Сам факт наличия Боярской думы позволяет некоторым исследователям говорит об ограниченности власти монарха в России в это время. В действительности бояре особо не мешали великокняжеской политике. Например, в начале каждого русского законодательного акта писали: "Царь (великий князь) указал, а бояре приговорили…" Т.е. принимал решения все равно именно великий князь (царь), а бояре лишь соглашались.
Со временем, в Боярской думе, кроме бояр, появился дополнительный думский чин - окольничий. В Боярской думе также начали работать профессиональные чиновники и клерки – дьяки и подьячие. У каждого боярина, как правило, был свой персональный секретарь-референт, являвшийся думским дьяком.
Боярская дума выступала апелляционной судебной инстанцией.
Как бояре, так и думские дьяки обычно назначались послами.
12. Земские Соборы
Особое место в системе органов государственного управления занимали земские соборы. Они созывались с середины XVI до середины XVII в. Их созыв объявлялся специальной царской грамотой. Земские соборы включали в себя Боярскую думу. Освященный собор (высший коллегиальный орган православной церкви) и выборных представителей от дворян и городского населения. Противоречия, которые существовали между ними, способствовали усилению власти царя,
Земские соборы решали основные вопросы государстве ной жизни: избрание или утверждение царя, принятие законодательных актов, введение новых налогов, объявление войны, вопросы внешней и внутренней политики и т. д. Вопрос обсуждались по сословиям, но решения должны были приниматься всем составом Собора.
13. Приказная система управления. Судебник 1550 года
Судебник 1550г. (царский судебник) был принят Земским собором. Он состоял из 100 глав-статей. Более подробную регламентацию получили судебный процесс, уголовно-правовые и имущественные отношения. Усиливались черты розыскного процесса, был расширен круг субъектов преступления, а тяжесть наказания была поставлена в зависимость от социальной принадлежности. Законодатель разработал формы вины, было введено положение о том, что закон не имеет обратной силы.
В основу Судебника 1550 г. были положены статьи Судебника 1497 г. [о круг регулируемых в нем вопросов стал значительно шире. Появились специальные статьи о феодальном землевладении (вотчинах), о губном и земском управлении, подробнее регламентированы вопрос о розыске "лихих" людей, судебный процесс. Была значительно усилена роль центральных судебных органов, возросло значение великокняжеского суда. Увеличилось число деяний, признаваемых преступными. Тяжесть наказания иногда прямо поставлена в зависимость от социальной принадлежности потерпевшего. Впервые было введено положение о том, что, закон не имеет обратной силы.
14. Становление крепостного права в России
В 1497 г. в первом общемосковском великокняжеском Судебнике Ивана III был установлен единый срок перехода крестьян от владельца к владельцу — одна неделя до и одна неделя после 26 ноября, осеннего Юрьева дня (Дня Георгия Победоносца). За использование земли феодала, вотчинника или помещика крестьянин должен был при уходе заплатить пожилое, то есть фактически арендную плату. В 1550 г. первым царским Судебником Ивана IV право перехода было сохранено, но размер пожилого был значительно увеличен.
Во второй половине XVI в. в результате массовых конфискаций родовых боярских вотчин во время опричнины поместье стало преобладать в составе дворянского землевладения. Северо-Запад и Центр стали регионами исключительно поместного землевладения, а на Северо-Востоке сохранялось смешанное вотчинно-поместное землевладение. В условиях резкого ухудшения экономического положения страны в 60-70-х гг. (опричнина и война) начался массовый уход крестьян от своих владельцев, бегство на окраины страны, что привело к разорению служилого дворянского люда. Поэтому в 1581 г. впервые был запрещен переход крестьян от владельца к владельцу («Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»). В 1597 г. был установлен пятилетний срок сыска беглых крестьян. За укрывательство и переманивание крестьян предусматривалось наказание, а сами крестьяне возвращались во владения, из которых они подались в бега. Жестокий неурожай, голод 1600-1603 гг. и Смута обострили ситуацию. В первой четверти XVII в. срок поиска беглых увеличивался до 10 и даже 15 лет.В 1649 г. с принятием Соборного уложения, свода законодательства Московского государства, процесс закрепощения крестьян завершился. Они были навечно с семьями, всеми родственниками прикреплены к той земле, на которой их застала перепись начала 1640-х гг. Крестьяне помещиков и вотчинников были прикреплены не только к земле, но и к личности своего владельца. Так появились крепостные крестьяне — основное население Русского государства, России на протяжении последующих двух с лишним столетий. Крепостные были владельческими (помещичьими и вотчинными), черносошными (государственными), дворцовыми, монастырскими. Крепостные владельческие крестьяне платили государственные налоги, несли другие повинности, а также выполняли работу на своего хозяина — барщину и оброк. К своим местам жительства и повинностям были прикреплены и посадские люди — рядовые жители городов. На западе крепостные бежали в города, чтобы стать свободными. В России можно было укрыться лишь на окраинах страны.
15. Опричнина
Иван IV, учреждая опричнину, стремился к ликвидации своих политических врагов: прежде всего, крупного владетельного боярства. Также причиной опричнины стала необходимость завершения централизации России, ликвидации существовавшей "лоскутности" русских земель. Опричнина была учреждена в 1565. Опричнина – это особая государственная политика, включающая в себя:
1. Земельный вопрос. Вся территория России делится на 2 части. Первая - опричнина – территория под непосредственным управлением царя с собственными органами власти. Вторая – земщина – на которой сохранялось старое правление. В опричнину вошли северные богатые города; царские земли; районы, где хорошо развито земледелие: Ростов, Суздаль, Вязьма, Переяславль Залесский, Дмитров, Старица; некоторые земли купцов (например, Строгановых). На две части (между опричниной и земщиной) была разделена Москва.
2. Новые органы власти. В опричнине создаются свои казна, дума, суд, войско, приказы. Чтобы попасть в опричное войско, нужно было отказаться от всяких связей с земщиной и родными. Вначале в опричники набрали 1000чел. из разных уездов страны. Опричниками были совершенно разные люди. В 1572 опричников было 5-6 тыс.чел. Опричники носили особую форму (черные одеяния наподобие монашеских), ездили на конях, символами опричников были собачья голова и метла (чтобы соответственно выгрызать и выметать измену). Опричное войско было организовано наподобие монашеского братства со строгим подчинением царю.
Опричники пили, насиловали, грабили, громили. Метод проведения опричнины – террор. Сохранилось несколько опричных документов. Опричниками применялись пытки, давление на свидетелей. С этого момента Ивана IVстали называть Иваном Грозным.
Опричный террор был направлен не только против бояр, противников усиления царской власти, но и против простого населения. Самым страшным эпизодом опричнины стал поход на Новгород.
Опричнина была отменена в 1572 после того, как опричное войско не сумело противостоять набегу крымского хана Девлет-Гирея на Москву. Но даже после отмены опричнины террористический царский режим Ивана IVГрозного сохранился. И даже есть мнение, что опричнина все же существовала вплоть до смерти царя Ивана Грозного.
16. Церковь и церковное право в период сословно-представительной монархии
Преуспевала и Церковь, которой в тот период (митрополиту, епископам и монастырям) принадлежала треть всего негосударственного земельного фонда. Защищая устои православия как символа общегосударственного единства, Церковь старалась занять ведущее место в процессе объединения страны, а вместе с тем - укрепить и расширить свое материальное благосостояние за счет новых земельных приобретений, а политический и идеологический вес – за счет своего влияния на новый государственный и общественный порядок. О том, что Церковь играла не только духовную роль в строительстве русского централизованного государства, говорит в частности тот факт, что еще с начала XVI века широко практиковались расширенные заседания боярской думы с церковными соборами.Одна из попыток урегулировать взаимоотношения между Церковью и государством в середине XVI века была предпринята на Стоглавом соборе 1551 г., на котором воинствующим церковникам - “иосифлянам” - удалось отстоять свои огромные земельные богатства от секуляризационных устремлений царя Ивана IV. Монарх хотел получить санкцию церкви на государственные преобразования и в то же время принять меры к подчинению Церкви и ограничению ее привилегий. Работа собора протекала главным образом так: царь задавал вопросы, заранее составленные его приближенными, собор, возглавляемый митрополитом Макарием, давал на них ответы. Вопросы Ивана IV относились к чисто церковной области. Собору предстояло в целом обсудить меры по укреплению дисциплины среди духовенства, унификацию обрядов, моральное состояние служителей церкви, положение низшего духовенства.В результате все же был достигнут некий компромисс: ограничивался рост церковных землевладений, положения царского Судебника распространялось и на “святительский” суд, монастыри лишались пожалования из царской казны - “руги”, однако основные позиции русского духовенства остались непоколебимыми.Утверждение о силе и влиянии Церкви в Русском государстве XVI века сомнений не вызывает, но приведенное выше обоснование этого вывода представляется весьма спорным. Во-первых, вряд ли возможно говорить о реальном существовании “русской буржуазии” в XVI веке, когда даже феодальные отношения в России еще не были окончательно оформлены. Во- вторых, и в более поздний период уже сложившихся буржуазных отношений российская общественная мысль не допускала сколько-нибудь значительных выпадов в сторону православия.17. Соборное Уложение 1649 года как источник права