Дом Позолоченных Амуров
Граффити на стене дома называет его владельцем Поппея Абито, родственника Поппеи, второй жены Нерона.
Перистиль, вероятно, использовался для проведения театральных представлений: одна из колоннад приподнята наподобие сцены. Между колоннами были подвешены медальоны и маски. Сад перистиля наполнен бюстами и барельефами, в северной его части находится ларарий, в южной — святилище Исиды. Таблиний и триклинии украшены фресками по мотивам греческих мифов. В стену одной из комнат вставлены диски с амурами на золотых листьях.
Дом Менандра
Большой дом (1800 м²), включавший в себя бани, конюшни, торговые помещения. Атрий был расписан сценами охоты и пейзажами. В гостиной, выходящей в атрий — сцены падения Трои. В одной из ниш перестиля хорошо сохранившееся изображение Менандра, от которого и получил имя весь дом. В полуподвале в 1930 году найдено более сотни серебряных предметов обихода и большое число монет.
Настенная роспись дома Лорея Тибуртина
Дом Лорея Тибуртина
Вход в дом находится в нише, перед дверью поставлены две скамьи. По сторонам от входа два торговых помещения. Росписи в атрии остались незаконченными. В комнатах — ложные окна с нарисованным видом на сад. На перистиль выходит домашнее святилище Дианы. Занимал почти всю инсулу, однако большая часть его площади отведена под сад с каналами и фонтанами. Место в конце ближайшего к дому канала отведено под летний триклиний. Здесь находятся фрески с изображением Пирама, Фисбы и Нарцисса, подписанные Lucius pinxit (изобразил Луций).
Дом был исследован в 1916—1921 В. Спинаццолой. Своё название он получил от двух предвыборных лозунгов, найденных на стенах здания: один призывал голосовать за Лорея, второй — за Тибуртина. Владельцем же дома был Октавий Квартио (Octavius Quartio), чья бронзовая печать была в нём найдена. Некоторые историки предпочитают именовать дом «домом Октавия Квартио»[18].
Дом Моралиста и дом Пинария Цериале
Дом моралиста находится неподалёку от дома Лорея Тибуртина. Назван так из-за надписей в летнем триклинии (белым по чёрному):
1. Держать в чистоте ноги и не пачкать бельё и постели,
2. Уважать женщин и избегать непристойных речей,
3. Воздерживаться от гнева и от драк.
В конце заключение: «В противном случае возвращайтесь к себе домой».
По соседству расположен дом Пинария Цериале, принадлежавший ювелиру. При его раскопках было найдено более сотни драгоценных камней.
Дом Юлии Феликс
Занимает одну из самых больших инсул города, однако лишь треть её застроена, 2/3 представляют собой сад. Часть дома с банными помещениями сдавалась внаём.
Дом Сада Геркулеса (Дом Парфюмера)
Это был относительно маленький дом. Вход вёл в коридор, по сторонам которого были две кубикулы и который завершался в атрии. За атрием находилось ещё несколько комнат и огромный сад, разбитый в I веке до н. э. на месте 5 подобных домов. В саду помещался ларарий со статуей Геркулеса, от которой весь дом и получил название.
Раскопан в 1953—1954 годах, однако лишь в 1972—1974 в результате исследований сотрудников Мэрилендского университета[19] было обнаружено, что сад предназначался для выращивания растений, из которых производились духи и благовонные масла. Возможно здесь также делали гирлянды из цветов. В результате этих исследований дом получил второе имя — дом Парфюмера.
5.8. Городские укрепления
Стены Помпей имеют длину 3220 м, в них 7 ворот (существование восьмых спорно). Построены по всему своему периметру уже в VI—V веке до н. э. (тогда большая часть укреплённой площади ещё не была застроена, а занята садами и огородами) из известняка и туфа, внутри заполнены землёй. При самнитском господстве с внутренней стороны была сделана насыпь, позволяющая защитникам подниматься на вершину стен и обеспечивающая им дополнительную прочность. В III веке до н. э. эта насыпь укреплена камнем. 12 башен с наиболее уязвимых северной и восточной сторон были добавлены во II-начале I века до н. э..
Геркуланские (или Соляные) ворота были полностью перестроены в эпоху Августа, потеряв защитные функции и став более похожими на трёхпролётную триумфальную арку. Между ними и Везувианскими воротами на городской стене видны повреждения, нанесённые осадными орудиями Суллы.
5.9. Водоснабжение
Фонтан в Помпеях
Помпеи с древности испытывали проблемы с водоснабжением. Грунтовые воды находились под городом на глубине почти 39 метров, поэтому колодцы хоть и существовали, но были немногочисленными. Отчасти решению проблемы способствовало наличие почти в каждом доме имплювия — бассейна для сбора дождевой воды, однако положить конец недостатку воды смог лишь построенный во времена Августа акведук (по большей части проходивший под землёй), доставлявший в Помпеи воду из источников в Серино в количестве около 6500 м³/день. Акведук вёл к резервуару (castellum aquae), расположенному у Везувианских ворот в наивысшей точке города (42 м над уровнем моря). Круглый в плане резервуар имеет диаметр 6 м и сверху перекрыт куполом. Находится он в четырёхугольном здании, с южной стороны декорированном тремя арками.
К водопроводу были подсоединены дома только самых богатых горожан, остальные набирали воду из фонтанов (в настоящий момент их найдено 42), расположенных в разных частях города. Из резервуара у Везувианских ворот вода поступала в город по трём свинцовым трубам диаметром 30 см: первая предназначалась для фонтанов, вторая для терм и третья для частных владений. При недостатке воды последние две трубы могли быть перекрыты.
5.10. Виллы за Геркуланскими воротами
Вилла Диомеда
Находилась на склоне, поэтому на уровне первого этажа жилых помещений, сгруппированных вокруг атриума и перистиля, находилась терраса, окружавшая большой парк. По её краям возвышались башенки, с которых можно было любоваться морем. В центре парка находился бассейн, возле него — летний триклиний для обедов на открытом воздухе. В подвалах под галереей устроен винный погреб.
Вход в виллу вёл прямо в перистиль, слева от которого находился второй маленький перистиль и банные помещения. Через таблиний можно было попасть в выполнявшую функции триклиния крытую террасу, откуда открывался вид на море.
Исследована в 1771—1774, приписывается Аррию Диомеду, чья гробница находится напротив входа. На вилле найдено 20 тел погибших при извержении, в том числе женщин и детей, из них 18 в подвале[20], двое у двери, ведущей из сада к морю; у одного из них найдено золотое кольцо, серебряный ключ и 1356 сестерциев.
Фрески виллы Мистерий
Вилла Мистерий
Основана во II веке до н. э., после чего несколько раз расширялась, в частности в 60 году до н. э. Главный вход был обращён к дороге, ведущей от Геркуланских ворот. В настоящее время он раскрыт не полностью, поэтому вход на виллу осуществляется со стороны моря. Вдоль дороги находились сельскохозяйственные помещения, в том числе комната с прессом для винограда.
Начало таинства
Вход, настолько широкий, что по нему могла проехать повозка, вёл в перистиль. К юго-востоку от него помещался двор с ларарием и тетрастильный атрий, из которого можно было попасть в бани. С юго-западной стороны с перистилем соединялся тосканский атрий, из него, а также частично из перистиля, двери вели в многочисленные комнаты, украшенные фресками во втором и третьем стилях. Вилла открывалась к морю террасой-ротондой с двумя портиками по сторонам.
В таблинуме, соединяющем тосканский атрий с ротондой, сохранились фрески на египетские мотивы. Названа вилла по получившим широкую известность фрескам в одной из комнат к югу от атрия, где изображается по наиболее распространённой версии посвящение в дионисийские мистерии, по другой — обряд венчания[17][20].
6. Помпеи в искусстве
6.1. Кино
· «Последний день Помпеи» (Gli ultimi giorni di Pompeii, 1926)
· «Последние дни Помпеи» (фильм, Италия-ФРГ, 1959)
· «Последние дни Помпеи» (фильм, СССР, 1972)
· «Последние дни Помпеи» (фильм, США, Великобритания, Италия, 1984)
· «Помпеи» (фильм 2007 год) (Италия)
6.2. Живопись
· «Последний день Помпеи» — картина Карла Брюллова
· В начале XIX века сад Мюнхенской резиденции был украшен в третьем стиле живописи из Помпеи.
· В начале XVIII века изображения с фресок из Геркуланума и Помпеи украшали даже веера[21].
Литература
· Под впечатлением полотна Брюллова «Последний день Помпеи» Эдвард Бульвер-Литтон написал роман «Последние дни Помпеи».
· «Везувий зев открыл» — стихотворение Пушкина
· Новелла Теофиля Готье «Аррия Марцелла»
МузыкаLive at Pompeii — концертный альбом группы Pink Floyd на руинах амфитеатра Помпей (1973)«Последний день Помпеи» — песня группы Stigmata Музеи
· «Вилла Гетти» — музей в Малибу
Список литературы:
1. http://www.national-geographic.ru/ngm/200709/article_145/ Старое поселение
2. http://ancientcoins.narod.ru/books3/books3.htm Питер Коннолли «Греция и Рим» энциклопедия военной истории
3. Тацит Анналы, XIV, 17
4. http://www2.iath.virginia.edu/struct/pompeii/patterns/sec-02.html Patterns of Reconstruction at Pompeii
5. Page-3 | Visiting Pompeii | World Features. Archaeology.co.uk.
6. http://www.pompeii.ru/history.htm Краткая история Помпей
7. Как писал в своём письме его племянник Плиний Младший, «от густых испарений ему перехватило дыхание и закрыло дыхательное горло» — см. Письма, VI, 16.
8. http://pochemy.net/?n=1214 Гибель Помпей
9. http://guidebook20.ru/pompei/ Город—призрак исчезнувшей цивилизации
10. Michael Vickers Pompeji // Kunst und Kultur alter Völker. Rom. — Erlangen: Karl Müller Verlag, 1991. — С. 59-71.
11. http://domivka-dnepr.chat.ru/saj/histori/termi.htm Термы
12. http://www.travel.ru/news/2006/07/11/91504.html В Помпеях открыт Лупанарий
13. Sarah Levin-Richardson Sex, Sight, and Societas in the Lupanar, Pompeii // Stanford University, January 2005.
14. McGinn, Thomas «Pompeian Brothels and Social History». Pompeian brothels, Pompeii’s ancient history, mirrors and mysteries, art and nature at Oplontis, the Herculaneum «Basilica» // JRA supplement 47, 2002. pp. 7-46.
15. Подробнее см. Сергеенко М. Е. Простые люди древней Италии — Изд-во «Наука». Москва — Ленинград, 1964. Глава 7
16. http://www.greekroman.ru/gallery/ant_mosaics01.htm Античные мозаика и фрески Галерея изображений
17. http://arheologicheskih-otkritiy.greatest100.ru/pompei-i-gerkulanum/index10.html Помпеи и Геркуланум
18. http://travel-to-italy.ru/index.php?act=goods&id=5&gid=61 Улица Изобилия (Виа дель Аббонданца)
19. Wilhelmina F. Jashemski «The Garden of Hercules at Pompeii» (II.viii.6): The Discovery of a Commercial Flower Garden // American Journal of Archaeology, Vol. 83, No. 4 (Oct., 1979), pp. 403—411
20. Berry Joanne Houses and Society // The Complete Pompeii. — P. 154-185.
21. http://goodcoins.narod.ru/antic/tecstile/skladveer18.htm Складной веер в России и Европе XVIII века
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Помпеи