Смекни!
smekni.com

Присяжные заседатели в уголовном процессе и их правовой статус (стр. 10 из 16)

В целях повышения уровня правовой культуры и уважения к Закону граждан, исполняющих обязанности присяжных заседателей, нами предлагается обратиться к дореволюционному опыту, когда для них доступным языком были написаны специальные брошюры[87], объясняющие назначение данной формы судопроизводства, права и обязанности присяжных заседателей.

Говоря о необходимости участия представителей народа в отправлении правосудия Э.Д. Еникеев, Р.К. Шамсутдинов отмечают: «Сущность участия представителей общества в уголовном правосудии – это смысл и значение привлечения лучших из полноправных граждан к участию в уголовном процессе»[88].

По мнению Тисен О.Н.: «Для того чтобы присяжные заседатели исполняли свои обязанности честно и беспристрастно, как велит им текст принимаемой присяги, представители народа должны быть свободны от предубеждений, опасений за жизнь, здоровье и благополучие своих близких в связи с участием в отправлении правосудия. Только непредвзято настроенный человек способен при ответе на поставленные перед ним вопросы принимать во внимание лишь представленные в судебном заседании доказательства, однако и в этом случае, невозможно предотвратить влияние на убеждение присяжного заседателя индивидуальных особенностей, личных симпатий и убеждений, вызванных негативным прошлым жизненным опытом»[89].

Заключение

Воссоздание суда присяжных в действующей системе судов в России свидетельствует о достаточно последовательной реализации Концепции судебной реформы и внедрении в уголовное судопроизводство демократических состязательных процедур.

Важнейшей особенностью российского суда присяжных является самостоятельное принятие присяжными заседателями решения о виновности подсудимого. Именно в суде присяжных наиболее полно реализуются важнейшие принципы уголовного судопроизводства: состязательность, равноправие сторон, презумпция невиновности. Однако на сегодняшний день суд присяжных сталкивается в своей деятельности с целым комплексом проблем как процессуального, так и организационного характера[90], в связи с чем многие авторы высказывают точку зрения о неготовности российских граждан к участию в отправлении правосудия.[91]

Тем не менее, неоспоримым является утверждение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В. Лукина о суде присяжных: «Какие бы проблемы ни существовали в деятельности нового для России института, необходимо помнить о том, что конституционное право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей не может быть поставлено под сомнение»[92].

Основным вопросом, который разрешают присяжные, является вопрос о виновности. На него дается ответ при положительном решении о доказанности деяния и совершении его подсудимым. Это вопрос ни о вине лица как элементе состава преступления, а в целом о том, подлежит ли лицо уголовной ответственности.

Доказанность обстоятельств, свидетельствующих о наличии в действиях подсудимого вины в качестве элемента состава преступления, не предрешает для присяжных вывода о виновности указанного лица. Здесь в практике суда присяжных имеются интересные факты: были вынесены вердикты, в которых присяжные на вопрос о виновности отвечали отрицательно, признавая вместе с тем доказанными все фактические обстоятельства совершенного преступления, в том числе и обстоятельства, характеризующие наличие конкретной вины лица. При этом сами подсудимые могли признать свою вину.

В целях предотвращения противоречивости ответов присяжных заседателей нами предлагается следующая формулировка поставленных перед ними вопросов:

1) доказано ли, что рассматриваемое в судебном заседании деяние имело место;

2)доказано ли то, что подсудимый совершил инкриминируемое ему деяние;

3)если да, то подлежит ли подсудимый наказанию и заслуживает ли снисхождения?

Опыт работы судов присяжных показал, что правильная постановка вопросов перед присяжными заседателями – один из сложнейших для судей моментов процесса. Вопросы должны формулироваться так, чтобы из ответов присяжных на них следовал однозначный вывод о квалификации деяния, исключающий возможность ошибочного применения закона. Основанием для постановки вопросов служат не только обвинительное заключение, но и материалы судебного следствия и прения сторон. От постановки вопросов во многом зависит правильность применения уголовного закона в суде с участием присяжных заседателей.

В случае вынесения оправдательного вердикта по обвинению, поддерживающемуся потерпевшим, возникает вопрос о возмещении имущественного вреда. Представляется, что подсудимый, который признан коллегией присяжных невиновным, вправе выдвинуть встречный гражданский иск к частному обвинителю. Такой иск может быть возбужден в рамках обсуждения последствий оправдательного вердикта. Встречный иск к частному обвинителю возбуждается тогда, когда меры, принятые в обеспечение заявленного истцом гражданского иска, причинили имущественный вред интересам оправданного.

В связи с изложенным, представляется целесообразным дополнить нормы действующего УПК следующими положениями:

«При вынесении коллегией присяжных заседателей вердикта о невиновности подсудимого исследуются и обсуждаются вопросы, связанные с разрешением гражданского иска, распределением судебных издержек, судьбой вещественных доказательств, а также вопрос о возмещении вреда, причиненного подсудимому».

Анализ вердикта присяжных заседателей и его социально-правовых последствий позволяет прийти к выводу, что. вердикт представляет собой дистанцированное по времени и месту от профессионального судьи самостоятельное, принятое в суде первой инстанции решение коллегии присяжных заседателей по вопросам доказанности фактов и установления на их основании виновности или невиновности подсудимого, обусловливающее вид приговора и размер наказания за содеянное, а также ход и направленность дальнейшего разбирательства по делу до вынесения приговора.

Приговор суда присяжных как акт правосудия является решением, обусловленным характером и содержанием вердикта коллегии присяжных заседателей. При этом вердикт коллегии присяжных как основной элемент судебного решения определяет ход и направленность обсуждения последствий вердикта о виновности лица в совершении преступления. Вердикт коллегии присяжных заседателей выступает окончательным актом, определяющим объем виновности. В этом плане он обязателен для председательствующего судьи при квалификации преступления. Кроме того, обвинительный вердикт коллегии присяжных заседателей, оговаривающий необходимость снисхождения к подсудимому, оказывает влияние на определение меры наказания. Он устанавливает границы возможного максимального наказания, за пределы которых судья не вправе выходить. В этом случае специфика индивидуализации наказания, выраженного в приговоре суда присяжных, заключается в том, что определяющим решением является вердикт присяжных.

Проведенный в рамках настоящего исследования анализ судебной практики и научной литературы дает основания утверждать о несовершенстве действующего законодательства, регулирующего порядок отправления правосудия присяжных заседателей. Неоднозначность формулировок закона приводит к разночтениям в его применении, и как следствие – к ущемлению прав сторон при судопроизводстве с участием коллегии присяжных заседателей.

Список использованных нормативно-правовых актов и литературы

1. Нормативно-правовые акты

1. Всеобщая декларация прав человека (Резолюция 217А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.) // СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. – М., 1989. – С. 413-419.

2. Декларация прав и свобод человека и гражданина. 22 ноября 1991 г. Ратифицирована Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 года № 1920-1 / Ведомости Съезда народных депутатов ВС РСФСР. – 1991. – № 12. – Ст. 52.

3. Конституция Российской Федерации: офиц. текст // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

4. О судебной системе Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (с посл. изм. и доп) // СЗ РФ. – 2005. – № 15. – Ст. 1273.

5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г.№ 174-ФЗ: офиц. текст (с посл. изм. и доп.). – М.: Юрайт-издат, 2008. – 268 с.

6. Уголовный Кодекс Российской Федерации. – М.: Юрайт-издат, 2008. – 152 с.

7. О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации: Федеральный закон от 20 августа 2004 года № 113- ФЗ (в ред. от 17 декабря 2008 г.). – М, Юрайт-издат, 2008. – 19 с.

8. О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. // СЗ РФ. – 1995. – № 17. – Ст. 1455.

9. О введение в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Федеральный закон // Российская газета. – 2001. – 22 декабря.

10. Инструкция по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов. Утверждена приказом Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15 декабря 2004 г. // СПС «Консультант-плюс»