Смекни!
smekni.com

История египтологии (стр. 2 из 3)

Нельзя также не отметить вклад египетских ученых. Такие личности, как Селим Хассан, Ахмед Фахри, Заки Саад и, в настоящее время, Захи Хавасс, просла - вили свою страну вкладом в египтологию, выступив организатора­ми многих раскопок и став авторами множества книг. Не так давно доктор Хавасс совершил значительное открытие — обнаружил захоронение в оазисе в западной пустыне Египта, ставшее известным как «Долина золотых мумий».
Египтология как наука за­родилась и развивается типично западным наукам. Начиная с греков и римлян и заканчивая французами, британцами, итальянцами, немцами и американцами, в ней преобладают западные понятия и представления. Началом научной египтологии принято считать публикацию Ж. Ф. Шампольоном 14 сентября 1822 г. «Письма к господину Дасье», в котором впервые в европейской научной традиции верно описывалась система древнеегипетского иероглифического письма. За открытием Шампольона последовал бурный рост молодой науки. Крупнейшими египтологами XIX века были К. Р. Лепсиус, подготовивший фундаментальное описание египетских древностей «Памятники из Египта и Эфиопии» и А. Эрман, заложивший основы современной грамматики египетского языка. В XX веке Германия оставалась центром мировой египтологии. Важным достижением стала публикация берлинского словаря египетского языка, родившегося благодаря соучастию всех крупнейших египтологов. Сегодня египтология — разветвленная научная дисциплина, представители которой работают во многих странах Старого и Нового света.

Глава 2

Египтология в России

Из древней истории ближневосточных стран наибольший интерес в России проявился к Египту.

Первые связи России с Египтом относятся к ХI в. Как правило, это были паломничества в Св. землю, родину Христа, которые сопровождались заходом в Египет – страну, тесно связанную с его жизнью. Произведения, написанные о этих путешествиях, называются «хождения». Однако, интересной фактической информации в них мало. Выделяется сочинение («хождение») В. Григоровича-Барского, он сопровождает свой рассказ рисунками. В его работе дана первая копия древнеегипетской иероглифической надписи (копия сделана одной стороны александрийского обелиска). Для человека, не имевшего навыка и знания египетского языка, несомненно, это достижение.

Интерес к Древнему Египту и иероглифическому письму документально засвидетельствован уже для XVII века, когда по дипломатическим каналам была наведена справка о загадочной «азбуке знаками лиц», в которой пытался разобраться монах-иезуит Афанасий Кирхер.

В 1799 г. Во время экспедиции Бонапарта в Египет, была найдена Розетская надпись, впервые давшая реальные надежды на дешифровку иероглифов. Больших успехов впервые в дешифровке достиг Ж.-Ф. Шампольон. Ученые России не остались в стороне от вопроса, волновавшего весь культурный мир. Клапрот и И.А. Гульянов были противниками Шампольона. Долгое время вопрос о том, действительно ли удалась Шампольону дешифровка или нет, оставался открытым.

Открытие Египта для науки, работа по дешифровке поставили вопрос о создание коллекций в странах Европы и их научном издании. В создании коллекций Россия шла в ногу с Европой. Первая национальная коллекция была приобретена Россией в 1824 г.

Еще раньше начинается формирование частных коллекций, хотя пока не удалось выявить ни одной коллекции в России, восходящей к XVIII веку. Однако достоверно известно о двух памятниках привезенных в Россию еще в XVIII веке. Это статуи сановника Мире (Мери-рау) в рижском музее зарубежного искусства и царя Рамсеса VI в днепровском историческом музее. Последняя происходит из коллекции графа де Кэлюс (1692-1765), известного знатока и собирателя древностей.

Интерес к Египту прежде всего проявился в форме коллекционирования. Самые первые коллекции были составлены в начале XIX века И.П.Бларамбергом, О.И. Сенковским, П. Медемом. К сожалению, история этих коллекций до сих пор не известна.

Еще при Александре I был сделан ряд работ по египтологии. Сотрудник русского посольства во Флоренции С.И. Коссаковский составил небольшую записку – обзор дешифровки по трудам Шампольона. В трудах Батенькова Г.С. находится небольшое описание деятельности Шампольона.

В 1824-1826 г. Казна приобретает большую коллекцию древностей для Петербурга. Это коллекция К. Растильоне, которая легла в основу собрания Эрмитажа. Однако, коллекция поступила туда только в 1861 г. До этого она хранилась в специальном Египетском музее Академии наук, в Кунсткамере.

Ещё одна коллекция этого времени – собрание А.А. Монферрана, строителя Исаакиевского собора. Его приобретения делались в Петербурге и Москве, Риме и Париже. В его коллекцию вошло и собрание герцога Александра Вюртемберского.

На 30-е годы XIX века приходиться интересная для егтптологов деятельность А.Н. Муравьева, А.С. Норова, капитана И.П. Бутенёва и архитектора Д.Е. Ефимова.

Муравьев совершает в 1830 г. Поездку на Восток и публикует её описание. Благодаря ему удается купить для Петербурга пару сфинксов из храма Аменхотепа III на западе Фив. А.С.Норов в 1830 г. Предпринимает такое же путешествие. В результате появляется целый том, просвещенный специально Египту и его древностям. Это лучшее из всего написанного русскими путешественниками о Египте и наиболее полезное для ученых.

В последней четверти XIX в. крупнейшим русским египтологом и востоковедом был В. С. Голенищев, открывший для науки ряд ценных текстов (папирусы Эрмитажа 1115 А, 1116 А, 1116 Б и др.) и собравший во время своих экспедиций большую коллекцию египетских древностей. В. С. Голенищев опубликовал много важных работ по египетской филологии и археологии. Другим крупным египтологом в России был В. А. Тураев. Его перу принадлежит множество трудов по истории и культуре Др. Египта и в первую очередь "История Древнего Востока" в 2 т. Очень ценной является его работа "Египетская литература" (М., 1920). Ученики Б. А. Тураева - И. М. Волков, А. Л. Коцейовский, И. Д. Флиттнер, В. М. Викентьев исследовали древнеегипетскую религию, культуру и искусство. Египтологические статьи и заметки печатались в России преимущественно в "Записках Русского археологического общества".

Советская египтология унаследовала лучшие традиции русской дореволюционной и западной науки. Марксистско-ленинское понимание исторического процесса, в частности учение о базисе и надстройке, дало возможность совершенно по-новому осветить многие вопросы истории и культуры Египта. Ученик Б. А. Тураева академик В. В. Струве впервые поставил и разрешил вопрос принципиальной важности - об общественно-экономической формации, к которой принадлежали древнеегипетское и другие общества Древнего Востока. Опираясь на конкретный материал и на марксистско-ленинскую теорию о развитии общества как о смене общественно-экономической формаций, он показал, что Египет, Шумер и др. страны Древнего Востока стояли на ступени раннего рабовладельческого общества: в нем антагонистические отношения между свободными и рабами не достигли еще тех классических форм, которые характерны для наиболее развитых обществ античного мира. В 30-х гг. против этой концепции выдвигали возражения академик H. M. Никольский, проф. И. М. Лурье и др., в дальнейшем признавшие ошибочность своих взглядов.