Смекни!
smekni.com

Крестовые походы 5 (стр. 2 из 5)

В начале V века богомольцев стало так много, что иерусалимское духовенство вынуждено было установить жесткие правила посещения города, но их усилия были напрасны. Паломников стало еще больше, так как именно после введения запретов с Запада хлынули новые толпы христиан, спешивших поклониться Гробу Господню.

Побывавшие в «святых местах» пилигримы рассказывали о сказочных богатствах восточных стран, их городов. В воображении европейцев Восток представлялся земным раем. Завладеть его богатствами стало затаенной мечтой жаждавших добычи рыцарей и феодалов.

Сложившаяся в конце XI века на Ближнем Востоке обстановка вполне благоприятствовала осуществлению этих захватнических планов. Турки-сельджуки захватили Сирию, Палестину с Иерусалимом, где находились главные христианские святыни. Это затруднило посещение паломниками «святых мест» и дало духовенству повод призывать к походу для освобождения «гроба господня» от «неверных». Успеху этой проповеди способствовало обращение за помощью, исходившее от Византии.

Никогда еще Византия не находилась в столь отчаянном положении, как в конце XI века. Турки-сельджуки продвинулись почти до самых проливов и сделали своей столицей город Никею, стоящую от Константинополя не более чем на 100 км. С севера подступили к Константинополю печенеги с половцами. Турецкий эмир договорился с ними о совместном наступлении на Константинополь. Это заставило византийского императора Алексея I просить военной помощи у папы и западноевропейских королей. Эта просьба послужило удобным поводом для реализации плана давно уже затевавшегося крестового похода.

Кроме того, жизнь европейцев в конце Х - начале XI сто­летия была связана с большими испытаниями. Ру­беж тысячелетий как всякая крупная дата прочно утвердил в настроениях большей части общества мысль о близящемся конце света, пророчества о на­ступлении которого то и дело будоражили сознание людей. И действительно, казалось, что природа, словно повинуясь начертанному свыше плану, явля­ет все признаки этого. На протяжении всего XI ве­ка территории Франции, Германии, Англии неодно­кратно подвергались различным стихийным бедст­виям, их население терзали бесконечные эпидемии инфекционных болезней. Практически непосредственно перед началом походов Европу потрясли так называемые «семь тощих лет», когда на ее территорию обруши­лись наводнения, заморозки и - как следствие это­го - голод. В прирейнских областях Германии и Франции в июне выпадал снег, полностью губя уро­жаи зерновых. Как свидетельствуют авторы сред­невековых хроник, среди местных жителей тут и там отмечались случаи людоедства, пойманных на месте преступления власти вешали, но ночью на ме­сто казни приходили другие, снимали трупы с висе­лицы и поедали их. Сокрушительные удары наносили повторявшиеся каждые два-четыре года эпидемии чумы, после которых во многих городах и деревнях Запада оставалось не более трети жителей. Повсе­местным явлением стал побег крестьян из поражен­ных голодовками и эпидемиями районов. Понятно, что среди подвергавшихся таким напастям крестьян и бедных горожан апокалипсические настроения не исчезали и усиливались с каждым годом, а стремле­ние вырваться из этого ада, усугублявшееся к тому же не уменьшавшимся гнетом и произволом со сто­роны своих сеньоров, пусть даже в неизведанные зе­мли Востока, неизбежно должно было найти себе выход. Как пишет в «Истории крестовых походов» Ж.-Ф. Мишо: «Искренность их порыва, звавшего в Святую Землю не только в поисках материального благопо­лучия, но и ради достижения «идеальной» цели - возвращения Гроба Господня христианам, не подле­жит сомнению»[2].

Помимо того, крестьянам крестовые походы давали возможность освободиться от пожизненной крепостной зависимости. В качестве слуг и поваров крестьяне образовывали обоз войска крестоносцев.

Иные цели преследовало шедшее в крестовые походы западноевропейское рыцарство. Можно ут­верждать, что практически с самого начала в их ус­тремлениях превалировало желание приобрести но­вые земли, новых подданных, новые богатства, а же­лание отвоевать христианские святыни, как прави­ло, отходило на второй план, уступая место непри­крытому стремлению к наживе и политической вы­годе. Тяга крупных и мелких европейских феодалов к новым землям была вполне понятна. В Европе того времени существовал такой порядок наследо­вания (майорат), при котором вся земля передава­лась старшему сыну. Остальные же пополняли ря­ды безземельного рыцарства, которое, по понятным причинам, не всегда могло найти себе применения на родине. Ситуацию осложняло еще и то, что в са­мой Европе уже не было возможности для внутрен­ней колонизации, ибо бесхозных земель попросту не было. Помимо расчета на новые земельные приобре­тения, многих рыцарей манила в Палестину и возможность избавиться от долговых обязательств перед ростовщиками. Привлекали их и рассказы бы­вавших там паломников о сказочных богатствах, благодатном климате и т.п.

Многим королям и баронам Ближний Восток представлялся миром широчайших возможностей. Земли, доходы, могущество и престиж – все это, полагали они, будет наградой за освобождение Святой Земли. В связи с расширением практики наследования на основании первородства многие младшие сыновья феодалов, особенно на севере Франции, не могли рассчитывать на участие в дележе отцовских земель. Приняв участие в крестовом походе, они уже могли надеяться на приобретение земли и положения в обществе, которым обладали их старшие, более удачливые братья.

Решающую роль в идеологической подготовке и организации крестовых походов сыграло римское папство. Именно ему принадлежит формулировка официальной идеи «освобождения Гроба Господня» как программного лозунга и знамени этого предпри­ятия. Во многом успех первых походов, активность европейского общества объясняются активной дея­тельностью римских пап, освободившихся от бреме­ни светской власти, до начала 80-х годов XI века сковывавшей действия епископов Вечного города. Благодаря самостоятельности папского престола, достигнутой усилиями Григория VII и затем Инно­кентия III, росту его влияния на королевские дома Европы, на континенте удалось создать атмосферу единого порыва, объединившего на первых порах различные социальные слои западноевропейского общества, способствовавшего достижению целей, которые преследовали сами папы. А цели эти были явно далеки от христианских добродетелей, пред­ставляя собой воплощение той агрессивности папст­ва, которую оно проявляло в это время в отноше­нии некатолического мира. Не следует забывать, что прошло всего сорок лет с момента так называ­емого Великого раскола в христианстве в 1054 го­ду, давшего начало двум большим церквам - рим­ско-католической на Западе и греко-кафолической на Востоке. Римские папы, относясь к восточным христианам как к раскольникам и подчас даже как к еретикам, стремились всеми силами физически подчинить себе восточную церковь и территориаль­но, и организационно, и духовно. Подобная экспан­сия укладывалась в общую теорию, которой придер­живался Рим. «Согласно учению о главенстве рим­ских пап, именно они должны были являться выс­шими руководителями всего христианского мира, включая, разумеется, и византийские земли», - считает Ж.-Ф. Мишо.[3]

Папство решило укрепить с помощью крестовых походов свое пошатнувшееся положение. Римские иерархи стремились взять на себя политическое руководство раздробленной Европой для того, чтобы впоследствии подчинить своей воле независимых монархов.

Кроме тог, верхушку католической церкви сильно раздражало независимое положение византийских патриархов. Они давно искали возможность и подходящий момент, чтобы добиться власти над всеми христианами, не только западными, но и восточными. А для этого необходимо было поднять народы Европы на священную войну с «неверными» и, добившись победы, тем самым обезопасить праведных христиан от варваров.

Папы и другие вдохновители движения пообещали небесные и земные награды всем тем, кто подвергнет свою жизнь опасности ради святого дела.

Участникам похода предоставлялись большие льготы. Их имущество и семьи на время отсутствия находились под охраной церкви. Принявшие крест освобождались от уплаты долгов на время пребы­вания в крестовом походе. Последнее особо привле­кало множество рыцарей, задолжавших ростовщи­кам. Крепостные, отправлявшиеся в поход, освобо­ждались от власти своих господ. По инициативе папы во многие районы Европы были отправлены специальные проповедники, кото­рые, повествуя о бывших им якобы видениях и чуде­сах, означавших необходимость участия в крестовом походе, подталкивали экзальтированные массы к принятию креста. Среди этих миссионеров особо выделялся Петр Пустынник.

Кампания по привлечению добровольцев оказалась особенно успешной благодаря религиозному рвению, которое царило тогда в Европе. Какими бы ни были личные мотивы для участия (а во многих случаях они играли существеннейшую роль), воины Христовы были уверены в том, что сражаются за правое дело. Желавшие участвовать в походе тут же принима­ли крестоносный обет, заявляя о своем желании встать в ряды защитников правой веры. Знаком принятия обета был красный крест, который рыца­ри нашивали на свои плащи.


2. ЭПОХА КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ

2.1. Начало и ход крестовых походов

Начало крестовых походов провозгласил на Клермонском соборе в 1095г. папа Урбан II. Он был одним из деятелей клюнийской реформы и многие заседания собора посвящал обсуждению бед и пороков, мешающих церкви и клиру. 26 ноября, когда собор уже завершил работу, Урбан обратился к огромной аудитории, насчитывавшей, вероятно, несколько тысяч представителеей высшей знати и клириков, и призвал начать войну против неверных мусульман, с тем, чтобы освободить Святую Землю. В своей речи папа подчеркивал святость Иерусалима и христианских реликвий Палестины, говорил о разграблении и поругании, которым они подвергаются со стороны турок, и обрисовал картину многочисленных нападений на паломников, а также упомянул об опасности, грозящей братьям-христианам в Византии. Затем Урбан II призвал слушателей взяться за святое дело, пообещав всем, кто отправится в поход, отпущение грехов, а всякому, сложившему в нем голову – место в раю. Папа призвал баронов прекратить губительные междоусобицы и обратить свой пыл на богоугодное дело. Он дал понять, что крестовый поход предоставит рыцарям широкие возможности для обретения земель, богатств, могущества и славы – все за счет арабов и турок, с которыми христианское воинство легко разделается[4].