Смекни!
smekni.com

Светлейший князь А. Меншиков (стр. 1 из 3)

Светлейший князь А. Меньшиков

План:

1. Введение.

2. Основная часть.

2.1. Денщик Петра I.

2.2. В начале славных дел.

2.3. На гребне славы.

2.4. После смерти Петра I.

3. Заключение.

3.1. Ссылка и смерть.

4. Список используемой литературы.

1.ВВЕДЕНИЕ.

Эпоха Петра I – это время грандиозных преобразований, поставивших Россию в один ряд с ведущими европейскими державами первой четверти XVIII в.. Великая эпоха требовала и великих деятелей. Рядом с выдающейся личностью Петра I их было не мало. “ Птенцы гнезда Петрова” часто не отличались знатным происхождением и всесторонним образованием, но это с лихвой окупалось присущим им умом, талантом, энергией, смекалкой и стремлением внести свой вклад в дело преобразования России. Они изображены А. С. Пушкиным на поле Полтавской битвы: здесь “и Шереметьев благородный, и Брюс, и Боур, и Репнин…”, среди них особенно выделяется “счастья баловень безродный, полудержавный властелин” – Александр Данилович Меншиков.

Жизнь Меншикова, поднятого волей судьбы из самых низов на вершину богатства, славы и власти и вновь низвергнутого на дно – в бездну сибирской вечной мерзлоты, в ссылку – это по праву сюжет для увлекательного романа. Как же начинался сей роман? Меншиков был почти ровесником Петра – он родился 6 ноября 1673 года. Однако в детстве судьба не баловала будущего вельможу. О его происхождении до сих пор нет точных сведений, а имеющиеся данные противоречат друг другу. Современники свидетельствовали, что отцом Меншикова был человек очень низкого происхождения – крестьянин или придворный конюх, отдавший своего сына в учение к пирожнику в Москве. Впоследствии тщеславный Меншиков, стремившийся породнится с царской фамилией Романовых, предпринял попытки составить свою родословную, представив себя потомком знатного, но обедневшего литовского рода.

Получил ли будущий светлейший князь какое-либо серьёзное образование? Современники иностранцы писали о том, что Александр Данилович до конца своей жизни оставался неграмотным: он не умел ни читать, ни писать, хотя неплохо говорил на иностранных языках (немецкий, английский, голландский). Об этом, казалось бы, свидетельствуют и официальные документы из архивов, в которых не сохранилось ни одного текста, ни одного листка написанного Меншиковым собственноручно. Исключением служит только одна его “корявая” подпись под составленными секретарями документами. Однако в “юрнале” (дневник) Меншикова постоянно встречаются записи о том, что князь читал или просматривал бумаги, присланные ему из сената или лично самим государем. Кроме того, Меншиков был владельцем огромной и уникальной библиотеки, опись которой сохранилась до наших дней.

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

2.1. Денщик Петра I.

Как бы то ни было, но “безродному”, необразованному и нищему Алексашке, торговавшему пирогами и сдобой на московских улицах, улыбнулось счастье: в 1686г. он поступил в услужение к очень влиятельному иностранцу – Францу Яковлевичу Лефорту, нуждавшемуся в молодых и очень активных помощниках. Именно там Меншиков был замечен юным царём Петром, сумел понравиться ему и вскоре стал его денщиком. Очень вероятно, что он принимал участие в развернувшейся политической борьбе между Петром и царевной Софьей в 1689г., участвовал в потешных военных манёврах, проводившихся тогда в Подмосковье, поездках государя по стране и в Азовских походах 1694-1695гг. В официальных документах впервые имя Меншикова появляется в 1694г. В 1697г. “Великое” посольство, в составе которого под именем бомбардира Петра Михайлова, находился сам Пётр, отправилось за границу. Предстояло побывать в таких странах, как Австрия, Франция, Голландия, и, конечно же, Англия. Главными задачами “Великого посольства” являлись: наём иностранных специалистов в области кораблестроения, лекарей и военных офицеров; покупка нужных книг, инструментов и морских карт; обучение передовым методам кораблестроения на верфях Англии и Голландии; поиск серьёзных союзников в будущей войне со Швецией за выход к побережью Балтики. Вместе с царём за границу отправился и Алексашка: в списках он назван “волонтёром”, обучающимся корабельному делу. Он, как и Пётр Алексеевич, много работал на верфях Голландии и получил специальный аттестат, свидетельствующий об овладении специальностью корабельного плотника. Меншиков сопровождал Петра и в его поездке в Англию, где кроме кораблестроения обучался также артиллерийскому делу и фортификации. По возвращению в Россию Меншиков принял активное участие в подавлении стрелецкого мятежа и хвастался друзьям, что лично отрубил головы двадцати стрельцам. Молодой фаворит стремился всюду быть рядом с Петром и проводить в жизнь его начинания. В это время он начал приобретать всё большее личное влияние на царя: никому не удавалось так быстро укротить гнев вспыльчивого Петра, как Меншикову.

2.2. В начале славных дел.

В конце XVII в. Россия искала выхода к морю. Лишь вторая попытка войск Петра I штурмом взять турецкую крепость Азов в устье Дона оказалась удачной, и в 1696 г. российский флот вышел в Азовское море, и всё-таки путь на широкие, мировые морские просторы был для русских кораблей затруднён: Керченский пролив контролировался Турцией, так же как Босфор и Дарданеллы – проливы, соединяющие Чёрное и Средиземное моря.

И тогда Пётр I обратил своё внимание на Балтику. Но там уже господствовал сильный флот только что взошедшего на престол юного и отчаянного шведского короля Карла XII. Опираясь на поддержку двух других признанных морских держав – Англии и Голландии, он угрожал не только своим прибалтийским соседям – Дании и Польше, но и намеревался захватить русские города – Псков, Новгород и Архангельск. Такую уверенность придавало Карлу обладание не только флотом, насчитывающим пятьдесят кораблей, но и стопятидесяти тысячной армией, набиравшейся из шведских крестьян, которые в мирное время жили на полученной от государства земле. Эта армия превосходила по своим боевым качествам многие наёмные западноевропейские армии.

Естественно, что подвергаясь столь серьёзной опасности, страны Балтики вступили с Россией в переговоры о помощи друг другу в назревавшем конфликте со Швецией. В 1699 г. был создан антишведский военный союз в составе России, Дании и Саксонии. В 1700 г. между Швецией и странами Северного союза начались боевые действия, вошедшие в историю под названием Северной войны, продолжавшейся 21 год. В этой войне Меншикову удалось проявить себя с положительной стороны. Он был храбр, расторопен, инициативен. В 1702 г. Пётр I назначил его командовать только что завоёванной крепостью Нотебург. Полностью разделяя мысли Петра о необходимости для России морского флота, Меншиков развивает кипучую деятельность сначала по основанию, а затем и по устройству Олонецкой верфи. Отличался он и в сражениях. После одного из них, закончившегося взятием шведских кораблей, Меншиков получил орден Святого Андрея Первозванного – высшую награду Российского государства. На Меншикова царь возлагал самые ответственные задачи: управление отвоёванными у шведов территориями, устройство в устье Невы Петропавловской крепости, а затем строительство новой столицы – Петербурга – и оборону её от шведов. Здесь Меншикову одним из первых построил себе роскошный дом, где принимал послов иностранных государств. Пётр уже не мог обходиться без своего друга, в письмах он часто сетовал на разлуку: “Зело мне нужда видитца с тобою”. Эту дружбу скрепило ещё одно очень важное обстоятельство: именно у Меншикова Пётр встретил бывшую служанку пастора Глюка Екатерину (Марту Скавронскую), взятую русскими в плен во время осады Мариенбурга в 1702 г. Меншиков “уступил” её государю, и не прогадал. Екатерина, обязанная Меншикову своим возвышением, впоследствии не забыла услуг, им оказанных. Она всячески способствовала его продвижению к вершинам власти и ходатайствовала за него перед своим супругом.

Вместе с размахом деятельности Меншикова возрастали и его честолюбие, и страсть к стяжанию государственного и частного имущества. Чины, награды, пожалования вотчинами, подарки и подношения от различных иностранных послов сыпались на него дождём. Например, польский король и саксонский курфюрст Август II пожаловал ему орден Белого Орла. В 1706 г. австрийский император по ходатайству Петра I наградил царского фаворита дипломом князя Священной Римской империи. Светлейший князь был щедро увенчан и военными лаврами. Именно его энергичным действиям и военному таланту союзные войска – русские и польские – в большой степени были обязаны успехом в битве с войсками шведского короля Карла XII при городке Калише 18 октября 1706 г. В решающий момент боя Меншиков сам кинулся в пекло сражения и был легко ранен в руку. Пётр Алексеевич наградил своего фаворита тростью, украшенной крупными алмазами, изумрудами и личным царским гербом. К сожалению, эта крупная победа над шведами не вернула Августу польского трона, который был занят ставленником шведов Станиславом Лещинским, разорвавшим союзный договор с Россией, что позволило Карлу XII двинуть свои войска вглубь России. И снова Меншиков в гуще событий. Именно под прикрытием его конницы русская армия отступала на Украину. В битве у села Доброе 30 августа 1708 г. Меншиков во главе кавалерии ринулся в атаку в самый ответственный момент боя и обеспечил победу русских войск. Участвовал Меншиков и в крупнейшей баталии Северной войны при деревне Лесной 28 сентября 1708 г. И вдруг – измена украинского гетмана Мазепы, о которой не догадывался ни царь, ни Меншиков. Необходимо было срочно преградить путь шведам и овладеть городом Батурином, оставленным Мазепой. Это блестяще удалось Меншикову и привело в уныние украинского гетмана. Именно тогда светлейший князь в отсутствие Петра Алексеевича фактически стал главой армии и играл ведущую роль во всех военных советах.