История промышленного освоения Европейского Севера.
ЗАДАНИЕ № 1.
Голландский путешественник Николас Витсен издает в Амстердаме в 1692 году книгу «Северная и Восточная Тартария», в которой делится впечатлениями о своем путешествии в загадочную для европейцев Московию. Живописуя о Печорском крае, Витсен рассказывает о реке Ухте, где «по воде плавают жирные пятна, представляющие собой черную нефть, там же найден некий камень, который горит как свеча и испускает из себя черный дым».
ЗАДАНИЕ № 2.
Первый в России нефтяной промысел был основан Федором Прядуновым в августе 1746 года.
В архивах имеются достоверные документы, содержащие сведения о «нефтяном заводе» рудообыскателя Федора Прядунова.
Так, в деле под названием «Экстракт», хранящемся в Российском государственном архиве древних актов в Москве, имеется документ, определяющий дату официального положительного решения по рассмотрению обращения предпринимателя: «1745 г. ноября 18 день по определению Берг-коллегиия, а по доношению бывшей архангелогородской Берг-конторы по прошению архангелгородца Федора Прядунова велено в Архангелогородской губернии в Пустоозерском уезде в пустом месте при малой реке Ухте завесть нефтяной завод, распространяя содержать тот завод довольным капиталом без остановок и ту нефть продавать».
Разнообразные описания ухтинского промысла рудообыскателя Прядунова имеются в целом ряде работ, в том числе в книге К. Молчанова «Описание Архангельской губернии, ея городов, монастырей и других достопримечательных мест» (1813 г.): «В окрестностях Ижмы на реке Ухте был нефтяной завод, который состоял из следующего строения: над самым нефтяным ключом, на средине биющим, построен четвероугольный сруб вышиной в 13 рядов, из коих шесть были загружены на дно, а прочие находились на поверхности земли. Внутри сруба поставлен узкодонный чан, который истекающую из воды нефть впускал в себя отверстием дна, от быстротекущей воды защищал его поставленный с одной стороны водорез».
В 1747 г. стихия паводка разрушила нефтяной промысел: «Федор Прядунов рапортом объявил, что с первых чисел мая 1747 г. на вышеобъявленном заводе нефть не добывается ибо вешнею водою колодец и крепость каменную разломало». И с этого началась полоса несчастий для его предприятия, о чем он доложил в Берг-коллегию: «На нефтяном заводе не токмо чтоб 1749 г., но и в 1748 г. действия никакого не имелось».
19 октября 1750 г. по указанию Берг-коллегии «нефтяной завод» Прядунова был обследован специальной комиссией в составе капрала Григория Голенищева и земского бургомистра Федота Рочева. В своем отчете они оставили достаточно подробное описание Ухтинского промысла, указав в том числе: «На бору двор ветхой, подрубленный сенми и кровля, баня новая при дворе, 3 лагуна порозших да полубочье, а в нем квашня, чаша, блюдо и нефтяной ковш, да 55 бревен, лодка новая, ушат нефтяной». На «нефтяном заводе» вместе с сыном Прядунова Степаном работали также трое вольнонаемных «работных людей» - Иван Анофриев, Терентий Рочев и Антон Вонюков. Они охотно дали обстоятельные показания членам комиссии.
Из имеющихся документов также следует, что за весь период действия «нефтяного завода», начиная с августа 1746 г., на Ухте было добыто всего 68 пудов нефти.
ЗАДАНИЕ № 3.
В 1943 году малообжитый, суровый, бездорожный край посетила научная геолого-географическая экспедиция Александра Андреевича Кейзерлинга и Павла Ивановича Крузенштерна. Перед экспедицией стояла цель - для описания Печорской земли провести геологические, палеонтологические, ботанические, астрономические исследования и составить подробную карту Печорского бассейна. По высказыванию А. Кейзерлинга, «Печорский край представляет совершенно загадочную землю, подобную внутренней Африке». Имеющиеся карты этих мест были составлены со слов коренных жителей и зачастую носили фантастический характер. Так, река Ухта на них была показана притоком Печоры, а не Ижмы, некоторые реки текли в обратную сторону, а отдельные населенные пункты были нанесены на карту с отклонением на 50-60 верст.
С мая 1843 года в течение пяти месяцев, где на лодках, где пешком, а по тундре — на оленях, А. Кейзерлинг и П.Крузенштерн проделали путь свыше 700 верст от истоков реки Печоры до ее устья, исследуя попутно ее притоки, выходы горных пород, флору, фауну, производя астрономические наблюдения. Это позволило П.И. Крузенштерну составить первую научно обоснованную карту Печорского края, а А.Кейзерлингу - впервые предложить его геологическое описание. Посетил А.Кейзерлинг и бассейн реки Ухты, составил стратиграфическую карту горных пород и обосновал нефтеносность Ухтинского региона. Итоги изысканий ученые обобщили в монументальной работе «Научные наблюдения во время поездки в страну Печорию в 1843 году», которая вышла в Санкт-Петербурге в 1846 году и была отмечена Большой Демидовской медалью. Результаты исследований А.Кейзерлинга вошли и в первый фундаментальный труд по геологии России - Р.И.Мурчисона "Геологическое описание России и хребта Уральского", вышедшее в 1849 году. Научные исследования, проведенные А.А. Кейзерлингом и П.И.Крузенштерном, открыли дорогу, по которой в Печорский край в середине XIX века пришли купцы и промышленники.
ЗАДАНИЕ № 4.
Научные экспедиции середины XIX века открыли дорогу для новых попыток овладения природными богатствами европейского севера. Под влиянием этих исследований Министерство государственных имуществ предложило приступить к поиску и использованию полезных ископаемых. Но дальше предписания лесничим дело не пошло. Только в 1867 году архангельским губернатором С.П. Гагариным создается специальная комиссия по исследованию природных богатств Печорского края, и в этом же году члены этой комиссии Ф.Д. Белинский и П.П. Чубинский посетили реку Ухту. С помощью местного крестьянина А.В. Лебедева на месте бывшего нефтяного завода, от которого остались бревенчатые основания изб и амбаров, была пробурена ручным вращательным способом скважина глубиной 7,6 м и установлена лиственничная труба, в которой стала собираться нефть.
ЗАДАНИЕ № 5.
В 11—12 вв. продолжался процесс распада первобытнообщинного строя и зарождения феодальных отношений. В 12—14 вв. пермь вычегодская находилась в даннических отношениях с Великим Новгородом. В 14 в. усилилось влияние Московского княжества. В последней трети 14 в. Стефаном Пермским проводилась христианизация населения. Официально край Коми включен в состав Русского государства в 1478. Край втягивался в складывавшийся общероссийский рынок.
Интерес к северным, «полуденным», землям возник еще во времена формирования Киевского государства, когда летописец Нестор в «Повести временных лет» среди славянских и финно-угорских племен, дающих дань Руси, называет пермь и печору. С IX века север европейской России становится постоянным поставщиком пушнины. Окончательно печорские земли были закреплены за Московским государством при Иване III.
Пушнина и серебряная руда в XV-XVI веках оставались символами могущества, богатства и валютной стабильности. Поэтому вновь присоединенные земли, обладавшие этими богатствами, представляли не только политический, но и экономический интерес для набирающего силу Московского государства. В это время и предпринимаются первые попытки освоить природные богатства северо-востока: в 90е гг. XV в. на речке Цильме, впадающей в Печору, возник один из первых горных промыслов Московского государства. Но запасы серебряной и медной руды оказались невелики, и вскоре промысел прекратил свое существование. В XVII веке в селе Серегово на Выми появляется первый соляной завод и начинается регулярное производство соли. В XVI-XVII веках через Коми край проходят и важнейшие торговые пути из северо-восточной Европы в Сибирь. Среди них - так называемый «через каменный» по рекам Вычегде, Выми, Ижме, Печоре, через Уральские горы, где во времена Бориса Годунова был построен городок Мангазея на реке Таз. Он стал торговым центром северной Сибири, откуда сибирские товары через Тазовскую и Обскую губу шли в Европейскую Россию.
ЗАДАНИЕ № 6.
Заселение территории Коми произошло в среднем палеолите (стоянка Крутая гора у деревни Бызовая на Печоре). Основным занятием населения была охота. В мезолитические и неолитические эпохи в бассейны Вычегды и Печоры проникли охотничье-рыболовческие племена из Прикамья и, возможно, со средней Волги (1-й Висский торфяник, висские поселения, стоянка Черноборская на Ижме и др.). В эпоху неолита прослеживается культурная близость и, вероятно, этническое родство местного населения с населением не только Прикамской и Волго-Окской областей, но и Беломорского бассейна. В эпоху бронзы (2-е тысячелетие до н. э.) были распространены памятники турбинской культуры, носителями которой явились предки пермских финно-угров. В раннем железном веке (1-е тысячелетие до н. э. и начале 1-го тысячелетия н. э.) на Вычегде и верхней Печоре обитали племена ананьинской культуры. К началу 2-го тысячелетия н. э. завершилось формирование племенного объединения прямых предков современных коми (зырян), упоминаемого в русских письменных источниках 11—14 вв. как пермь вычегодская. Пермяне заселяли бассейны средней Вычегды. Занимались в основном охотой и рыболовством, были распространены подсечно-огневое земледелие и скотоводство. Складывался оседлый быт, возникали центры ремесла (Карыбйывское городище и др.). В последней трети 14 в. Коми стали заселять новые территории по Вычегде, Мезени, Печоре и их притокам.
В самом конце XV в. в низовьях Печоры был построен укрепленный городок Пустозерск, ставший сначала опорным пунктом Москвы на крайнем северо-востоке европейской России, а в течение XVI-XVII вв. – и административным центром Печорского края. Сложилась коми народность.