Огромное значение стрелам придает Овидий. Поэт неоднократно упоминает ядовитые крючковатые стрелы номадов (Скорбные элегии, III, 10; V, 7, 10; Письма с Понта, IV, 7, 10). Один колчан он даже отсылает в подарок своему другу Фабию Максиму с письмом (Письма с Понта, III, 8).
Павсаний повествует о сарматских костяных наконечниках стрел (Описание Эллады, I, 21, 5). Плиний Старший также пишет о том, что скифы смачивают ядом свои стрелы (Естественная история, 2, XI, 279). Об этом же пишет и Клавдий Элиан (О животных, IX, 15).
Описание традиционного оружия ближнего боя — меча и копья также представлено в работах античных авторов. Овидий пишет о сарматах вооруженных ножами (Скорбные элегии, V, 7). Иосиф Флавий упоминает сарматский меч (О войне иудейской, VII, 7, 4), Валерий Флакк описывает «управляющего огромной пикой сармата» (Аргонавтика, VI, 20), Павсаний пишет о костяных копьях (Описание Эллады, I, 21, 5). Клавдий Клавдиан также пишет о сарматских копьях (О консульстве Стилихона, I, 122).
Довольно часто о античные авторы упоминают в своих работах об использовании сарматами аркана. Его использовали либо для захвата пленных, либо для сбрасывания всадника с коня. Иосиф Флавий пишет о попытке пленения арканом армянского царя Тринидада (О войне иудейской, VII, 7, 4). Павсаний отмечает то, что «на врагов сарматы накидывают арканы и затем, повернув лошадей вспять, опрокидывают попавших в арканы» (Описание Эллады, I, 21, 5). Наиболее позднее упоминание об использовании кочевниками арканов встречается у епископа Македонского Амвросия, жившего в V веке н. э. Епископ пишет о том что «аланы искусны в обычае накинуть петлю на шею врага» (О разрушении Иерусалима, V).
Первое упоминание, относящееся к защитному вооружению кочевников, принадлежит Теофрасту Эресскому. В трактате «О водах» он пишет: «Таранд водится в Скифии или Сарматии, мордою похож на оленя… Кость его обтянута кожей, откуда и растет шерсть. Кожа толщиной в палец и очень крепка, потому ее высушивают и делают панцири» (О водах, 172).
Интересное описание доспеха оставил Павсаний: «Панцири делают они следующим образом: каждый из них держит много лошадей…. Лошадей они употребляют не только для войны, но и приносят в жертву туземным богам и употребляют в пищу. Их копыта они собирают, очищают, разрезают и делают из них нечто вроде змеиной чешуи. Кому не случалось видеть змеи тот, наверное, видел еще зеленые сосновые шишки, итак с бороздками, виднеющимися на сосновых шишках можно, пожалуй, безошибочно сравнить то, что делают из копыт. Эти пластинки они просверливают, сшивают лошадиными и бычьими жилами и употребляют в качестве панцирей, которые ни красотой, ни крепостью не уступают эллинским, они выдерживают даже удары и раны, наносимые в рукопашной» (Описание Эллады, I, 21, 5).
Клавдий Элиан аналогично Теофрасту описывал животное Таранд, но в его рассказе кочевники обтягивали шкурой щиты, а не делали из неё панцири (О животных, II, 16).
Полномасштабные описания военного дела и военных обычаев сарматов
Страбон описывает разгром 50 тысячного войска «воинственных» роксоланов, а также отмечает и то, что кочевники «носят шлемы и панцири из сырой воловьей кожи и сплетенные из прутьев шиты, а наступательным оружием им служат копья, лук и меч» (VIII, 3, 17). Географ приводит численность войск сираков и аорсов, пишет о господстве последних над большей частью каспийского побережья (V, 8).
Публий Корнелий Тацит повествует о неудачном сарматском набеге на Мезию в 69 году н. э. (История, I, 79). Упоминая, что мало кто может противостоять конным сарматским ордам, Тацит описал разгром девяти тысячного войска кочевников вспомогательными силами третьего легиона. В описании вооружения сарматов Тацит упоминает пики и длинные мечи, которые сарматы держат обеими руками, а также тяжелые панцири вождей и знати, состоящие из пригнанных друг к другу пластин или из самой твердой кожи. При этом он уточняет, что кочевники совсем не пользуются щитами.
Большое значение имеют труды римского историка и выдающегося государственного деятеля Флавия Арриана, управлявшего в 131—137 годах Каппадокией. В 135 году н. э. Арриан «отражает» аланский набег. Следует отметить, что битва римских легионов с сарматами не состоялась — армия Каппадокии выступила к восточной границе, а кочевники решили не рисковать и отступили. В результате «столкновения с аланами» у Арриана родился интерес к своим противникам, и он посвятил событиям 135 года «Диспозицию против Аланов». Описывая сценарий несостоявшейся битвы, Арриан характеризует сарматское вооружение и тактику (Диспозиция против аланов, 17, 28, 30, 31). Сарматы у Арриана пользуются щитами и пиками, облачены в доспехи, используют различные тактические приемы во время боя — ложное отступление, захват в кольцо.
Еще одно произведение Арриана также повествует о военном деле сарматов (Тактика, 47, 16,6, 35,3). В «Тактике», историк упоминает всадников вооруженных дротиками и атакующих на аланский манер, клинообразные построения кочевой конницы, а также воинские значки в виде драконов. Знамена «не только своим видом причиняют удовольствие или ужас, но полезны и для различения атаки и для того, чтобы разные отряды не нападали один на другой».
Аммиан Марцеллин описывал некоторые военные обычаи сарматов. С самого рождения кочевники учатся верховой езде, постоянно тренируются, поклоняются мечу. У них считается счастливым тот, кто испускает дух в сражении. Также Марцеллин дает описание обычая скальпирования врагов, и украшения этими скальпами сарматских лошадей.
7. Сарматские женщины
Своеобразной чертой общественного строя сарматов, особенно в ранний, савроматский период, было высокое положение женщин в семье и обществе. Они были не только хранительницами очага и воспитателями детей, но и воинами наравне с мужчинами. Знатные женщины нередко выполняли почётные жреческие функции. Показательно, что в могилу умершей женщины, даже девочки, нередко клали, кроме украшений, и предметы вооружения. Родовое кладбище, как правило, формировалось вокруг более раннего захоронения знатной женщины — предводительницы или жрицы, которую родичи почитали как праматерь.
О сарматских женщинах-воительницах сообщали античные авторы, жившие в ту эпоху. Так, греческий историк Геродот отмечал, что их женщины «ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду… Ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьёт врага». Псевдо-Гиппократ также сообщал, что сарматские женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики. Он приводит и такую удивительную деталь: у девушек нередко удаляли правую грудь, чтобы вся сила и жизненные соки перешли в правое плечо и руку и сделали бы женщину сильной наравне с мужчиной. Сарматские женщины-воительницы, вероятно, послужили основой древнегреческих легенд о загадочных амазонках.
8. Сарматские цари
· Скопасис — возглавлял савроматов в 512 году до н. э.
· Мидоссак (Медосак) — царь сарматов в III веке до н. э., муж Амаги
· Амага — царица сарматов в III веке до н. э.
· Гатал — царь сарматов в 1-й половине II века до н. э. Известен по соглашению 179 года до н. э.
· Тазий — царь роксоланов в конце II — первой половине I века до н. э.
· Спадин — царь аорсов в середине I века до н. э.
· Абеак — царь сираков в середине I века до н. э.
· Эвнон — царь аорсов во 2-й четверти I века.
· Зорсин — царь сираков, побеждённый Эвноном.
· Умабий — царь аорсов, упомянутый в надписи под 62 г.
· Фарзой — царь (предположительно сарматов — аорсов или роксоланов) в 50-е — 70-е годы.
· Инисмей — царь (предположитительно сарматов — аорсов или роксоланов), вероятно сын Фарзоя, в 70-е — 80-е годы.
· Сусаг — царь роксоланов, союзник Дакии в войне против Рима в 101—102 годах.
· Распараган — царь роксоланов и сарматов после 117 года. Умер и похоронен в Риме.
· Равсимод — царь приазовских савроматов (роксоланов?). В 332 году совершил нападение в Паннонию.
Цари языгов (в Среднем Подунавье, в бассейне р. Тиссы):
· Гесандр — вождь языгов в Приазовье в I веке (до переселения в Подунавье).
· Банадасп — царь языгов до 180 г.
· Зантик — вторая половина II века.
· Зизаис — царь сарматов (языгов) в 350-е годы.[8]
· Бевка (Бука) — до 471 г.
· Бабай (Банай) — до 471 г.
Цари Алании (до XII века).
· Базук — ок. 57 г. воевал в Закавказье.
· Амбазук — ок. 57 г. воевал в Закавказье.
· Баракад — один из царей I века, «второй» по достоинству (то есть подчинённый «первому»).
· Шапух — I век.
· Гигиан (Датианос) — I век.
· Кизо — предводитель (вероятно аланский царь) похода на Парфию 132 года.
· Ферош (Перош) — ок. 293 г.
· Кавтия (Кавция) — ок. 293 г.
· Ашхадар — начало IV в. Отец Ашхен — жены армянского царя Трдата III.
· Саросий (Сародий) — середина VI века.
· Итаз (Итаксис) — в начале VIII века воевал с Абхазией.
· Урдур — первая треть XI века.
· Дорголел (Дургулел) Великий — XI век.
· Росмик — начало XII века.
· Худдан — XII век.
9. Сарматизм в Польше и сарматский портрет
С середины XVI века польские гуманисты начинают высказывать мысль о том, что польская шляхта происходит от сарматов, древнего степного народа, известного из греческой и римской этнографии. В XVII веке этот тезис стал основой идеологии польской знати — сарматизма (своего рода социальный расизм: аристократия считалась потомками сарматов, а простонародье — славян и литовцев). В искусствоведении есть специальный термин «сарматский портрет»: на протяжении XVII и XVIII веков польские аристократы желали, чтобы художники изображали их «сарматами».
Список литературы:
1. Пшеничнюк А.Х. Культура ранних кочевников Южного Урала.. — М.: 1983.
2. А. Симоненко. Сарматы
3. САРМАТСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ " Осетия и Осетины, Алания, Аланы
4. М. М. Блиев, Р. С. Бзаров. История Осетии
5. Конный дворик :: Энциклопедия конника :: Сарматы
6. Georges Dumézil,А.З Алмазова,Boris Aleksandrovich Kaloev. «Скифы и нарты»
7. Аланы
8. Аммиан Марцеллиан. История. XVII.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Сарматы