаток в съестных припасах. Однако это не остановило сумасбродного завоевателя. Но когда войско его дошло до каннибализма, вернуться всё же пришлось. На обратном пути начался мор, и пески пустыни погребли под собою много народа. Холмы с погребёнными отрядами персов показывали любопытным в Нубии ещё при Августе. Таким образом, поход был неудачен и имел результатом только протекторат над «эфиопами, пограничными с Египтом», которые даже не были обязаны платить персидскому царю дань, а приносили подарки.

4. Восстание в Египте

Вполне вероятно, что долгое отсутствие Камбиса в Куше (Эфиопии) произвело в только что покорённом Египте движение в сторону свержения персидского ига. Геродот сообщает, что Камбис, оставив в живых Псамметиха III, был готов даже сделать его вассальным правителем Египта, и погубил его только тогда, когда тот был уличён в подстрекательстве своих бывших подданных к бунту. Камбис вернулся расстроенный неудачей похода; неспокойствие египтян могло окончательно вывести его из себя, и не будет смелым предполагать, что «величайший ужас», на который намекает Уджагорресент, наступил как результат усмирения египетского бунта. Несомненно, Псамметих III пал одной из первых жертв ярости Камбиса[5], который теперь доверил управление Египтом уже не египтянину, а персу Арианду.

5. «Безумства Камбиса»

Геродот рассказывает, что вернувшись из своего похода на юг, Камбис застал в Мемфисе веселящихся египтян в праздничных одеждах, пирующих по случаю «явления» нового Аписа. Персидский царь заподозрил, что египтяне радуются его неудачам, пришёл в ярость, казнил городские власти города, приказал сечь жрецов, а самого тельца Аписа попытался заколоть кинжалом, но только ранил в бедро, от чего тот, однако, всё равно пал. После его кончины от раны жрецы тайно, чтобы Камбис не узнал об этом, предали Аписа погребению. Насколько верны сведения Геродота о жестокостях Камбиса по поводу празднества интронизации Аписа и его издевательстве над египетской религией, неизвестно; во всяком случае, рассказ об убиении им Аписа не оправдывается, на том основании, что стелы, происходящие из Серапеума, говорят о смерти Аписа в 6-й год Камбиса, следовательно, в начале эфиопского похода (524 год до н. э.), и затем о смерти следующего Аписа в 4-й год Дария I, из чего видно, что смена Аписов произошла во время эфиопского похода и нормальным порядком, причём на стеле времени Камбиса изображён он сам коленопреклонённым пред священным тельцом. Сохранилась на погребальном саркофаге Аписа надпись, свидетельствующая о торжественном официальном (а не тайном) погребении Аписа. Надпись гласит: «Камбис, царь Верхнего и Нижнего Египта, посвятил большой саркофаг своему отцу Осирису». Однако не представляется полностью доказанным, что Апис 4-го года Дария был непосредственным преемником умершего во время эфиопского похода, и что изображение Камбиса не помещено исключительно в силу традиции. Может быть, к этому же времени относится и повреждение имен на саркофагах. По крайней мере, Геродот сообщает, что Камбис «в Мемфисе открывал древние гробницы». Подобное же повреждение и совершенное изглаживание имени Амасиса замечено на многих памятниках, происходящих из Саиса и вообще из Дельты. Заметим ещё, что демотическая хроника приводит список предметов, получавшихся храмами при Амасисе, и говорит, что многие из этих поступлений отменены Камбисом, другие (например, скот) сокращены наполовину.