После завершения Второго похода ситуация на Ближнем Востоке резко изменилась в пользу мусульман. Во второй половине XII века произошло объединение в одно государство Египта, части Сирии и части Месопотамии. Во главе этого государства стал султан Саладин, курд по происхождению.
Разгромив в 1187 году крестоносцев при Тивериадском озере, он в короткое время захватил Иерусалим. Эти события дали толчок к началу Третьего крестового похода.
Относительный временный успех Третьего крестового похода явно свидетельствовал о том, что европейские государства не остановятся на достигнутом. Однако к началу XIII века стало ясно, что их правители, да и все феодалы уже не придерживались на деле провозглашенной ими цели - освобождения христианских святынь. Взоры крестоносцев все чаще направлялись в сторону Византии, с самого начала крестоносного движения пребывавшей в постоянном конфликте с западными «единоверцами». Это государство уже не могло сопротивляться массированному нашествию всех своих врагов, да и внутренние усобицы, особенно династические перевороты, делали ее весьма привлекательной в качестве объекта нападения. Большую и, увы, весьма неприглядную роль в Четвертом крестовом походе, в частности, в изменении его направления на Константинополь вместо предполагаемого Египта, сыграла извечная торговая противница Византии - Венеция. Именно благодаря ее усилиям войска крестоносцев не пошли дальше Константинополя, а участие европейских держав во внутриполитической борьбе вокруг имперского престола сделали возможным завоевание некогда сильного государства.
После завершения Четвертого крестового похода крестоносное движение пошло на убыль. Несмотря на активность папского престола, его пропаганда за редким исключением уже не находила постоянной и действенной поддержки, привлекавшей различные слои европейского общества к участию в походе за полвека до этого. После военных поражений во Фракии и Малой Азии в начале XIII века многие рыцари уже не видели гарантий безбедного и безопасного существования в этих землях. В связи с ростом городов, окончанием полосы стихийных бедствий и эпидемий внутренняя ситуация в Европе значительно улучшилась. Основная часть буйной феодальной вольницы уже покинула европейские земли и по большей части назад не вернулась, сняв в значительной мере ту напряженность, возникновению которой она так сильно способствовала. Европейские феодалы и католическая церковь вновь открыли для себя сферу применения военно-политических сил на другом направлении - в Прибалтике, действуя огнем и мечом против прибалтийских и славянских народов. Торговые города Италии заключили выгодные договора с мусульманскими правителями и больше не нуждались в особой военной поддержке.
В XIII веке было предпринято еще несколько крестовых походов, однако они фактически ничего не изменили в положении дел на Востоке. Во время Восьмого крестового похода среди крестоносцев вспыхнула эпидемия, от которой погиб и сам король Людвиг IX, возглавлявший поход. После этой неудачи призывы папства к новым крестовым походам не имели успеха. Одно за другим владения крестоносцев на Востоке переходили к мусульманам. В конце XIII века Иерусалимское королевство перестало существовать.
Крестоносное движение, причинившее столько разрушений и бедствий народам Востока и стоившее огромных жертв западным странам, изжило себя и прекратилось. Причиной этого было не только то, что в католическом мире разочаровались в успехах крестовых походов. Коренным образом изменились жизненные условия отдельных слоев феодального общества в Западной Европе. С укреплением королевской власти рыцарство нашло себе лучшее применение на службе у королей или в менее рискованных, чем крестовые походы, военных предприятиях. Для крестьян в условиях развития товарно-денежных отношений и роста городов открывалась возможность приобрести большую хозяйственную самостоятельность или уйти в город. Они разочаровались в наивных надеждах избавиться от феодального гнета, уйдя за море, и становились на путь более активной борьбы. Купцы североитальянских городов тоже потеряли стимулы участвовать в рискованных крестоносных походах и теперь предпочитали заключать с мусульманскими правителями выгодные торговые соглашения, добиваясь прочных позиций на рынках Востока.
Важнейшую роль сыграли политические перемены на Востоке – объединение мусульманских княжеств под эгидой Египта. Крестоносцам нечего было помышлять о новых захватах, они с трудом обороняли остатки своих владений.
2.2. Итоги крестовых походов
Хотя крестовые походы не достигли поставленной цели и, начатые при всеобщем воодушевлении, завершились крушениями и разочарованием, они составили целую эпоху в европейской истории и оказали серьезное влияние на многие стороны европейской жизни.
Самую большую выгоду из крестовых походов извлекли купцы и ремесленники итальянских городов, которые обеспечивали армии крестоносцев снаряжением, провиантом и транспортом. Кроме того, итальянские города, прежде всего Генуя, Пиза и Венеция, обогащались за счет торговой монополии в странах Средиземноморья.
Итальянские купцы установили торговые связи с Ближним Востоком, откуда вывозили в Западную Европу различные предметы роскоши – шелка, пряности, жемчуг и т.п. Спрос на эти товары приносил сверхприбыли и стимулировал поиски новых, более коротких и безопасных путей на Восток. В конечном счете эти поиски привели к открытию Америки. Крестовые походы сыграли также чрезвычайно важную роль в зарождении финансовой аристократии и способствовали развитию капиталистических отношений в итальянских городах.
В крестовых походах погибли тысячи крупных феодалов, кроме того, множество знатных родов разорилось под бременем долгов. Все эти потери в конечном счете способствовали централизации власти в западноевропейских странах и ослаблению системы феодальных отношений.
Если первые походы способствовали укреплению авторитета римского папы, взявшего на себя роль духовного лидера в священной войне против мусульман, то 4-й крестовый поход дискредитировал власть папы даже в лице такого ее выдающегося представителя, как Иннокентий III. Деловые интересы нередко оказывались выше религиозных соображений, заставляя крестоносцев пренебрегать папскими запретами и вступать в деловые и даже дружеские контакты с мусульманами.
При столкновении западного мира с восточной цивилизацией в ходе Крестовых походов в Европу было привнесено много нового.
Несомненно, что западная культура могла бы обогатиться гораздо больше, если бы не ограниченность некоторых деятелей крестоносного движения. Священнослужители предавали огню книги из арабских библиотек; крестоносцы, обуреваемые жаждой добычи, уничтожали многие памятники искусства в завоеванных городах.
Тем не менее Запад перенял у народов Востока многие технические достижения: ветряные мельницы, усовершенствованное водяное колесо, бумагу. С конца VII века на Западе стала применяться голубиная почта. С Востока в европейские страны пришли такие сельскохозяйственные культуры, как абрикосы, лимоны, арбузы, рис, гречиха. Начал употребляться сахар, добываемый из сахарного тростника.
Вероятно, восточная техника оказала немалое влияние на текстильную промышленность и на обработку металлов. Ряд тканей, которые начали изготовляться на Западе, носит восточные названия (дамаск, муслин и т.д.). Текстильная промышленность Запада во многом зависела от ввозимых с Востока товаров. Оттуда прибывали шелк, хлопок, ряд красящих веществ.
Были заимствованы некоторые предметы вооружения, например, арбалет, а также труба и барабан. В Европе распространились и некоторые восточные обычаи: омовение рук перед едой, ношение бороды, горячие бани, обычай носить гербы на щитах и т.д.
Еще сложнее вопрос о влиянии крестовых походов на общественный строй Западной Европы. Изменились потребности господствующего класса. Побывавшие на Востоке рыцари уже не довольствовались грубой домотканой одеждой и плохим вином, выжатым на своих виноградниках, не удовлетворялись своими тесными и неуютными замками. Потребности их теперь увеличились, а вместе с тем умножились способы удовлетворения их благодаря росту товарооборота с Востоком, откуда привозились предметы роскоши, дорогие и редкие вина, а также пряности, на которые был большой спрос в высших классах европейского общества.
Но если крестовые походы оказали известное влияние на культуру Западной Европы, познакомив европейцев с более высокой культурой Востока, то восточным странам они принесли лишь разгром и разорение. В странах мусульманского Востока крестоносцы оставили память о своем варварстве и жестокости. Имя христиан-европейцев, «франков», стало ненавистным и презираемым на Востоке.