Смекни!
smekni.com

Светлейший князь А. Меншиков (стр. 2 из 3)

2.3. На гребне славы.

Велик был вклад Меншикова и в победе над шведами в знаменитом Полтавском сражении 27 июня 1709 г. Кавалерия Меншикова одержала верх над шведской конницей, причём во время под ним были убиты три лошади. Князь во главе русских сил преследовал бежавших шведов и принудил остатки войск под командованием фельдмаршала Левенгаупта к сдаче у деревни Переволочны. После Полтавы светлейший князь был пожалован чином фельдмаршала и городом Почепом и Ямполем. Несмотря на интриги недоброжелателей и не редкими размолвками с царём, положение Меншикова в то время было прочно как никогда. Он второе лицо в государстве и первый советник царя. Он поспевает всюду – и на полях сражений, и в создании военного флота России, и в строительстве Петербурга, Шлиссельбурга, Кронштадта и Петергофа. “Благодарствую вашей милости за все труды ваши как для охранения тамошних краёв, так и за строение”, - писал в 1711 г. Меншикову часто покидавший Россию Пётр.

Помимо гражданских дел необходимо было окончательно закрепить победу над шведами и изгнать их из Европы, прежде всего из стратегически важного района – Померании. Именно Меншиков, известный своими военными талантами, напористостью и деловой смёткой, был поставлен по выбору царя главнокомандующим русскими войсками в Померании. И Александр Данилович оправдал этот выбор: в 1713 г. союзные войска принудили к капитуляции шведские гарнизоны крепостей Штеттин и Тоннинген. Прекрасный воин и делец, светлейший князь, однако, оказался плохим дипломатом. Он не сумел сохранить хороших отношений с союзными Данией и Саксонией, которые жаловались Петру I на то, что светлейший князь, не передал, как обещал, крепость Штеттин Дании, а за большую мзду отдал её Пруссии. Александр Данилович был вынужден оправдываться перед царём, который поспешил уладить этот инцидент, но больше уже не поручал Меншикову дипломатических переговоров. Осада Штеттина стала и последней военной акцией, так как участившиеся приступы серьёзной болезни лёгких заставили его отказаться от трудностей и лишений походной жизни. Отныне он постоянно живёт в Санкт-Петербурге в своём роскошном дворце на Васильевском острове. Меншиков был главой Петербургской губернии, управлял строительством, хозяйством, гражданскими и военными делами. Светлейший князь постоянно участвовал в заседаниях сената, а с 1719 г. возглавил Военную коллегию. Не забывал он и о делах флота: без него не обходился ни один спуск гражданского или военного судна на воду в Адмиралтейской верфи.

Интересная деталь: в 1714 г. Александр Данилович стал первым русским человеком, кого иностранная академия наук удостоила чести стать её членом. Сам Исаак Ньютон уведомил Меньшикова об избрании его членом Лондонского общества “за распространение хороших книг и наук”, причём английский учёный назвал его человеком величайшей просвещённости, что противоречит общепринятым рассказам о глубочайшей неграмотности светлейшего князя. Неизвестно, однако, каковы были его “научные заслуги”.

Во время отсутствия царя в Петербурге на Меньшикова была возложена ещё одна важная обязанность – попечение над царскими детьми. Князь ежедневно проводит несколько часов во дворце и в письмах подробно докладывает о состоянии царевича Петра Петровича и царевен Анны и Елизаветы. Непосредственное участие принял Меншиков и в судьбе старшего сына Петра I – царевича Алексея Петровича, который открыто враждебно относился к преобразованиям, проводимым его отцом в России, и составил заговор с целью захвата верховной власти. В 1718 г. проходило следствие по “делу” царевича Алексея. Меншиков включился в него с особым усердием. Он лично проводил многие допросы и присутствовал при пытках. 24 июня 1718 г. был подписан смертный приговор царевичу Алексею. Среди подписавших этот приговор имя Меншикова значилось первым. Впоследствии, после воцарения сына Алексея Петра II и возвышения врагов Меншикова князей Долгоруких, светлейшему не раз, наверное, приходилось с горьким сожалением вспоминать эту минуту своей жизни.

Но пока он ещё на вершине могущества и славы, скопленные им богатства, продолжают преумножаться. Правда доброму имени Меншикова сильно вредят разные слухи и участившиеся доносы на него, обвинявшие князя в махинациях с подрядами на строительство Санкт-Петербурга, поставку вооружения и обмундирования российской армии и т.д. Также Меншикову инкриминировали казнокрадство, получение огромных взяток и незаконное присвоение плодороднейших казацких земель в городе Почепе. Учитывая “тяжесть” свалившихся на него обвинений, Меншикову грозила смертная казнь. Светлейшему всё же удалось оправдаться перед царём и сенатом, в чём немалую роль сыграла императрица Екатерина Алексеевна, да и самому царю был невыгоден скандал по поводу своего первого вельможи. Петр Алексеевич, конечно, знал о махинациях Меншикова, он предпочитал на многое закрывать глаза, говоря: “Он мне и впредь нужен, может ещё сугубо заслужить оное”. И действительно, Меншиков в трудные минуты вновь и вновь проявлял свой организаторский талант: он руководил возведением земляных укреплений в Кронштадте, укомплектовывал солдатские полки на Украине. Однако прежней близости с государем уже не было. Домогательства Меншикова о пожаловании его орденами, деньгами и землями вызывали холодное отношение, и даже раздражение у царя.

2.4. После смерти Петра I.

Смерть Петра I в январе 1725 г. положила конец неопределённости в судьбе светлейшего князя. Екатерина I, возведённая в 1725 г. на престол при помощи гвардии во главе с Меншиковым уже не чинила никаких препятствий честолюбивым замыслам светлейшего. Меншиков главенствовал в созданном по его же плану Верховном Тайном совете и имел право непосредственного доклада императрице. Ему был пожалован украинский город Батурин, чего князь безуспешно добивался от Петра I. Все его огромные долги государству были прощены и забыты. Летом 1726г. Меншиков даже предпринял попытку стать герцогом Курляндским, для чего совершил поездку в Ригу, а затем в Митаву, причём светлейший предполагал даже ввести несколько пехотных и кавалерийских полков в Курляндию после отклонения курляндским ландтагом его кандидатуры. Но Верховный Тайный совет предпочёл в вооружённый конфликт с Курляндией не вступать, и Меншиков ни с чем вернулся в Санкт- Петербург. После этого у князя родился новый замысел – выдать свою старшую дочь Марию замуж за сына царевича Алексея – Петра. В связи с этим необходимо было, во что бы то ни стало добиться возведения Петра на престол. Этому могли помешать видные российские сановники – родственник Меншикова А. М. Девлер, генерал И. И. Бутурлин и П.А. Толстой, в своё время также подписавшие смертный приговор царевичу Алексею и теперь стремившиеся передать верховную власть дочери ПетраI Анне.

Опасались бывшие соратники Меншикова его всевластия и неудержимой жажде власти Александра Даниловича. И как позже выяснилось, не напрасно. Меншиков обвинил их в заговоре и добился у императрицы указа об их ссылке с лишением всех чинов и званий. Буквально на следующий день после этого – 6 мая 1727г. – императрица Екатерина I скончалась.

Наступил момент наивысшего могущества и взлёта Меншикова по ступеням государственной власти в России. Он уже мечтал о регентстве при малолетнем Петре Алексеевиче, однако успел лишь получить чин генералиссимуса и полного адмирала. Была написана обширная биография светлейшего князя с целью представить его достойным членом царственного семейства. Будущий тесть всюду сопровождал малолетнего Петра, стремясь изолировать его от постороннего влияния. К тому же, Александр Данилович всячески ограничивал финансовые возможности будущего императора, что вызывало его неприкрытое недовольство. 23 мая 1727г. состоялась помолвка дочери Меншикова Марии, которой на тот момент было 16 лет с 12-ти летним Петром II, торжественно совершённая видным государственным деятелем Петровской эпохи архиепископом Псковским Феофаном Прокоповичем. Вскоре Меншиков внезапно заболел и потерял возможность видеться с малолетним Петром II и влиять на него. Этим воспользовались давние недруги “безродного выскочки” Меншикова – родовитые князья Долгорукие, являвшиеся родственниками династии Рюриковичей и также претендовавшие на более серьёзное государственное влияние. Долгорукие сделали всё, чтобы внушить мальчику – царю недоверие к Меншикову, а затем добившиеся указа о его ссылке. У Меншикова, обладавшего колоссальным по тем временам богатствам и властью, не было одного: друзей, готовых заступиться за него при царском дворе. Его боялись и ещё больше ненавидели.

3.Заключение.

3.1. Ссылка и смерть.

8 сентября 1727г. был подписан царский указ о домашнем аресте Меншикова, а затем о ссылке его в крепость Ранненбург (вблизи Воронежа) с конфискацией в пользу казны всего движимого и недвижимого имущества, а также всех чинов и наград. В Ранненбурге Меншиков неоднократно подвергался серьёзным допросам: его пытались обвинить в государственной измене в пользу Швеции, но он опроверг все обвинения и признательных показаний не подписал. Главной целью этих допросов было всё-таки получение информации о спрятанных в иностранных банках огромных сокровищах бывшего князя; однако обнаружить их не удалось. Но и без того общая сумма имущества и наличных денег Меншикова составила около четырёхсот тысяч рублей – колоссальное по тем временам состояние. В апреле 1728г., опасаясь заговора с целью освобождения Меншикова, правительство не без влияния Долгоруких издало указ о ссылке его в глухой сибирский город Берёзов. По дороге в Берёзов скончалась жена Александра Даниловича – Дарья Михайловна, урождённая Арсеньева, его верная и любимая подруга в течение долгих лет. Несколько позже в Берёзове умерла от оспы его старшая дочь Мария. Младшие дети Меншикова – сын Александр и дочь Александра – после его смерти в 1729г. были возвращены из ссылки.