План
Введение
1 История ислама в Европе
1.1 Автохтонный ислам в Европе
2 Великобритания и Ислам
3 Франция и Ислам
3.1 Французское общество против агрессии
3.2 Мусульманские иммигранты и европейские ценности
3.3 Религия и светское общество
3.4 Протесты
3.5 Европа следует примеру Франции
3.6 Межрелигиозные столкновения между мусульманами и иудеями
3.7 Вмешательство экстремистов
4 Германия и Ислам
5 Нидерланды и Ислам
6 Дания и остальная Европа — «карикатурный» скандал
Список литературы
Введение
Доля жителей-мусульман в различных европейских странах
В этой статье рассматриваются вопросы, касающиеся конфликтов в европейских государствах на почве взаимоотношений между мусульманами и представителями иных религий. См. также статью Евроислам.
На протяжении всей своей истории, человеческие сообщества Европы находились в той или иной стадии религиозных конфликтов, которые как правило сочетались (скрыто или явно) с племенными, национальными и/или языковыми различиями между разными народами континента. Во времена античности конфликтовали между собой ранние христиане и язычники, во времена раннего Средневековья — католики и православные (христиане Востока), в Средние века — католики и протестанты. Начиная с VIII, в ходе арабских вторжений, наметился конфликт между христианами и мусульманами, который в этот период в основном ограничивался южными рубежами Европы и странами Средиземноморья. К XV веку арабы были полностью вытеснены из Южной Европы, однако над христианским миром, расколотым реформацией нависла новая угроза — Османская империя, которая покончила с колыбелью восточного христианства — Византией, покорив Балканы и Северное Причерноморье. В новое время европейцы, в том числе северные, познакомились с исламом сначала в результате активной колониальной деятельности в XIX—XX веках, а затем в ходе массовой иммиграции (политической и экономической) и стран третьего, в том числе исламского мира, в XX—XXI веках. С ростом численности мусульман в регионах их нетрадиционного проживания (Великобритания, Германия, Швеция, Франция), накапливается и значительный конфликтный потенциал. Впрочем, и в регионах своего традиционного проживания в Европе, то есть там где мусульмане составляют значительную часть населения страны или региона со времён средневковья, (республика Македония, Болгария, Греция, Босния и Герцеговина, автономная республика Крым, Российский Кавказ и Предкавказье) данный конфликтный потенциал имеет тенденцию к росту, как правило из-за разных демографических тенденций мусульманского и немусульманского населения.
1. История ислама в Европе
· 652 — вторжение арабов на принадлежавший Византии остров Сицилию. Христианство исчезает в Северной Африке.
· 711 — битва при Гвадалете, первое проникновение ислама в материковую Европу — начало арабского вторжения Халифата Омейядов в Испанию. В 732 продвижение мусульман на север остановлено франкскими войсками под командованием Карла Мартелла при Пуатье (Битва при Пуатье (732)). Границы исламских владений в Европе стабилизируются, начинается христианская реконкиста Иберии, завершившаяся в 1492 г. падением Гранадского эмирата.
· XIV век — XVIII век — вторая волна распространения ислама через балканские и причерноморские владения Османской империи. Начало формирования первых исламских народов в Европе — татары, башкиры, албанцы, боснийцы, крымские татары, турки, грекоязычные мусульмане и критские мусульмане, помаки, адыгейцы, чеченцы, ингуши, черкецы, балкарцы, кабардинцы, урумы и др. При этом ислам полностью исчезает в Иберии и на островах западного Средиземноморья, а христианство значительно утрачивает свои позиции в Малой и Передней Азии (в первую очередь за счёт массового перехода в ислам греков).
· XX век — третья волна распространения ислама — иммигранты из бывших европейских колоний в Азии и Африке. Бо́льшая часть французских мусульман — потомки выходцев из арабского Магриба (Алжир, Тунис, Марокко), испанских — Марокко. Германские, голландские, австрийские и датские мусульмане — в основном потомки турецких иммигрантов. Бо́льшая часть британских мусульман (69 %) — потомки выходцев из Британской Индии (Пакистан и Бангладеш).
1.1. Автохтонный ислам в Европе
Регионами автохтонного распространения ислама в Европе считаются, (в скобках приведён процент мусульман среди современного населения):
· Автономные кавказские республики в составе РФ, за исключением Северной Осетии
· Татарстан, (50 %), РФ
· Башкортостан (60 %), РФ
· Крым, (12 %), Украина
· Федерация Боснии и Герцеговины, (43 %)
· Албания, (60 %)
· частично Македония, (30 %)
· частично Казахстан (европейская часть) (70 %)
· Примечание: часть Турции, часть Азербайджана и географически находятся в Европе (европейской части континента) и являются исламскими более чем на 99 %.
Понятие «автохтонный» в отношении данного региона — противоречиво. До конца XV века все они были либо христианскими (турецкая Румелия, Босния, Крым, Албания), либо придерживались смеси исконных (языческих, спиритических или синкретических) верований — Казахстан и др. Принятие ислама в некоторых из них произошло по экономическим соображениям в период главенства Османской империи, с целью избежать уплаты налога джизья, применимого ко всем немусульманам. Но даже в период наивысшего могущества империи многие новообращённые мусульмане вели криптохристианский образ жизни. Ослабление власти Османской империи в XIX—XX веках привело к нарастанию противоречий между исламизированным и неисламизированным населением с одной стороны (вплоть до вооружённых конфликтов), а с другой — к развитию более либеральных форм ислама, совместимых с общеевропейскими ценностями и новыми экономическими моделями. При этом ситуация в каждой отдельно взятой стране различна.
2. Великобритания и Ислам
· 2001 В городах средней Англии (Лидс [1], Олдем [2]) прокатилась волна столкновений между полицией и мусульманами — выходцами из Пакистана и Бангладеш — самые широко освещенные инциденты такого рода из очень длинной череды.
· 2005 — серия терактов в Лондоне. Организаторами признаны выходцы из Пакистана и Бангладеш, после чего в обществе сильно укоренилась исламофобия. Нужно отметить, что в Исламе убийства невинных людей считаются смертным грехом, и в Исламе категорически запрещается убивать, только если это не защита или смертная казнь преступника, однако это поддается очень большой критике.
Также из Сунны пророка Магомеда до нас дошло следующее достоверное высказывание: «Муджахид — это тот, кто борется с самим собой во имя Всевышнего»[1], то есть управляет, может держать в узде свои слабости, легкомыслие, капризы и страсти ради того, чтобы стать образцом религиозной морали, что, в свою очередь, пробудит в других желание стать таковыми, верующими[2]. Он не оправдывает свои преступные действия отрывочными строками из Корана, а достигает высокого уровня терпимости, усидчивости в благом и милосердия — всего того положительного, чем наполнены последнее Писание Творца и жизнь Его посланника. Согласен, что обычно пишут и показывают в фильмах именно полководческие навыки Пророка, но это лишь одна грань из нескольких десятков граней его личности. Понятие джихада невероятно широко, сюда входит иногда — молчание, иногда — сияющее, исполненное достоинства выражение лица, а иногда и улыбка. Все зависит от намерения, но и им, намерением, преступления не могут быть оправданы. Таков канон.
3. Франция и Ислам
3.1. Французское общество против агрессии
Во Франции существует закон 1945 о высылке иностранцев, представляющих угрозу государственной безопасности или призывающих к дискриминации, ненависти или насилию. Традиционно он использовался в отношении иностранцев, которые совершили на территории Франции тяжкое преступление, были за это осуждены и отбыли наказание во французских тюрьмах.
В июне 2004 в закон были внесены дополнения, согласно которым депортации также могут подвергаться иностранцы, замеченные в призывах к дискриминации, ненависти или насилию по отношению к одному человеку или группе лиц.
В июле 2004 в закон также было введено положение, допускающее высылку из страны за высказывания, нарушающие европейские нормы женского равноправия.
Премьер-министр Франции Жан-Пьер Раффарен заявил в связи с этим: «Теперь у нас есть правовые средства для демонстрации жесткости, в том числе для высылки из страны тех, кто называет себя имамом, а на самом деле является политическим проповедником, не имеющим ничего общего с религией».
3.2. Мусульманские иммигранты и европейские ценности
Экстремистские проповедники ислама стали теми людьми, против кого эти положения в последнее время стали особенно активно применяться, что уже привело к высылке восьми имамов, декларировавших особое неприятие европейских общественных норм и призывавших к насилию. Всего в стране проповедованием ислама занимается примерно полторы тысячи человек, из которых лишь каждый пятый действительно имеет религиозное образование. Многие из них — выходцы из нестабильных арабских государств. Большинство даже не говорят по-французски. Несмотря на отсутствие светского образования, они зачастую оказывают огромное влияние на настроения мусульманской молодёжи.
В отсутствие официальной статистики (Национальный Институт Статистики INSEE ни разу не включал вопросы о вероисповедании в свои опросы), можно лишь привести цифры Wall Street Journal, по данным которого ислам исповедуют пять миллионов французских граждан, или 8 % населения страны.
Кроме того, многие отмечают поглощение и подмену европейских ценностей исламскими. Связано это в первую очередь с тем, что исламские ценности в основном остаются незыблемо связаны с повседневной жизнью, что почти не свойственно уже современному христианскому миру, где церковь постепенно теряет влияние на сознание людей и становится все больше красивым атрибутом, чем гидом по жизни.