Смекни!
smekni.com

Damnatio ad bestias (стр. 4 из 4)

И перевёл царь Ассирийский людей из Вавилона, и из Куты, и из Аввы, и из Емафа, и из Сепарваима, и поселил [их] в городах Самарийских вместо сынов Израилевых. И они овладели Самариею, и стали жить в городах ее. И как в начале жительства своего там они не чтили Господа, то Господь посылал на них львов, которые умерщвляли их. И донесли царю Ассирийскому, и сказали: народы, которых ты переселил и поселил в городах Самарийских, не знают закона Бога той земли, и за то Он посылает на них львов, и вот они умерщвляют их, потому что они не знают закона Бога той земли
(4Цар.17:24—26)

Также стоит упоминания несостоявшаяся смерть Иосифа, которого братья продали в рабство, а отцу представили это как гибель от диких зверей.Следует отметить особенный символический характер льва в Библии: он является символом колена Иуды (Быт.49:9—12), из которого происходит царский род Давида, а также всего еврейского народа (Чис.23:24, 24:9).По этой причине уже в Новом Завете — в Откровении Иоанна Иисус Христос назван «львом от колена Иудина» (Откр.5:5). Позже лев стал также символом евангелиста Марка, и его образ использовался в таких иконографических типах, как Спас Недреманное Око. Восприятие христианских мучеников

Damnatio ad bestias
Автор: неизвестен
Источник«Игнатий Богоносец,
раздираемый львами»Вероятно, благодаря этим причинам христианским мученикам хотелось умереть от когтей именно льва, а не медведя или рогов быка, и именно львы, а не пантеры и леопарды, также часто использовавшиеся на арене цирков, вошли в культурный архетип.Желание отдать себя на мученическую смерть через съедение дикими зверьми — феномен, известный с раннехристианских времён[67]. Святой Игнатий Богоносец, приговорённый к смертной казни через отдание на съедение львам, в своём «Послании к римлянам» писал:
Хорошо, если бы звери были мне уже готовы; молюсь, да будут готовы послужить мне. Я буду ласкать их и уговаривать поскорее съесть меня (они со страху до некоторых не дотрагивались), а если они не захотят, я их заставлю… Пусть огонь, и крест, и стая зверей; пусть разбросают мои кости, отрубят члены, смелют в муку все тело; пусть придут на меня муки диавола — только бы встретить Иисуса Христа[68].
Я пшеничное зерно Христа; я возвращусь в землю посредством зубов и клыков диких животных, чтобы стать чистым хлебом.

Таким образом, данная смерть перестала быть позорной и приобрела своего рода почётный характер, поэтому христиане могли стремиться закончить жизнь таким способом[69]:На постоялом дворе оказался ребёнок, которого, по козням диавола, лошак раздавил до смерти. Сильно огорчённый этим, авва Павел удалился и пришёл в Арон. Сделавшись отшельником, он постоянно оплакивал смерть младенца. «Я был причиной смерти ребёнка, и меня будут судить на суде как убийцу». Поблизости находилось львиное логовище, и авва Павел ежедневно подходил к нему, ударял и раздражал зверя, чтобы тот растерзал его. Но лев не делал ему никакого вреда. Увидев, что ему не удаётся раздразнить зверя, он решил так: «Вот я лягу на пути льва. Он выйдет, направится к реке для утоления жажды и пожрёт меня». Лёг. Спустя некоторое время, лев действительно показался, но, подобно человеку, со всей осторожностью прошёл, не задев старца. Тогда старец вразумился, что Бог простил ему его прегрешение.

Damnatio ad bestias
Автор: anonimous
Источник«Святой Мамант верхом на льве»,
православная иконаСмерть через съедение львами становилась способом очищения через мученичество. Так, например, в Отечнике рассказывается история о четырёх старцах, молившихся, чтобы быть им четверым на небесах в раю вместе. Через некоторое время двое из них скончались, третий остался жить смиренно, а четвёртый впал в блуд.
И открыто было одному [третьему] из прозорливых, что два скончавшихся отшельника умоляют Бога о прислужнике, говоря: «Предай брата на съедение льву или другому зверю, чтобы, очистившись от греха, пришёл в то же место, где мы, и не разрушилось соглашение наше»[70].

Третий старец начал молить Господа, чтобы зверь не тронул их четвёртого друга, сошедшего с пути истинного, благодаря чему тот был помилован Богом. Сюжет чудесного спасения

Damnatio ad bestias
Автор: Briton Rivi?re (1840-1920)
Источник: en:Manchester City Art GalleryБрайтон Ривьер.
«Даниил во рву львином»Фольклористы отмечают множество историй, где брошенный на растерзание львам праведник спасается, и указывают на ветхозаветную историю Даниила, как на одно из ранних свидетельств «излюбленного впоследствии житийного мотива о предании праведника на съедение свирепому льву и ласковом отношении зверя к невинному человеку»[71].Кроме того, греческий писатель Апион (I век) рассказывает историю раба по имени Андрокл, который во времена императора Калигулы сбежал, но был найден и брошен львам. Лев пощадил его, а когда удивлённая публика стала узнавать, как ему это удалось, Андрокл объяснил, что, скрываясь в Африке, он как-то вытащил из лапы этого животного занозу, и тот теперь узнал его[72]. Это пример рационалистического объяснения спасения, типичный для римлян. Христианам же будут свойственны рассказы о чудесном.
Damnatio ad bestias
Автор: Andreas Praefcke
Источник: собственная работа«Венанций Камеринский, брошенный на казнь, укрощает львов»Самым известным примером подобного усмирения льва в христианской агиографии станет история Блаженного Иеронима, жившего в пустыне и укротившего льва. Но сюжет встречался и в рассказе о детстве Христа, дошедшем до нас в Евангелии Псевдо-Матфея (латинская версия IX—X веков, основанная на более ранних «евангелиях детства»)[73]:
И было Иисусу 8 лет, и вышел Он из Иерихона и шёл к Иордану. И была в стороне от дороги около берега Иордана пещера (crypta), где львица растила детёнышей своих; и никто не мог безопасно проходить по дороге той. И вот Иисус, идя из Иерихона и узнав, что львица легла в пещере, вошёл туда на виду у всех. Но как только львы увидели Иисуса, они вышли навстречу Ему и преклонились перед Ним. И воссел Иисус в пещере, и львята бегали туда и сюда у ног Его, ласкаясь к Нему и играя с Ним. Старые же львы между тем держались поодаль с опущенной головой; они преклонялись перед Ним и смиренно били хвостами по бёдрам своим.Тогда народ, бывший вдали, не видя Иисуса, сказал: если бы не совершили великих грехов Он или родители Его, Он не пошёл бы Сам Собою на растерзание львам. И в это время, когда народ предавался таким мыслям и был отягчён печалью, вдруг перед всеми людьми вышел Иисус из пещеры, и львы предшествовали Ему, и львята резвились у ног Его. Родители же Иисуса стояли далеко с опущенными головами и смотрели на Него; и народ тоже стал поодаль, боясь львов, и не смел подойти к ним.Тогда сказал Иисус народу: насколько лучше вас звери дикие, знающие своего Господина и прославляющие Его, между тем как вы, люди, созданные по образцу Божию и подобию Его, вы не знаете Его. Звери узнали Меня и смягчились: люди видят Меня и не знают Меня вовсе.

В культуреЧистая совесть покоя не дает (фрагмент)Как вы думаете, мучила ли совесть Нерона, когда он бросал христианского
мученика на съеденье свирепым львам?
Нет! Единственные муки во всем Колизее испытывал сам христианский мученик,
который запоздало корил себя за то, что проспал позапрошлую воскресную
проповедь, — чувство, знакомое мне и вам.Огден Нэш[74] В литературе«Римские деяния», рус. яз. Переводной сборник новелл XVII в., одна из которых рассказывает о рыцаре, пощажённом львами[75]Бернард Шоу. «Андрокл и лев»Генрик Сенкевич. «Камо грядеши»Lindsey Davis. «Two for the Lions». Детективный роман из жизни Древнего Рима, серия Марк Дидий Фалько В музыкеОтторино Респиги, «Римский триптих», фрагмент «Цирцении»: мученики-христиане на арене.Польская black metal группа Behemoth — песня «Christians To The Lions» В кинематографеЭкранизации романа Генрика Сенкевича «Камо грядеши» (1951, 1985, 2001 года).Сцены битв с дикими животными на арене римского Колизея воспроизведены в фильмах «Гладиатор», «Атака клонов» и др. См. такжеБросание к хищникамХлеба и зрелищDamnatio memoriaeСписок казней раннехристианских мучеников

Смертная казнь
Настоящее время Газовая камера • Обезглавливание • Побиение камнями • Повешение • Расстрел • Смертельная инъекция • Электрический стул
Damnatio ad bestias
Автор: DTR
Источник: собственная работа
Исторические виды Damnatio ad bestias • Poena cullei • Гаррота • Гильотинирование • Протаскивание под килем • Колесование • Кровавый орёл • Линчи • Повешение за ребро • Погребение заживо • Посажение на кол • Распятие • Расстрел из пушек («Дьявольский ветер») • Сварение в кипятке • Сожжение • Сожжение в срубе • Утопление • Замуровывание • Четвертование • Утробная кошка
Прочее Палач