Хотели спустить на дно, а на дно не попали, там был перестил, они там и остановились, в результате оказались живые. Мы хотели шахту взорвать, спустили перекселиновые…, но попали в воду. Для того, чтобы укокошить, нужно было что-то сделать, у меня были в шкафу бомбы, я дал ключ К…, чтобы он привез… /не слышно/. Потом так и зарыли. У меня в руках остался кошелёк с табаком князя…, хотел себе оставить, но потом думаю — привяжутся, бросил туда же.— Воспоминания председателя Верхне-Синячихинского Совета Е. Л. Серёдкина |
Также из указанной стенограммы следует, что решение о казни алапаевских узников было принято большевистской партийной организацией Алапаевска самостоятельно, без санкции Уралобкома РКП(б) и Уралоблсовета. Однако из допроса чекиста Петра Старцева, участвовавшего в убийстве, следует, что «убийство Августейших узников произошло по приказанию из Екатеринбурга, что для руководства им оттуда приезжал специально Сафаров».[8] В связи с участием Г. И. Сафарова в организации убийства царской семьи в Екатеринбурге, следователь Н. А. Соколов делает вывод, что «и екатеринбургское и алапаевское убийства продукт одной воли одних лиц».[8] Адвокат А. С. Матвеев, работавший с материалами об убийстве Алапаевских узников, собранными великим князем Андреем Владимировичем, писал:[14]
Как произошло убийство установить в точности трудно. Слишком мало осталось официальных и проверенных документов и свидетельских показаний. Их можно было бы собрать гораздо больше, если бы белая контрразведка действовала с большей осторожностью и не расстреляла без допроса многих бывших членов охраны Великих Князей. |
Генеральная прокуратура России в своём Постановлении от 1998 года о прекращении уголовного дела № 18/123666-93 «О выяснении обстоятельств гибели членов Российского императорского дома и лиц из их окружения в период 1918—1919 годов» указывает поимённо 22 человека и двух неустановленных следствием рабочих Верхне-Синячихинского завода, которые организовали и исполнили в ночь с 17 на 18 июля 1918 года «умышленное убийство членов Российского императорского дома и лиц из их окружения».[6] Среди организаторов, в частности, указаны комиссар юстиции Алапаевского Совета рабочих и крестьянских депутатов Соловьев Ефим Андреевич, председатель Алапаевской Чрезвычайной следственной комиссии Говырин Николай Павлович, члены Алапаевской чрезвычайной следственной комиссии, члены Алапаевского Совета рабочих и крестьянских депутатов и др. Среди «непосредственных исполнителей умышленного убийства» указаны председатель Алапаевского Совета рабочих и крестьянских депутатов Абрамов Григорий Павлович, члены Чрезвычайной следственной комиссии г. Алапаевска, красноармейцы и др. История останков Обнаружение тел
По словам лиц, участвовавших в извлечении тел из шахты, только на теле Великого Князя Сергия Михайловича была огнестрельная рана в задней части головы внизу затылка; все остальные замученные были брошены в шахту живыми и умерли от повреждений полученных при падении и от голода. Тело Великой Княгини Елизаветы Феодоровны, несмотря на то, что все тела находились в шахте в течение нескольких месяцев, было найдено совершенно нетленным; на лице Великой Княгини сохранилось выражение улыбки, правая рука была сложена крестом, как бы благословляющая. Тело Князя Иоанна Константиновича тоже поддалось лишь частичному и весьма незначительному (в области груди) тлению, все остальные тела подверглись в большей или меньшей степени разложению.[17] |
После вскрытия тела омыли, одели в чистые белые одежды и поместили в деревянных гробах, внутри которых были футляры из кровельного железа. Гробы были поставлены в Кладбищенской церкви Алапаевска, и у них совершались панихиды и читалась неусыпающая псалтирь. 31 октября собор из 13 священников отслужил у гробов заупокойную всенощную. На следующий день 1 ноября к Кладбищенской церкви отправился многолюдный крестный ход из Свято-Троицкого собора Алапаевска. Отслужили панихиду, а затем на руках перенесли гробы в собор. После совершения заупокойной литургии прошло отпевание усопших. Затем тела поместили в склеп, устроенный в южной стороне алтаря Свято-Троицкого собора и замуровали вход в него кирпичом.[2] Перемещение по РоссииС наступлением Красной Армии в июне 1919 года решено было вывезти останки из города. По ходатайству находившегося в Екатеринбурге игумена Серафима (Кузнецова), настоятеля Серафимо-Алексеевского скита Белогорского Свято-Николаевского монастыря, генерал М. К. Дитерихс получил от адмирала Колчака разрешение на перевозку гробов. 14 июля 1919 года восемь гробов поместили в товарный вагон для отправки в Читу.[2] Сопровождал тела игумен Серафим с двумя послушниками. По воспоминаниям игумена Серафима, записанным княгиней М. А. Путятиной (в монашестве — Серафима), племянницей последнего Императорского посланника в Китае, в пути стояла жара и
Из щелей пяти гробов постоянно сочилась жидкость, распространявшая ужасный смрад. Поезд часто останавливался среди поля, тогда они собирали траву и вытирали ею гробы. Жидкость же, вытекавшая из гроба Великой Княгини, благоухала, и они бережно собирали её как святыню в бутылочки.[18] |
В Читу состав пришёл 30 августа. Гробы при содействии атамана Григория Семёнова перевезли в Богородицкий (Покровский) женский монастырь, где поместили под полом кельи в которой поселился игумен Серафим.5 марта 1920 года по указанию генерала Дитерихса и при поддержке атамана Семёнова гробы были вывезены из Читы и отправлены в Китай. Материальную помощь в перевозке оказала бывшая жена атамана Семёнова Мария Михайловна, получившая при разводе отступное в виде золотых слитков, которыми и была оплачена перевозка.[19] Вывоз за границуДо станции Хайлар игумен Серафим ехал без какой-либо охраны, но по прибытию на станцию оказалось, что власть в городе перешла в руки большевиков, которые захватили его вагон:вскрыли гроб Иоанна Константиновича и хотели над всеми совершить надругание. Но мне удалось быстро попросить китайского командующего войсками, который немедленно послал свои войска, которые отобрали вагон в тот самый момент, когда они вскрывали первый гроб. С этого момента я с гробами находился под охраной китайских и японских военных властей, которые отнеслись весьма сочувственно, охраняли меня на месте и во время пути до Пекина…[2]— Воспоминания игумена Серафима (Кузнецова)В начале марта тела прибыли в Харбин, их встретил епископ Камчатский Нестор (Анисимов), а позднее в город прибыл князь Николай Кудашев, последний императорский посланник в Китае. При нём гробы были вскрыты для опознания и был составлен протокол. Позднее князь вспоминал, что все тела, кроме Елизаветы Фёдоровны, были в состоянии полного разложения:Гробы открыли и поставили в русской церкви. Когда я вошёл в неё, мне чуть не стало дурно, а потом была сильная рвота. Великая Княгиня лежала как живая и совсем не изменилась с того дня, как я перед отъездом в Пекин прощался с ней в Москве, только на одной стороне лица был большой кровоподтёк от удара при падении в шахту.[20]8 апреля поезд выехал из Харбина в Мукден, откуда 13 апреля направился в Пекин. Начальник Русской духовной миссии, архиепископ Иннокентий (Фигуровский) был предупреждён архиепископом Оренбургским Мефодием (Герасимовым), находившимся в эмиграции в Харбине, о прибытии тел и начал переговоры о возможности их погребения на территории Духовной миссии. Однако Российское посольство не проявило участия в решении данного вопроса и, в связи с действовавшим в то время запретом китайских властей на внос мёртвых тел в Пекин, было принято решение об их погребении на кладбище Русской духовной миссии за городской чертой.[2] Судьба останков в Китае3 (16) апреля 1920 года на вокзале Пекина гробы были встречены крестным ходом и перенесены в церковь Серафима Саровского на кладбище, располагавшемся к северу от территории Русской духовной миссии за Аньдинмыньскими воротами в 2 км от города. После совершения заупокойного богослужения 8 гробов опечатали печатями Русской духовной миссии и разместили в одном из склепов на территории кладбища. Вскоре на деньги атамана Г. М. Семенова под амвоном церкви был устроен склеп, в который и поместили тела алапаевских мучеников. В ноябре 1920 года тела Елизаветы Фёдоровны и её келейницы Варвары были вывезены в Иерусалим.Перед отъездом игумен Серафим отдал ключи от склепа епископу Иннокентию, начальнику духовной миссии. По воспоминаниям, вскоре о погребении великих князей практически забыли: