Когда-то было принято считать, что именно крестовые походы подвели Европу к Возрождению, однако сейчас такая оценка представляется большинству историков завышенной. Что они несомненно дали человеку Средневековья, так это более широкий взгляд на мир и лучшее понимание его многообразия.
Крестовые походы получили широкое отражение в литературе. О подвигах крестоносцев в Средние века было сложено несчетное количество поэтических произведений. Среди них встречаются подлинно великие произведения, как, например, «История священной войны», описывающая подвиги Ричарда Львиное Сердце, или предположительно сложенная в Сирии «Песнь об Антиохи», посвященная 1-му крестовому походу. Новый художественный материал, рожденный крестовыми походами, проникал и в древние легенды. Так, получили продолжение раннесредневековые циклы о Карле Великом и короле Артуре.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, под общим именем крестовых походов обозначают военно-колонизационными предприятия европейцев на Востоке в XI – XIII вв.
В крестовых походах принимали участие самые различные социальные группы феодального общества, и причины, которые заставляли их двигаться на Восток, были различны, хотя их всех объединял один лозунг – освобождение христианских святынь. Для крупных феодалов и рыцарства главным мотивом была нажива, захват земель и богатой добычи. Крупные сеньоры стремились создать на Востоке самостоятельные княжества, а участвовавшие в походах монархи западных стран – колониальные владения. Духовенство ожидало доходных церковных должностей и богатых приходов. Папство, выступая в роли единого руководителя, преследовало цель укрепить свое верховенство не только над католической церковью, но и над всеми западными государствами, а также распространить влияние римского престола в странах Востока.
Для крестьян уход в далекие страны давал надежду обрести свободу, может быть, и разбогатеть. Эти надежды оказались тщетными, и последующие крестовые походы уже не вызывали среди бедноты прежнего энтузиазма. Они стали чисто завоевательными походами феодалов и королей отдельных государств. Потеряли свое прежнее значение и религиозные мотивы походов, превратившихся в обычные грабительские экспедиции.
Крестовые походы принесли много бедствий и разрушений. Однако, они оказали и некоторое положительное влияние на общественное развитие Западной Европы, ускорив те социально-экономические процессы, которые начались уже раньше. Они благоприятствовали росту торговли, ремесла и распространению товарно-денежных отношений на Западе. Ускорился процесс замены натуральной ренты денежной, что способствовало ослаблению крепостной зависимости крестьян. Но вместе с тем рост потребностей у феодалов вызывал усиление эксплуатации крестьян, что приводило к обострению классовой борьбы.
Длительное общение с населением, обладавшим более высокой материальной и духовной культурой, способствовало распространению в Западной Европе многих достижений Востока в области хозяйства и быта.
Крестоносные идеи вскоре утратили прямую связь с походами в Святую землю и стали использоваться в самых разных предприятиях католической церкви. Римская курия приспособила крестоносные призывы для защиты своих политических интересов внутри Западной Европы. Различные феодальные группировки прибегали к идеям крестовых походов в своих целях.
В итоге крестоносные принципы стали универсальными в католическом мире, и любое военное мероприятие, санкционированное апостольским престолом, возводилось в ранг Крестового похода.
А сами крестовые походы, наверное, всегда будут волновать воображение ученых.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Источники
Опубликованные
1. Лемерль П. История Византии / пер. с фр. Т.Б. Пошерстник // На перекрестке цивилизаций. – М.: Весь мир, 2006.
2. Куглер Б. История крестовых походов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – 512с.
3. Мишо Ж.-Ф. История крестовых походов / пер. с фр. – Од.: Студия Негоциант, 2004. – 232с.
4. Эпоха крестовых походов / под ред. Э. Лависса, А. Рамбо. – М.: АСТ; СПб.: Полигон, 2005.
5. Ахенский Альберт Движение первых пилигримов до начала похода. 1095-1097.
Литература
6. Алябьева И.А. Всемирная история: крестовые походы. – М., 1999.
7. Васильев А.А. История Византийской империи: От начала Крестовых походов до падения Константинополя. - СПб, 2000.
8. Виймар П. Крестовые Походы: Миф и реальность священной войны. СПб, 2006.
9. Доманин А.А. Крестовые походы. Под сенью креста. – М.: Центрполиграф, 2003 – 429с.
10. Грицак Е.Н. Краткая история крестовых походов. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 480с.
11. Егер О. Всемирная история: в 4 т. Т.2. Средние века. – М.: АСТ, 2000. – 696с.
12. Заборов М. Крестовые походы. - М., 1956.
13. Заборов М. Историография крестовых походов (XV–XIX вв.). - М., 1971
14. Заборов М. Крестом и мечом. - М., 1979.
15. Заборов М. Крестоносцы на Востоке. - М., 1980.
16. История средних веков / сост. М.М. Стасюлевич. – СПб; М.:Полигон: Аст, 1999. – 1376с.
17. Кулидж Оливия Крестовые походы. – М.: Центрполиграф, 2002. – 221с.
18. Литаврин Г.Г. Византия, Болгария, Древняя Русь (IХ – нач. ХII в.). – СПб: Алетейя, 2000.
19. Лучицкая С.И. Образ другого: мусульмане в хрониках крестовых походов. – СПб.: Алетейя, 2001. – 412с.
20. Поляков А. В краю уцелевших тамплиеров / А.Поляков // Эхо планеты. – 2009. - №13. – С.38-42.
21. Райт Д.К. Географические представления в эпоху крестовых походов: исследование средневековой науки и традиции в Западной Европе. – М.: Наука, 1988. – 478с.
22. Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности. История крестовых походов. - М.: Мысль, 2001.
23. Шестаков А. Меченосцы: ливонские походы: хроника XIII в./ А.Шестаков // Исторический журнал. – 2007. - №1. – С.52-73.
[1] Заборов М. История крестовых походов в документах и материалах. - М., 1977. – С. 192.
[2] Мишо Ж.-Ф. История крестовых походов / пер. с фр. – Од.: Студия Негоциант, 2004. – С. 274.
[3] Мишо Ж.-Ф. История крестовых походов / пер. с фр. – Од.: Студия Негоциант, 2004. – С. 275.
[4] Эпоха крестовых походов. - М., 1914. – С. 165.