Смекни!
smekni.com

Развитие феодальных отношений в Германии (стр. 3 из 4)

Но Ганза была не только торговым союзом. Она выполняла определенные дипломатические функции, осуществляла военные действия за сохранение и утверждение своих торговых прав и привилегий. Ганзейский союз владел на Балтийском и Северном морях большими флотилиями, насчитывающими около 1000 судов. Ганза сумела нанести серьезное поражение датскому королю, пытавшемуся установить свой контроль над ганзейской торговлей. По Штральзундскому мирному договору в 1370г, которым закончилась трехлетняя война ганзейских городов с Данией, датский король отказывался от какого-либо вмешательства в дела Ганзейского союза и значительно снижал торговые пошлины, взимавшиеся с ганзейских товаров в датских проливах. Фактически датские проливы были монополизированы Ганзой.

Столицей Ганзы был Любек. Здесь время от времени происходили съезды представителей городов ганзейского союза-ганзтаги. Большинством голосов принимались решения, скреплялись печатью Любека.

Упадок Ганзы обнаружился во 2 половине 15в, когда страны, с которыми торговали ганзейские города- Англия, Швеция, Россия и др.- развили собственную торговлю и не желали уже зависеть от посреднической торговли немцев. А экономические последствия Великих географических открытий, резко ослабившие значение средиземноморской торговли, окончательно погубили Ганзу. Последний ганзтаг состоялся в 1669г.

Кроме союза северных городов, в Германии XIII-XIVвв. существовали союзы южных и западных городов. Швабский союз включал в себя около 90 городов, расположенных в районе Верхнего Дуная. Во главе его были города Аугсбург, Ульм, Нюрнберг-значительные промышленные центры (сукноделие, полотняная, хлопчатобумажная и металлургическая промышленность, производство оружия). Эти же города были тесно связаны с итальянской торговлей. В Венеции находился большой немецкий двор, контролировавший всю торговлю немецкими товарами.

Таким же союзом промышленных и одновременно торговых городов на западе был Рейнский союз. В него входили Кельн, Вормс, Страсбург и другие города, расположенные по Рейну и отличавшиеся развитием суконного дела и металлического производства. Они вели оживленную торговлю с Нидерландами, Францией и Италией.

Немецким городским союзам приходилось вести борьбу с местными феодалами, приобретающими все большую силу в связи с ослаблением политической централизации в Германии. В 1381г. началась самая настоящая война двух объединенных союзов-Швабского и Рейнского- против германских князей-феодалов. Но в 1388г. оба союза потерпели поражение у Вормса и распались. Главной причиной поражения немецких городов было преобладание у них местных краевых интересов. Немецкие города были заинтересованы преимущественно во внешних, а не внутренних рынках. Большое значение в поражении городов имела также позиция германского императора, который ввиду слабости своей власти не осмелился встать на сторону городов и оказать им серьезную помощь.

2.6 Крепостное право в Германии

Окончательное торжество феодализма в Германии вело к исчезновению в структуре общества элементов предшествующего общинного строя. Феодальная эксплуатация зависимого и крепостного крестьянства осуществлялась в этот период прежде всего в форме барщины, к которой присоединялись различные оброчные платежи. Широкое распространение барщины как господствующей формы феодальной ренты порождало особенно тяжелые формы зависимости крестьян — личную, крепостную зависимость.

В середине XIIIв. В Германии наблюдалось ослабление крепостной зависимости. Некоторые феодалы, уходя в поход, отпускали своих крестьян на свободу. Другие оставались в положении зависимых крестьян, но барщина была уменьшена, а наиболее тяжелые оброки(«посмертный» побор и др.) выкуплены или заменены фиксированными взносами. Занятые дальними походами, феодалы не могли сами заниматься своим хозяйством и сдавали свои домены в аренду. Такая аренда в Германии называлась майерской(майер-управляющий). Но главной причиной ослабления крепостничества до уровня простой зависимости стала необходимость освоения целинных земель в восточной части Германии. Чтобы привлечь на восток рабочие руки, крестьяне-переселенцы были освобождены от барщины и платежей на ряд лет, пользовались льготами и привилегиями.

Ослабление крепостного права было, однако, явлением временным. Со второй половины XIVв.стала наблюдаться феодальная реакция, выражавшаяся в стремлении помещиков восстановить барщину и усилить всякого рода натуральные и денежные поборы. Сочетая грубое насилие с юридическими и ростовщическими хитростями, феодалы захватывали общинные земли(альменду) и таким образом подрывали ресурсы крестьянского хозяйства. Духовные и светские феодалы облагали города все новыми налогами, доводя до нищеты городские низы и нанося ущерб другим слоям населения, в том числе и предпринимательским. В значительной мере это было связано с расширением торговли хлебом за границей и ростом цен на хлеб в самой Германии. Дворянство северо-восточных областей в целях удовлетворения своих аппетитов сгоняло крестьян с земли и заставляло их отрабатывать барщину. На юго-западе Германии не было условий для развития крупного помещичьего хозяйства, тесно связанного с рынком, однако это не исключало усиления феодальной эксплуатации. Основной категорией крестьянства на этих землях являлись чиншевики.

2.8 Реформация и Крестьянская война

Лишение крестьян собственности и свободы и обременение их феодальными повинностями приводили к усилению классовой борьбы, которая проявлялась не только в форме пассивного неповиновения и побегов, но и в массовых восстаниях.

Огромное влияние на дальнейшее социально-экономическое и политическое развитие империи оказали Реформация, крестьянская война 1525—1527 гг. и вызванная ими Тридцатилетняя война 1618—1648 гг.

Реформация—массовое народное движение, носившее в основе своей антифеодальный характер. По форме это была борьба против католической церкви, являвшейся крупнейшим земельным собственником и главной идеологической опорой феодального строя. Началом Реформации считают выступления Мартина Лютера в Виттенберге в 1517г. с 95 тезисами против индульгенций, которые служили средством обогащения духовенства. Лютер считал, что крепостное право не противоречит «священному писанию», но защищал мелких предпринимателей, которые обираются более крупными и ловкими хищниками.

Наиболее последовательным выразителем идей народного понимания Реформации был Томас Мюнцер (около 1490—1525). До 1520 г. Мюнцер оставался последователем и соратником Лютера. Но в его проповедях, обращенных к беднейшим слоям населения, все более решительно стали звучать призывы к немедленным революционным действиям. В дальнейшем Мюнцер совершенно отделился от Лютера. Они стали непримиримыми врагами: Мюнцер возглавил плебейско-крестьянский лагерь Реформации, Лютер — бюргерско-княжеский.

Кульминационным пунктом общественного движения эпохи Реформации явилась Великая крестьянская война(1524-1526), ставшая ответом крестьянства на усиление феодального гнета. Она началась в Юго-Западной Германии, где острее всего ощущался феодальный гнет, и где крестьяне и раньше не раз уже поднимались на борьбу со своими угнетателями. Благодатную почву получила здесь революционная пропаганда Мюнцера и его сторонников. В конце 1524 г. или в начале 1525 г. здесь появилась первая общая революционная программа — «Статейное письмо», требовавшая полного уничтожения господ и переворота в социальных отношениях.

Крестьянские выступления в верховьях Рейна и Дуная были только прологом Великой Крестьянской войны, которая охватила ряд областей Германии — Верхнюю Швабию, Франконию, Тюрингию, Саксонию, альпийские владения Габсбургов. Руководители верхнешвабских отрядов на основе местных крестьянских жалоб составили общие требования, которые должны были служить платформой для переговоров со Швабским союзом. Так появились знаменитые «12 статей». В «12 статьях», особенно во введении к ним, подчеркивались мирные намерения крестьян. Первые две статьи требовали реформы церкви в том духе, как ее понимали крестьяне, — выборности и сменяемости священников, которые должны были проповедовать «святое... Евангелие без всякого человеческого добавления. Десятину со скота и плодов крестьяне отказывались платить. То, что на первом месте в крестьянской программе стояли требования реформы церкви, свидетельствует о тесной связи Крестьянской войны с Реформацией. Статья 3 требовала отмены крепостного права. Так же решительно крестьяне настаивали на отмене посмертного побора. Остальные требования носили более умеренный характер: уменьшение барщинных и оброчных повинностей, упразднение незаконных штрафов, возвращение крестьянам права свободно пользоваться общинными угодьями — лесами, лугами и водами. В целом крестьянская программа не затрагивала основные устои феодального строя, крестьяне добивались только облегчения своей участи.

Более умеренной и буржуазной по своему содержанию была «Гейльброннская программа». Как и в «12 статьях», на первом месте в Гейльброннской программе стояли требования Реформации: выборность пастырей и их ответственность перед общиной верующих за правильную проповедь Евангелия «без всяких человеческих добавлений», лишение духовенства светской власти, закрытие монастырей и роспуск всех монашеских и духовно-рыцарских орденов, секуляризация церковной собственности.