Содержание
Введение
1. Эпоха раннего феодализма (V-Xвв.)
2. Эпоха расцвета феодализма (XIв.- конец XVв.)
2.1 Феодальная иерархия
2.2 Лены и ленное право
2.3 Города
2.4 Цехи
2.5 Союзы городов. Ганза
2.6 Крепостное право в Германии
2.7 Реформация и Крестьянская война
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Германское государство образовалось в результате распада Франкской империи. Развитие феодальных отношений в Германии происходило неравномерно и в целом медленнее, чем в романизированных странах. Это было обусловлено климатическими условиями, низким уровнем развития производительных сил, наличием большого количества свободных земель, высокой степенью устойчивости и приспособляемости общины-марки, переросшей к началу феодальной эпохи из родоплеменной в сельскую и др. факторами. Феодальные отношения развивались в результате всестороннего взаимодействия и синтеза разлагавшихся германских родо-племенных отношений и позднеримского разлагавшегося рабовладельческого общества. Но происходило не простое механическое соединение позднеримских и германских отношений, а имел место синтез, складывались качественно новые феодальные отношения.
1. Эпоха раннего феодализма (V-Xвв.)
В V-VI веках происходил переход германских племен от родовой общины к сельской-марке, основу которой составляла совместная собственность на землю. Во владении отдельных семей имелись небольшие наделы пахотных земель и сенокосов. Зародышевыми элементами будущего феодального строя являлись дружинный строй германских племен, наличие свободных, вольноотпущенных и рабов, которые были скорее крепостными.
В качестве причины замедленного процесса феодализации следует назвать устойчивый характер общины-марки. Крестьяне упорно сопротивлялись наступлению феодалов на общину, что находило выражение в многочисленных восстаниях. Устойчивость марки была связана с тем, что у германских племен не была развита агрикультура, на основе которой обычно происходила дифференциация общинников и появлялась частная собственность. К тому же здесь было много незанятых земель, куда крестьяне могли уйти от наступавшего феодала.
И все же в IX-Xвв. процесс формирования феодальной системы заметно усилился, что было связано с разложением общины и дроблением крестьянского надела (гуфы). Возникли аллоды. Это означало, что пахотная земля, бывшая собственностью общины-марки, стала наследственным владением отдельных земель, которую они могли свободно отчуждать путем купли-продажи. Аллодисты стремились увеличить свои угодья путем изъятия наделов у крестьян за долги, в результате чего возрастала роль крупных и средних аллодистов. С возникновением права передачи земель третьим лицам разворачивается борьба за превращение пахотных земель в свободно отчуждаемую индивидуально-семейную собственность. Земля чаще переходит из рук в руки. Часть крестьян теряет свою землю, превращаясь в зависимых от феодалов держателей земли. Нередко люди закабаляли себя за долги, обязуясь выполнять рабские повинности. Неоплатный долг превращал их в наследственных рабов (сервов).
Широко распространились прекарные отношения, приобретавшие теперь наследственный характер. Крестьянин, потеряв землю, обращался к господину с просьбой дать ему земельный участок (precaria, т.е. участок, переданный по просьбе); за это он обещал выполнять установленные повинности. Сделка оформлялась письменно: земельный собственник получал от крестьянина заполненную прекарную грамоту и выдавал ему престарную грамоту. В грамотах указывались сроки пользования землей и размеры крестьянского оброка, земельный собственник обещал не нарушать прав крестьянина и не отнимать произвольно переданный ему участок. Но обычно через несколько поколений крестьянин превращался не только в поземельно, но и в лично зависимого.
Превращение свободных людей в зависимых и крепостных вызвало большие изменения в политическом устройстве. Прежде все крестьяне-общинники были обязаны выполнять государственные повинности, нести военную службу. Теперь, став феодально-зависимыми, они должны были служить прежде всего своему господину.
Повинности крестьян состояли из барщины (полевой, садовой, транспортной, строительства господских дворов, амбаров и т.д.) Крестьяне платили натуральные оброки, к тому же вносили особый побор за право пасти скот на общинном лугу. Барщина составляла 3 дня в неделю, кроме того, в 779г. была введена «Большая десятина»-налог в пользу церкви в размере 1/10 урожая.
Как на своеобразие развития феодальных отношений в Германии следует указать на широкое распространение так называемого фогтского землевладения, образовавшегося на церковных землях. В начале фогты находились на службе церкви, выполняя воинские и судебные обязанности и получая за это в пользование часть церковных земель. В дальнейшем эти земли превратились в наследственные, а сами фогты стали типичными феодалами.
2. Эпоха расцвета феодализма(XIв.-конец XVв.)
2.1 Феодальная иерархия
К концу XI в. в Германии сложились основные классы феодального общества.
Население разделилось на свободных и феодально-зависимых или крепостных крестьян. Свободные, в свою очередь, делились на две ограниченные сословные группы: на свободных господ «благородного» происхождения и на свободных, но «неблагородных лиц шеффенского сословия». В состав класса феодалов входили светские землевладельцы и мелкие рыцари, а также духовные феодалы (архиепископы, епископы, аббаты монастырей). Вторую сословную группу составляли свободные землевладельцы- шеффены, ландзассы (поселенцы), свободные от крестьянских повинностей или платившие свободный чинш- фиксированную ренту и судебный налог.
Сложившаяся феодальная иерархия к началу XIIIв. получила официальное закрепление в «порядке щитов». Всего было установлено семь военных щитов, указывавших ранг, к которому относилось данное лицо в системе феодальной иерархии. Обладатели первых шести щитов пользовались ленным правом и имели право владеть ленном- частным землевладением, свободно отчуждаемым и наследуемым. На верху феодальной лестницы был король, считавшийся сюзереном, обладателем верховных державных прав, «судьей над земельной собственностью и леном, и над жизнью каждого». Королю принадлежал щит первого ранга. Щит второго ранга принадлежал духовным князьям- епископам, аббатам и аббатисам, третьего- светским князьям, если они становились вассалами епископов, четвертого- графам, пятого- рыцарям, шестого-субвассалам рыцарей. В пятый ранг входили «лица, могущие быть шеффенами». Седьмой щит принадлежал «свободным людям, рожденным в браке», и ленного права не давал. Крестьянство находилось вне феодально-иерархической лестницы, которая давила на него всей тяжестью своих многочисленных ступеней
Крестьянское население вотчины не было единым по своему происхождению и правовому положению. Оно делилось на три основные группы — колонов (coloni, ingenui), литов (lidi, liti) и рабов (сервов- servi, mancipii). Подавляющее большинство зависимого крестьянства в каролингской феодальной вотчине составляли колоны. Они не утратили полностью своей личной свободы, но уже находились в поземельной зависимости от вотчинника, на земле которого сидели; не могли уйти со своего надела, находившегося у них в наследственном пользовании, и были ограничены в распоряжении этим наделом. Основную массу колонов этой эпохи составляли потомки ранее свободных крестьян-общинников. С течением времени они все больше теряли и личную свободу и сливались с литами и посаженными на землю рабами в одну массу крепостных.
Рабы (сервы), жившие в вотчине, разделялись на две категории: дворовые рабы, не имевшие надела (mancipia non casata), и рабы, сидевшие на земле (servi casati). Первые жили и работали на барском дворе; их можно было продать и купить, и все то, что они имели или приобретали, рассматривалось как собственность господина. Рабы (сервы), наделенные землей и прикрепленные к ней, обычно не отчуждались без земли и по своему фактическому положению были уже не рабами, а крепостными крестьянами. В отличие от колонов они находились не только в поземельной, но и в полной личной зависимости от феодала.
Промежуточное положение между колонами и сервами занимали литы, обычно находившиеся под патронатом какого-либо светского или духовного крупного землевладельца и державшие свой земельный надел в наследственном пользовании.
В зависимости от того, кому первоначально принадлежали крестьянские наделы (мансы) — колону (в прошлом свободному общиннику), литу или серву, — они назывались «свободными», «литскими» или «рабскими» (mansi ingenuiles, mansi lidiles, mansi servilis). Однако в IX в. рабские или литские мансы часто попадали в руки колонов, и наоборот. При этом повинности, которые крестьяне должны были выполнять в пользу феодала, определялись не правовым положением самого держателя, а характером манса (свободного, литско-го или рабского). Это говорит о том, что грани в правовом положении отдельных категорий крестьян постепенно стирались и они все больше и больше сливались в единую массу зависимых. Зависимые крестьяне всех категорий обязаны были нести в пользу сеньора тяжелые повинности — выполнять барщину и платить оброк.
2.2 Лены и ленное право
Основой и обеспечением вассальных отношений являлось феодальное земельное владение — феод, или по-немецки «лен», которое вассал держал от своего сеньора. В XIIв. в Германии в полной мере сложилась ленная система, которая стала государственной системой земельных отношений. Многие аллоидальные владения территориальных князей и графов стали ленами. Сохранившиеся у крупных территориальных владельцев аллоидальные земли присоединялись в ленную систему, сохранив лишь свой юридический титул владения. Феодальное землевладение приняло характер ленной системы, сформировалось ленное законодательство.