1 мая 1850 г. последовал запрет на ношение традиционной еврейской одежды: после 1 января 1851 г. только старым евреям было разрешено донашивать её при условии уплаты соответствующего налога. В апреле 1851 г. еврейским женщинам запретили брить голову, с 1852 г. не разрешалось «ношение пейсиков», а талесы и кипы можно было надевать только в синагогах. Однако большинство евреев продолжало носить традиционную одежду и пейсы; власти боролись с этим, применяя жестокие меры, но успеха так и не добились.
В ноябре 1851 г. все еврейское население было разделено на пять разрядов: купцы, земледельцы, ремесленники, оседлые и неоседлые мещане (оседлыми мещанами считались евреи, имевшие недвижимую собственность или занимавшиеся «мещанским торгом»). Большинство еврейского населения попало в разряд неоседлых мещан, для которых вводился усиленный рекрутский набор. Им запрещалось отлучаться из городов, к которым они были приписаны. В правилах говорилось и об отправке неоседлых мещан на казенные работы. Попытка осуществления «разбора» на практике вызвала множество затруднений; местные власти не могли понять, к какому разряду отнести тех или иных евреев. Эти трудности привели к тому, что «разбор» производился очень медленно, а с началом Крымской войны он был прекращен.
Тем не менее, Николай I не был последовательным сторонником ассимиляции. Специальным законом, изданным в 1850 г., евреям запрещалось менять фамилию даже при переходе в христианство [2]. Впрочем, эта мера была всего лишь проекцией на евреев общих особенностей устройства тогдашней России: фамилия была индикатором сословной принадлежности человека, и её смена была очень затруднена[33]. Закон действовал до Февральской революции.
Впоследствии, при Александре II множество правовых ограничений было отменено: например, было предоставлено право повсеместного жительства в России лицам с высшим образованием, купцам 1-й гильдии, ремесленникам; кроме того, евреям было предоставлено право получать высшее образование не только в области медицины, — как было до этого.
После убийства Александра II народовольцами в 1881 году в 166 населенных пунктах Российской империи произошли еврейские погромы, тысячи еврейских домов были разрушены, много еврейских семей лишилось имущества, большое число мужчин, женщин и детей было ранено, а некоторые были убиты. Это привлекло внимание правительства к еврейскому вопросу. Были введены так называемые «Майские правила» («временные правила» 3 мая 1882 г.) о запрещении евреям вновь селиться в селах и деревнях. В царствование Александра III (1881—1894 гг.) также были изданы распоряжения о процентной норме для поступления евреев в гимназии и университеты (1887 г.) и о выселении евреев-ремесленников и мелких купцов из Москвы (1891 г.).
Земская реформа 1890 г. лишила евреев права участвовать в органах земского самоуправления. Новое Городовое положение от 11 июня 1892 г. совершенно устранило евреев от участия в выборах в органы городского самоуправления (в городах черты оседлости местные власти могли назначать из списка предложенных им еврейских кандидатов в гласные городской думы не более 10 % от общего числа гласных).
После почти полного вытеснения евреев-юристов с государственной службы одной из немногих сфер деятельности, где могли работать евреи-юристы, осталась адвокатура, но в 1889 г. министр юстиции Н. Манасеин провел в качестве временной меры постановление, приостанавливавшее принятие в число присяжных поверенных «лиц нехристианских вероисповеданий… до издания особого закона». Хотя в этом документе говорилось обо всех «нехристианах», ограничения были направлены исключительно против евреев.[34]
4.6. Антисемитизм в XX веке
В нацистской Германии
Расистский антисемитизм немецкого нацизма, имел своих идеологических предшественников в XVIII и XIX вв.
Во Втором рейхе выделялись три антисемитских течения: национал-государственный, социал-христианский и расистский.
Национал-государственное течение представлено было в основном консерваторами и некоторыми национал-либералами, например, Генрих фон Трейчке. Они рассматривали еврейскую проблему с позиций построения нового немецкого государства. От евреев с их точки зрения требовалось «беспрекословное желание стать немцами», не требовалось крещения, не было призывов к власти к каким-то особенным правовым ущемлениям евреев.
Социал-христианское течение было адаптацией консерватизма под популистскую фразеологию защиты рабочих и христианства. Лидер этого течения А. Штекер, требовал от евреев отойти от их традиционных занятий к другим отраслям экономики «включая тяжелую физическую работу», а также перестать влиять на общественное мнение через журналистику. Он предлагал отменить право залога земли, пересмотреть систему ссуд в пользу дебиторов, уменьшить количество евреев-судей, удалить евреев-учителей из немецких школ.
Наиболее радикальным течением было расистское, которое выступило не только против идей коммунизма и социализма, но и против утвердившейся в Германии формы либерализма. Это течение отличалось как кругом идей, которыми питалось, позициями, так и требованиями к властям по еврейскому вопросу. Течение обрело организованные формы в 1880-х годах, основными его глашатаями выступили Евгений Дюринг и Г. фон Шенерер; расистами-антисемитами были также видные представители культурпессимизма Лагард и Лангабен. Суть антисемитского расизма состояла в том, что идеологическая и общественная борьба между силами консервативными, националистическими и силами «социального разложения» (к которым расисты относили либералов и левых всех направлений) представлялась как аспект, продолжение более глубокого, биологического процесса борьбы германской и еврейской рас. Согласно положениям данного течения, поскольку в природе существует неравенство, расы также не могут быть равны; поэтому евреи, используя идеи равенства, просто хотят перехитрить немцев в расовой борьбе, разлагают германский народ. Для расистов был также естественен пангерманизм (стремление объединить в одном государстве все немецкоязычное население Европы), так как идея немецкой консервативной монархии, по их взглядам, могла воплотиться только в материале всей германской расы. Требования к властям по еврейскому вопросу, например, у австрийца Г. фон Шенерера были такими: запретить иммиграцию евреев в Австрию, установление особых законов для евреев уже проживающих в стране, введение «особого закона, против евреев, обирающих народ». Таким образом, была вновь выдвинута упразднённая эмансипацией идея низшего правового статуса для евреев, граждан страны. Расизм отличался антидемократической направленностью, склонностью девальвации личности и даже дегуманизации представителей еврейского и других негерманских народов.
Антиеврейские стереотипы сыграли определённую роль в Третьем рейхе; Гитлер охотно к ним обращался. Официальной политикой был расистский антисемитизм: евреев физически истребляли, как народ. В результате множество евреев было уничтожено во время холокоста — 1939—1945 гг. не только в Германии, но и в других странах Европы, которые были заняты войсками Третьего рейха.
По утверждению Владимир Абаринова, первым, кто сформулировал идею окончательного решения еврейского вопроса путём физического уничтожения всех евреев ещё в 1919 году был бывший полковник царской армии черносотенец Фёдор Финберг, которого затем читал и использовал идеолог национал-социализма Альфред Розенберг.[35]
Антисемитские марки
III рейхом в рамках особой операции «Водяной знак» (нем. Unternehmen Wasserwelle) в целях пропаганды были спародированы три наиболее известных британских почтовых марки того времени — стандартной серии 1937 года (Скотт #235—240) с изображением головы короля Георга VI (7000 листов по 192 марки), юбилейной марки 1935 года номиналом в полпенни в честь 25-летнего юбилея царствования Георга V (Скотт #226) и почтовой марки 1937 года номиналом 1,5 пенса (Скотт #234) в честь коронации Георга VI (по 12 тыс. листов из 120 марок каждой).
Антисемитские марки, на которых Сталин изображён с семитскими чертами лица, печатались на особой бумаге с водяным знаком в виде волнистых линий (отсюда название операции), остававшейся после печати продуктовых карточек (Lebensmittelmarke).
На пародии юбилейной марки (Скотт #226) вместо профиля Георга V появился профиль улыбающегося Иосифа Сталина с горбатым носом, причём текст «Серебряный юбилей / Полпенни» (англ. Silver Jubilee / Half Penny) был заменён на «Эта война / еврейская война» (This war is a / Jewsh war) — причём с ошибкой («jewsh» вместо правильного «jewish»). Вместо дат 1910—1935 по бокам от портрета короля появились «1939—1944», в обрамлении были добавлены серпы и молоты, а британская корона была увенчана шестиконечной звездой Давида. Долгое время считалось, что ошибка в слове «еврейская» — следствие намеренного тайного саботажа узников-изготовителей, однако по их свидетельствам, а также по мнению самого Бернхарда Крюгера (он прожил до 1989 года) это всего лишь недосмотр.
В Российской империи начала XX века
В апреле 1903 г. произошёл погром в Кишиневе, во время которого было убито 49 человек. Он вызвал волну негодования против правительства России как среди российской интеллигенции, так и за рубежом.
После опубликования манифеста от 17 октября начались антиеврейские погромы, охватившие 660 населенных пунктов и продолжавшиеся до 29 октября, было убито более 800 евреев.
27 августа 1905 г. правительство предоставило университетам автономию. В результате высшие учебные заведения стали принимать евреев не считаясь с процентной нормой и министерство народного просвещения не настаивало на её жестком соблюдении. Но в 1908 г. Совет министров принял постановление о введении во всех государственных высших учебных заведениях, «за исключением консерватории», процентной нормы для евреев и был запрещен полностью прием евреев в ряд высших учебных заведений (Электротехнический институт и Институт инженеров путей сообщения в Петербурге, Сельскохозяйственный институт в Москве, Домбровское горное училище (в Царстве Польском), театральные училища в Москве и Петербурге).