В начале марта 1966 года, тщательно проанализировав имеющиеся геолого-геофизические материалы, геологи Ухтинского ТГУ и треста ВВНГР (Б.Я. Вассерман, В.А. Аношин, А.Я. Кремс, Н.И. Литвиненко и др.) впервые оценили возможные запасы Вуктыльского месторождения в пределах освещенной скважинами глубины (порядка 3100 м) в 180-200 млрд. м³.
Итоговым стал 1966 г., когда при опробовании скважин № 3, № 10 - Нижний Вуктыл были получены мощные фонтаны газа с дебитом: в скважине № 3 - 507 тыс.м³/сут., в скважине № 10 - 600 тыс.м³/сут. А в августе 1966 г. из скважины № 21 - Средний Вуктыл было получено 500 тыс. м3/сут. газа. Так было подтверждено, что Нижне - и Средневуктыльские структуры имеют общий контур газоносности. И хотя это были единственные скважины, давшие газ, никто уже не сомневался в размерах и масштабах открытого месторождения. Главный геолог УТГУ Б.Я. Вассерман доложил эту оценку руководству Министерства геологии РСФСР и СССР, а также в отделе нефти и газа Госплана СССР. Но там, помня Джебол, очень холодно отнеслись к этой оценке. Не поверили в Вуктыл.
ЗАДАНИЕ № 13.
Летом 1926 г. в Печорском крае на Среднем Тимане работала экспедиция Геологического комитета. Одной из её целей был поиск месторождений гелия - инертного газа, необходимого для воздухоплавания. К тому времени в Соединенных Штатах была налажена промышленная добыча гелия из природного газа, однако по политическим и экономическим причинам американский гелий для Советского Союза содержащийся в земной коре был недоступен. Известно, что a-распада радиоактивных гелий является продуктом элементов. По поручению Института прикладной геофизики для поиска этого инертного газа участник экспедиции А.А. Черепенников провел эманационным методом четыре измерения радиоактивности в естественных и искусственных выходах природных газов и подземных вод. Измерения в полевых условиях неожиданно показали высокую радиоактивность воды из скважины № 1 "Казенная" на территории Ухтинского нефтяного месторождения. Эту скважину пробурило на казенные средства в 1912 г. "Северное Нефтепромышленное Товарищество по вере А.Г. Гансберг, А.П. Корнилов и Ко". Однако вместо нефти под большим напором пошла соленая вода с примесью природного газа. При скважине устроили солеварню, а в 1919 г. после развала нефтепромысла ее забросили, и она свободно фонтанировала. Измерения доставленных А.А. Черепенниковым проб воды, выполненные в 1927 г. в Радиометрическом подотделе Института прикладной геофизики Л.Н. Богоявленским, показали, что радиоактивность обусловлена необычно высоким содержанием 226Ra - в среднем 7,6x10-9 г радия на литр, что соответствует удельной активности 281 Бк/кг. В самых богатых из известных в то время источниках радиоактивных вод в Гейдельберге (Германия) и Иоахимстале (Чехословакия) содержание радия было в десять раз ниже. Следует пояснить, что 226Ra является дочерним продуктом 238U, поэтому в природе радий встречается только в урановых минералах. Но уникальные геохимические условия Среднего Тимана способствовали выщелачиванию радия из урансодержащих метаморфических сланцев и накоплению его растворимых соединений в пластовых водах. Открытие А.А. Черепенникова фактически привело к созданию нового направления в советской геологии - радиогеохимии подземных вод.
В 1927 г. А.А. Черепенников продолжил изучение радийсодержащих вод Ухтинского нефтяного месторождения. Воспользовавшись остатками оборудования солеварни А. Г. Гансберга, он провел опыты по осаждению солей радия с помощью серной кислоты и получил свыше 32 кг концентрата. Последующие измерения показали, что содержание радия в этом концентрате составляет 144 мг на тонну. Это небывало высокая величина: содержание радия в 1 т урана в условиях векового равновесия с дочерними продуктами не может превышать 333 мг, что определено законами радиоактивного распада. В начале XX в. единственным источником получения радия были урановые руды. Руды, содержащие всего 0,5-1 % урана считаются богатыми, а свыше 3 % - очень богатыми. Поэтому открытое месторождение радиоактивных вод было признано перспективным для промышленной добычи радия.
ЗАДАНИЕ № 14.
В середине 50-х годов началось расформирование системы ГУЛАГа.
Вместе с тем нефтяные районы республики оставались в центре внимания союзного руководства. Начавшаяся ликвидация лагерной системы решения экономических проблем требовала реорганизации и переподчинения наиболее важных производственных предприятий и объединений. Поэтому в апреле 1954 г. распоряжением Совета Министров СССР была упрощена структура Ухтокомбината: на 820 единиц были сокращены штаты административно-управленческого аппарата на предприятиях и организациях комбината, на базе треста «Войвожнефть» и геологического управления комбината создавался трест «Войвожнефтегазразведка».
В первой половине 1957 года начинается реформирование системы управления экономикой в общесоюзном масштабе. В соответствии с принятыми решениями Совет министров РСФСР Постановлением от 1 июня 1957 года за № 411 образовал Совет народного хозяйства Коми экономического административного района (Коми Совнархоз).
ЗАДАНИЕ № 15.
Газопровод магистральный, сооружение для транспортировки на большие расстояния (сотни и тысячи км) горючих газов от места их добычи или производства к пунктам потребления.
По способу прокладки различают газопроводы подземные, наземные и в насыпи. Подземным способом магистральные газопроводы обычно укладывают в Европейской части СССР (в зоне сезонного промерзания грунта). В северных районах получила распространение надземная прокладка газопроводов на опорах, т. н. «змейкой». В зоне распространения многолетнемёрзлых грунтов газопроводы укладывают в насыпь или надземным и подземным способами. В отдельных случаях газопроводы располагают на опорах или подвешивают к тросам (большие овраги, реки), а также прокладывают по дну водоёмов (т. н. дюкеры).
Для предохранения труб от коррозии (внутренней или внешней) применяют антикоррозийную изоляцию, а также катодную и протекторную защиту.
Давление газа в магистральных газопроводах большой протяжённости поддерживается газокомпрессорными станциями.
В Коми АССР с октября 1947 года ведется прокладка самокомплектующегося наземного газопровода Вой-Вож-Ухта протяженностью 130 км. Республиканскими властями планировалось строительство газопровода Ухта-Сыктывкар и далее - на уральские предприятия, решениями центральных органов управления планируются строительство газопровода на Вой-Вож - Ухту с последующим выходом на Пермь и Урал. В 1968 г. начал функционировать газопровод Вуктыл - Ухта, а в 1969 г. вуктыльский газ пришел на Череповецкий металлургический комбинат. Таким образом, газотранспортная магистраль «Сияние Севера» начала строиться еще до завершения разведки месторождения и окончательного выявления запасов. В 1969 году были утверждены запасы по категории СС2 С1+С2 в количестве 500 млрд. м³ газа и 185 млн. тонн конденсата. В этом же году был введен в эксплуатацию сборный пункт № 2 (СП-2) и было добыто 1,5 млрд. м³ газа, хотя планировалось добыть 5 млрд. м3. Не был выполнен план добычи газа и в 1970 г. , когда вместо запланированных 10 млрд. м³ газа было добыто 6,2 млрд. м³. Однако в эксплуатацию были введены СП-3 и CI1-1 , что позволяет утверждать, что ВГКМ осваивалось ускоренными темпами. Вызвано это было, прежде всего, окончанием строительства газопровода «Сияние Севера» на участке Ухта - Торжок, в то время как основные источники газоснабжения страны - месторождения Тюмени - еще не были введены в промышленную эксплуатацию.
ЗАДАНИЕ № 16.
В научно-технической литературе история Усинского нефтяного месторождения рассматривается обычно с 1968 г., когда в ночь с 21 на 22 февраля при испытании разведочной скважины № 7 с глубины 3080-3500 метров на поверхность вырвался мощный фонтан легкой нефти. За сутки он давал 800 кубометров нефти, в то время как лучшие скважины Тэбука давали только 150-200 кубометров. Этим событием окончательно подтвердилось наличие легкой нефти на севере Тимано-Печорской нефтегазовой провинции.
В начале 70-х гг. XX а. были открыты Возейское и Харьягинское месторождения. Правительство принимает решение строить в междуречье Усы и Колвы, всего в девяноста километрах от Полярного круга, среди болот и небогатой северной растительности, город нефтяников. Его строительство было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Тогда планировалось, что он станет форпостом в освоении Тимано-Печорской нефтегазовой провинции. Генеральный план застройки Усинска предусматривал создание промузла с базами производственного обслуживания нефтедобывающих и буровых организаций, строительных и транспортных организаций, материально-технического снабжения, предприятий пищевой промышленности и бытового обслуживания, рассчитанными на развитие северной части Тимано-Печорской провинции с максимальной годовой добычей 20-25 млн. тонн нефти. Соответственно были определены мощности объектов теплоснабжения, водоснабжения и канализации, энергоснабжения и связи.
Многолетний комплекс геолого-поисковых и разведочных работ по открытию, оценке и подготовке к промышленной разработке Усинского нефтяного месторождения был завершен утверждением запасов Усинского месторождения в ГКЗ в 1972 г. В том же году на базе прибывшей из Татарии промыслово-геофизической партии была организована Усинская промыслово-геофизическая экспедиция.
ЗАДАНИЕ № 17.
Укрепляется также роль Ухты в качестве центра научно-технической и инженерной мысли региона. Этому способствовали ряд объективных причин, среди которых, прежде всего, следует назвать рассмотренную выше логику исторического процесса промышленного освоения европейского северо-востока России, который был практически неосуществим без научной проработки возникающих проблем. Отсюда и многоэтапный процесс формирования системы научных учреждений (от частных экспедиций - через комплексные экспедиции - к системе стационарных учреждений и организаций как прикладной, так и фундаментальной направленности), рассмотренный выше. Именно развитие научно-прикладных исследований в Ухте, а также усложнение производственных задач актуализировали к концу 1960-х гг. задачу создания системы подготовки производственных кадров высшей квалификации на месте. Открытие в марте 1967 г. Ухтинского индустриального института, взявшего на себя подготовку инженеров по всем необходимым для региона направлениям (геологии и бурению, технологии и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений, лесному комплексу, строительству и пр.), среди прочего, позволяло решать и цивилизационные задачи превратить край в подлинно индустриальный, с перспективами его комплексного развития.