Антисемитизм Гитлера
Антисемитизм – идеология и политическое движение, основанные на ненависти к евреям, и направленные на борьбу с ними, был частью национальной политики Третьего Рейха. Вся идеология НСДАП строилась на расовой теории. Антисемитизм занимал центральное место как в мировоззрении самого Гитлера, так в идеологии и политике нацизма. Антисемитизм Гитлера опирался на биологическую ненависть к евреям как к расе: еврей – это враг, который подлежит изгнанию из пределов цивилизованного мира или физическому уничтожению. «Мировому еврейству» национал-социалисты противопоставляли «арийскую идею» – идею общности германских и родственных им по крови народов, принадлежащих к «нордической расе». Именно эти народы («сверхлюди»), а не евреи и другие «недочеловеки», заявляли нацисты, призваны править миром.
Приход Гитлера к власти был не случаен. Не будь Первой мировой войны и «глубочайшего национального унижения» Германии державами-победительницами, не будь революций в России и Германии и резкого всплеска социальной и национальной ненависти, не будь великого кризиса конца 20-х – начала 30-х гг., кто знает, может быть, он так и остался бы свободным художником. Но всё произошло иначе, и Гитлер стал «вождём нации». Но нет, и не может быть оправдания тем бедам и страданиям, которые принёс этот вождь человечеству.
Гитлер обладал качествами выдающегося лидера, и это обнаружилось уже с первых его шагов в политике. Хороший организатор, он оказался и талантливым оратором, умевшим находить контакт с аудиторией, «зажигать» её своими эмоциональными, яростными речами. Гитлер был фанатично преданный своим идеям, и этот фанатизм, подкреплявшийся искусной демагогией, гипнотически влиял на людей. Абсолютная убеждённость в собственной правоте передавалась и немецкому народу, с восторгом слушавшему его пламенные речи на митингах и собраниях. Идеи Гитлера буквально пронизали всё общество Германии и были восприняты значительной частью немцев как осуществление их вековых чаяний. Кроме этого, большинство немцев и других европейских фашистов стали относиться к лидеру НСДАП как к выразителю своих национальных интересов.
В конце XIX – первой трети XX вв. еврейское национальное движение начало превращаться во влиятельный фактор международной жизни, многие евреи стали играть важную роль в буржуазно-демократических, социал-демократических и коммунистических партиях. Враждебное отношение к евреям со стороны НСДАП возникало под влиянием того, что еврейский капитал, игравший видную роль в банковском деле, торговле и промышленности Германии, составлял подчас серьёзную конкуренцию немецкому национальному капиталу, и тот, как и правые политические круги Германии, был заинтересован в устранении соперников.
Соратники А. Гитлера по партии признали очень быстро его своим лидером. Решительный, волевой, фанатично преданный идее, он был цельной натурой. Уже в июле 1921 г. А. Гитлер стал руководителем НСДАП, а приверженцы его идей начали создавать вокруг его персоны культ «великого вождя». 30 января 1933 г. президент Германии Гинденбург назначил нового харизматического немецкого лидера рейхсканцлером. Он поручил Гитлеру сформировать германское правительство, поскольку правительства, создававшиеся до этого другими партиями, оказались не в состоянии управлять страной. Началась самая мрачная глава в истории германского государства – 12-летний период нацистской диктатуры.
Гитлер обладал уникальной способностью играть на инстинктах народных масс, умело направляя их недовольство против тех, кто, по его убеждению, являлся «врагом германской нации» и нёс ответственность за обрушившиеся на Германию беды. А врагов, по мнению Адольфа Гитлера, у германской нации было предостаточно: коммунисты, социал-демократы, масоны, державы-победительницы – Англия и Франция, большевистская Россия и, конечно, евреи. На пути к власти Гитлер не раз говорил: «Как только я встану у руля государства – покатятся головы врагов нации».
Как сказал, так и сделал: сначала коммунисты, обвинённые в поджоге рейхстага, затем социал-демократы и буржуазные демократы оказались кто в тюрьмах и концентрационных лагерях, кто в изгнании, а многие из них были зверски замучены. Все политические партии, кроме НСДАП, все общественные организации, кроме нацистских, были запрещены. Полиция и служба безопасности жестоко преследовали всех инакомыслящих. В стране воцарилась тотальная слежка и террор.
Вслед за «красными» и «демократами» настала очередь ещё одних «врагов нации» – евреев. Надо сказать, что антисемитизм занимал центральное место в идеологии и политике нацизма и в мировоззрении самого Гитлера. А идеи расового превосходства на протяжении веков культивировались всей немецкой историей и лютеранством.
Очищение Германии от «еврейского засилья» было одной из основных программных установок Гитлера. В книге вождя нацистов «Моя борьба» трудно найти раздел, где бы ни затрагивался еврейский вопрос. Претензий у Гитлера к евреям было очень много. Евреи «паразитируют на культуре других народов», «захватывают ведущие позиции в промышленности», «евреями осуществляется планомерный захват средств массовой информации» и т.д. Нацисты обвиняли евреев в подрыве немецких национальных традиций, германской государственности и основ экономической жизни германской нации.
После прихода к власти Гитлер издал так называемые Нюрнбергские расовые законы: «Закон о гражданстве рейха» и «Закон об охране германской крови и германской чести». В законах было введено понятие «неариец» и установлена категория «лиц с примесью еврейской крови». Рассматривая национальный вопрос сквозь призму примитивного социал-дарвинизма, Гитлер и его сторонники переносили законы борьбы видов, присущие животному миру, на общественную жизнь и этим обосновывали свою политику геноцида в отношении евреев и других народов, объявленных ими «неполноценными».
Закон устанавливал, что гражданином Германии может быть лишь тот, кто обладает «германской или родственной ей кровью и кто своим поведением доказывает желание и способность преданно служить германскому народу и рейху». Эта формулировка фактически означала лишение евреев немецкого гражданства. Кроме этого, закон запрещал как «осквернение расы» брак и внебрачное сожительство между евреями и «гражданами германской или родственной ей крови».
Вскоре вышли ещё 12 постановлений, ещё больше ограничивавших права евреев. Им запрещалось состоять на государственной службе, посещать общественные заведения, еврейские дети не допускались в школы, собственность евреев (заводы, банки, магазины) подлежала «аризации», т.е. передаче промышленникам немецкой национальности или нацистскому государству. Широкие международные связи еврейского капитала, а также политиков еврейской национальности, в том числе с промышленными и политическими кругами стран, которые нацисты объявляли исконными врагами Германии, давали Гитлеру и его окружению повод для широкой пропаганды тезиса о всемирном «жидомасонском заговоре», преследующем якобы цель установить над человечеством еврейское господство.
Антисемитизма Гитлера постепенно превратился из части партийной идеологии и средства пропаганды в последовательную государственную политику, основанную на исключительном экстремизме. Всё началось 9-10 ноября 1938 г., когда по всей Германии были организованы еврейские погромы, вошедшие в историю под названием «хрустальной ночи». Позднее, в годы войны, гитлеровцы начали массовое зверское уничтожение евреев, загнанных в концентрационные лагеря и гетто.
Если на первом этапе государственная политика нацистов осуществляла планомерную борьбу с евреями путем принятия антиеврейского законодательства, то в ходе Второй мировой войны произошло «окончательное решение» еврейского вопроса – практическая его реализация, то есть тотальное уничтожение евреев: насильственная депортация и массовые убийства.
В январе 1942 г. состоялась Ванзейская конференция, на которой нацисты решали вопросы планомерного истребления евреев и различные способы их физического уничтожения. Некоторым категориям евреев – работникам военной промышленности, некоторым группам ветеранов Первой мировой войны, лицам старше 65 лет, а также евреям, состоявшим в смешанных браках, – временно сохранялась жизнь. Большинство евреев этих категорий по плану должны были находиться в особом гетто в Терезиенштадте. Для евреев, состоящих в смешанных браках, и их детей рекомендовалась стерилизация.
Надо отметить, что по умозаключению Гитлера, марксизм является не чем иным, как крайним выражением претензий еврейства на мировое господство, ведущее к разрушению существующего порядка. Вероятно, в сознание фюрера прочно вошла враждебность к марксизму, как к учению, отвергающему национализм, и признающему равенство всех национальностей. Либерализм, демократия и капитализм служат, по мнению Гитлера, промежуточным звеном в большевизации мира и являются в руках еврейства средствами достижения все тех же целей господства и разрушения.
Выдающиеся качества Гитлера как личности и политика обрели для мирового сообщества знак «минус», ибо были обращены им во зло окружающим народам и тем, кого он считал врагами германской нации. Как личность Гитлер, конечно, не был тем карикатурным персонажем, который можно встретить в советских фильмах и книгах о войне. Это был сильный и убеждённый противник, оставивший глубокий след в истории человечества. Гитлер остался до самого конца верен своим идеям. Даже свое политическое завещание, написанное за день до самоубийства, Гитлер счел необходимым закончить фразой: «Превыше всего я обязываю руководство германской нации и его приверженцев строго охранять расовые законы и противодействовать без жалости отравителю всех народов – мировому еврейству».
Развязав Вторую мировую войну, Гитлер провозгласил борьбу, прежде всего с режимами, зараженными еврейством или служащими еврейским целям, борьбу, призванную спасти мир от грозящей ему еврейской опасности. Война велась с целью основать так называемый «новый порядок» под контролем Германии и «арийской расы» для порабощения «неполноценных, низших народов и рас». Война на Восточном фронте также велась, в том числе, и против евреев как «биологического корня большевистской идеологии». Еврейскому вопросу нацисты отводили важную роль в манипулировании сознанием широких масс немцев. Создавая в лице евреев образ «внутреннего врага» и объявляя их источником всех бед нации, Гитлер и его окружение уводили людей от понимания подлинных причин тех трудностей, которые переживала Германия.