План
Введение
1 Терминология
2 Разновидности антисемитизма
3 Мнения о причинах антисемитизма
4 История антисемитизма
4.1 Антисемитизм в Античном мире
4.2 Антииудаизм раннего христианства
4.3 Антииудаизм в Средние века
4.4 Антисемитизм в эпоху Просвещения
4.4.1 Эмансипация во Франции
4.4.2 В Российской империи
4.5 Антисемитизм в XIX веке
4.5.1 Во Франции
4.5.2 В России
4.6 Антисемитизм в XX веке
4.6.1 В нацистской Германии
4.6.1.1 Антисемитские марки
4.6.2 В Российской империи начала XX века
4.6.3 Во время Гражданской войны в России
4.6.4 Государственная политика по отношению к евреям в СССР
4.6.4.1 Антисемитизм при Сталине
4.6.4.2 Антисемитизм в СССР после Сталина
4.6.4.2.1 Материалы по теме
4.6.5 В годы Второй мировой войны
4.6.5.1 В Польше
4.6.5.2 На территории СССР
4.6.5.3 На Украине
4.6.6 В странах СНГ
4.6.6.1 В постсоветской России
4.6.6.2 На Украине
4.6.7 Арабский и мусульманский антисемитизм
4.6.8 В Израиле
5 Антисемитизм в XXI веке
6 Проявления антисемитизма
7 Официальная позиция христианства
7.1 В Новом Завете
7.2 Позиция христианства после холокоста
7.2.1 Позиция Римско-католической церкви
7.2.2 Позиция Русской православной церкви
8 Евреи-самоненавистники
9 Борьба с антисемитизмом
Список литературы
Введение
Антисемитизм · Евреи
История иудаизма
Антисемити́зм — отрицательное представление о евреях, неприязнь и предубеждение к ним, основанные на религиозных либо этнических предрассудках[1]. Антисемитизм является одной из разновидностей ксенофобии[2][3][4].
1. Терминология
Термин обозначает враждебность по отношению к евреям и/или иудеям, а не ко всем народам семитской языковой группы[2]. Слово «антисемитизм» было впервые употреблено немецким публицистом Вильгельмом Марром в XIX в. его памфлете «Победа германизма над еврейством». Термин объясняется расистскими представлениями о биологической несовместимости европейцев, фигурировавших у первых идеологов расового антисемитизма как «германская» или «арийская» раса, и евреев как представителей «семитской расы». С тех пор он обозначает именно вражду к евреям, несмотря на попытки, исходя из этимологии, распространить термин на арабов, ввиду того что они также говорят на языке семитской группы[5] (Эдвард Саид и др.).
Иногда в качестве синонима используется термин юдофобия.
2. Разновидности антисемитизма
Под антисемитизмом понимают несколько различных явлений, связанных с проявлением вражды к евреям:
· Античный антисемитизм. Наиболее древний вид антисемитизма. Обвиняет евреев в ненависти ко всем народам, тайным и явным преступлениям против национальных нравов и обычаев, подрыве экономики, распространению лжеучений, нелояльности и т. п.
· Христианский антисемитизм, возникший ок. II века. Предполагает ненависть к евреям как носителям иудаизма[6], за то, что те не признают Иисуса Мессией, а также исходя из убеждения, что они были причастны к его распятию. Это убеждение обусловлено содержанием Нового Завета и христианской доктриной. Поскольку в христианстве Иисус считается Богом, весь еврейский народ объявлялся «Богоубийцами». Для такого мировоззрения характерно разделение людей по критерию вероисповедания, а не национальности. Таким образом, в идеальном варианте, иудеи, переходя в христианство, переставали быть предметом ненависти. На практике так происходило не всегда, и зачастую такие люди и их дети, несмотря на смену религии, не признавались полноценными членами общества и назывались «выкрестами» (например, марраны). На сегодня религиозный антисемитизм не ограничивается христианством, поскольку антиеврейские настроения, основанные в том числе на религиозных мотивах широко распространены среди мусульман.[7][8][9][10][11]
· Расовый антисемитизм, возникший в XIX в. Его можно назвать «классическим»: именно с ним связано возникновение самого понятия «антисемитизм», и именно его результатом стало крупнейшее проявление антисемитизма — холокост. Рассматривает евреев в качестве прирождённых носителей неких биологически ущербных признаков, а потому не только не признаёт за ассимилированными евреями права на существование, но и считает их наиболее опасными, так как они вносят «порчу» в здоровое тело нации и пытаются тайно захватить власть над ней.
· «Новый антисемитизм»[12] или антисионизм. В конце 1990 годов в еврейской среде появилось понятие «новый антисемитизм», распространяющее определение антисемитизма на ненависть к национальным устремлениям евреев, прежде всего к сионизму и Государству Израиль.
Грань между антисемитизмом и критикой сионизма и политики Израиля, как и критика любой идеологии и политики — часто бывает трудноуловима и ещё более трудно доказуема, что позволяет, с одной стороны, оправдывать антисемитизм как «критику израильской политики», а с другой, дискредитировать любую критику Израиля как проявление антисемитизма. В этом смысле, показательно мнение Анти-диффамационной лиги:
Сама по себе критика политики Израиля не является антисемитской. Суверенное государство Израиль может критиковаться также, как и любое другое государство мира. Но нельзя отрицать, что есть те, кто прикрывает антисемитизм критикой Израиля или «сионизма»[13].
· В полемической публицистике возникают также новые формы антисемитизма в различных постхристианских субкультурах («рок-антисемитизм»), в левых и правых (не только неонацистских) политических кругах, в новых движениях.
· Популярно также понятие «бытовой антисемитизм», что, как явствует из самого понятия, не является идеологией, но представляет собой бытовое неприятие евреев, связанное с распространёнными представлениями об их образе жизни и отношении к неевреям.
Известный российский историк и этнолог Виктор Шнирельман полагает, что кроме этнического и религиозного антисемитизма существует также антисемитизм как реакция на социальную модернизацию, носителями которой считают евреев. Носителями такой формы антисемитизма могут быть в частности коммунисты или консерваторы.[14]
3. Мнения о причинах антисемитизма
Несмотря на большое количество источников по проблеме антисемитизма, его причины остаются плохо охарактеризованными, а потому анализ явления затруднён, и его обсуждение зачастую табуировано.
Существует несколько подходов к объяснению явления:
· По наиболее распространённому мнению, юдофобия в древнем мире была вызвана обособлением евреев от других народов. Это обусловлено тем, что иудаизм является монотеистической религией, а также верой иудаизма в то, что еврейский народ является избранным Богом.[15] Подобно этому раннее христианство также вызывало ненависть языческого мира, в результате чего многие первые христиане принимали мученическую смерть и страдания.
· Многие исследователи объясняют явление антисемитизма различными причинами, в том числе и религиозными.
«Христиане бывали антисемитами главным образом по мотивам религиозным. Евреи признавались расой отверженной и проклятой не потому, что это низшая раса по крови, враждебная всему остальному человечеству, а потому, что они отвергли Христа. Религиозный антисемитизм есть в сущности, антиюдаизм и антиталмудизм. Христианская религия действительно враждебна еврейской религии, как она кристаллизовалась после того, как Христос не был признан ожидаемым евреями Мессией.»
— Н.А. Бердяев, «Христианство и антисемитизм»
· Подробный анализ исторического пласта взаимоотношений русского и еврейского этносов дал А. И. Солженицын в книге «200 лет вместе» (2000). Он полагал, что единой причины антисемитизма не было, в частности в разных областях России периодически возникали определённые проблемы между обособленными в своей общине пришельцами-евреями и коренным населением. Например, он считал, что причинами, возбуждающими рознь в черте оседлости были «несправедливые проценты» и активная торговля водкой под залог. В первую русскую революцию 1905 года в ряде городов прошли погромы, спровоцированные революционными событиями. Контрреволюционно настроенное население начало действовать в ответ на действия революционеров — социалистов, анархистов, бундовцев. Действия народной массы по отношению к «осквернителям государственного устройства» (а евреи, и прежде всего — молодёжь, студенты, в то время в некоторых регионах России составляли большинство революционного населения) приняли форму вооружённых столкновений. Очень многие партии, в том числе еврейские (Бунд), энергично поддерживали «революционный огонь», не гнушаясь всяческим выпячиванием, преувеличением и даже подогревом антисемитсках проявлений — с целью скорейшего краха самодержавия. Взгляды Солженицына на русско-еврейские отношения подвергались критике со стороны историков и публицистов.
Американский писатель-протестант еврейского происхождения[16]Эндрю Клейвен полагает, что антисемитизм — «такой хороший показатель наличия зла в человеке», что, как пишет он, «я склонен верить в то, что, когда Бог сделал евреев избранным народом, он выбрал их для того, чтобы они служили своего рода „системой раннего обнаружения“ безнравственности для всех остальных».[17]
Ряд известных философов полагали, что в основе антисемитизма лежат психологические комплексы.
Антисемит — это человек, который боится. Нет, не евреев, конечно, — боится самого себя, боится своей совести и своих инстинктов, боится свободы и ответственности, боится одиночества и боится перемен, боится общества и боится мира, — он боится всего, и не боится только евреев.
— Жан-Поль Сартр «Размышления о еврейском вопросе»
«В основе антисемитизма лежит бездарность. Когда изъявляют претензии на то, что Фрейд еврей, что еврей Бергсон, то это есть претензии бездарности. В этом есть что-то жалкое. Есть только один способ борьбы против того, что евреи играют ведущую роль в науке, философии и т. д.: делайте сами великие открытия, будьте великими учёными. Бороться с преобладанием евреев в науке можно только одним способом — собственным творчеством. Свобода есть испытание силы. Унизительно думать, что свобода всегда оказывается благоприятной для евреев и неблагоприятной для неевреев».