Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Истории Отечества (стр. 1 из 7)

1)История как объект изучения.Методы и источники изучения истории.Формационный,Цивилизационный,информационный.и.др.подходы к изуч.истории..Русская история-неотъемлемая часть всемирной истории.

Отцом истории счит. Герадот. Главный труд истории посвящен жизни дальних предков.

Сущ-ет несколько подходов к изучению истории:

1)Формационный- изучение человеческой истории, как способа производства материальных благ.5 формаций-1)первообщественный .2)Рабовладельческий 3)феодальный. 4)Капиталестичекий. 5)коммунистический. Основатели- Маркс, Энгельс, Ленин.

2)Цивилизационный(опред. Ввел Мирабо)-понятие это многозначно. Во-первых- это уровень общ.развитияматер. духовной культуры. Во-вторых- это соврем. Мировая культура. В-третьих- это ступень обществ развития которая следует за варварством.

(1 ступень- дикость, 2-варварство, 3- цивилизация). Главное положение цивилизационного подхода: каждая культурная обл. имеет свой путь развития. Крутнейший представитель этого подхода- Николай Яковлевич Данилевский.

Ещё есть такие подходы как- Богословский, Информационный, Миросистемный.

2)Русская историческая школа.

В 18 веке появились ученые которые стали рассм. Историю России как сложный процесс.

Основоположником дворянской исторической науки в России был Василий Никитич Такищев. Он создал труд «История России с самых древних времен» в 5-ти книгах. Ввел в оборот 1-ый древний юридический русский документ-«Русская правда».

Карамзин(1766-1826)-его великий труд-«История гос-ва российского»-подвиг великого русского писателя. 23 последние года своей жизни он посвятил своему великому труду.

Соловьев(1820-1879)- Его труд в 29 томах- «История России с др. вр»

Ключевский(1841-1911)- ученик Соловьёва. Главный труд- курс русской истории. Он впервые в русс. Истории более подробно чем Соловьёв показ. Внешние геополитические факторы.

Костомаров(1860-1933)- гл. труд- «Курс лекций по русск. Истории»

3)Образование древнерусского гос-ва. Этапы становления и эволюции русской государственности.

Рюрик(862-882)

Олег(882-911)

Игорь(912-945)

Ольга(945-964)

Святослав(964-972)

972-980- Борьба за престол 3-х сыновей Святослава.

Вещий Олег установил прочные торг. Связи с Византийским императором. В 911 году договор был продлен. После Олега на княжение встал сын Рюрика Игорь. Пр нем произошло присоед. Славянских племен к русск. Гос-ву и эти племена стали платить дань князю.

945- Игорь с дружиной собирает дань с древлянского племени, ему показалось, что собрали они мало и князь с дружиной решили вернуться и еще раз потреб. Дань с древлян.

Ольга жестоко отомстила за смерть Игоря. Она установила твердый размер дани с каждого селения и с каждого племени и место, кудаэту дань надо было привозить.-погост.

Во времена Ольги, Игоря и Олега развив. Интенсивно торг. Связи между Византией и Русью. Некоторые купцы годами жили в Византии,знакомились с их культурой и церковью Ольга приняла христианство в Византии.

После Ольги на трон пришел её сын Святослав. На его долю выпала сложная задача- освободить русское гос-во от походов на Русь хазар, болгар, ясов,печенегов. Во времена своих походов Святослав разор. Хазарский каганат отраз. Натиск печенегов. С 967-971 вел войны с Византией.

2-ой период связан с Владимиром Святым и Ярославом Мудрым.(980-1015)

Ярослав Мудрый выдающийся представитель русского гос-ва. Избавил Русь от печенегов.

Раннее Киевское гос-во с политич. Точки зрения представ. Федерацию княжеств, непосредственно подчин. Великому князю. Расцвет др. русских городов падает на 11 и нач. 13 в.

1-ый православный документ киевской руи- РУССКАЯ ПРАВДА.

3-ий период в истории связан с княж. Владимира Мономаха и его сыновей. Проявилось отрицат. Влияние раздробленности на Руси во вр. Татаро-монгольского нашествия.

4)Крещение Руси и его истор. Значение. Роль русской православной церкви в становлении и укреплении русской гос-ти. Князь Святослав, заботившийся о своей военной славе больше, чем о государственных делах, совершил несколько походов на Восток и Юго-Восток, против ослабевшего Хазарского каганата. Он пытался создать державу силой оружия на землях придунайских славян (болгар) и основал там свою, как бы военную столицу - Переяславец. Территорию, которая со времен Олега была подвластна русским князьям, Святослав передал своим малолетним сыновьям. По смерти Святослава (972 г.) между сыновьями вспыхнула междоусодица. Она завершилась победой Владимира.. Язычество тогда, казалось переживало расцвет. Через несколько лет после вокняжения в Киеве Владимир отказался от язычества и принял крещение, приступив затем к обращению своих подданных. Религиозная реформа, круто изменившая жизнь многих людей, была подготовлена предшествующим развитием русских земель и вызвана к жизни политическими причинами. Став христианином, Владимир, как натура деятельная, обладающая, несомненно умом, пришел к мысли о распространении православия в своих владениях. Он понял, что его держава все-таки состоит из отдельных княжеств, которые после его смерти опять начнут междоусобицу. И что Русь может объединить только какая-то сверхъидея, и что этой сверхъидеей должно стать именно православие. В любых отношениях с христианскими государствами языческая страна неизбежно оказывалась неравноправным, ущербным партнером, с чем Владимир не был согласен. Первыми послами были болгары, которые исповедовали магометанство, но когда князь узнал что по корану правоверным полагается обрезание и нельзя пить вино, он сказал: "Руси есть веселие пити". Далее князь Владимир послал своих послов по разным странам, что бы те узнали, как там все обстоит на деле. Послы, вернувшись, с презрением отозвались о всех религиях, кроме греческой. Про католицизм они сказали, что религия их надменная, чопорная. А о греческой вере говорили: "Мы не помнили, где мы находились - на земле или на небе". Решив крестится, Владимир спрашивал лишь у бояр, где принять крещение, на что получил ответ: "Где тебе любо". Тогда князь, собрав войско, пошел на Херсонес. Осушив городские колодцы, он заставил сдаться город. Заняв его, Владимир послал послов к Василию и Константину с предложением отдать их сестру, Анну, ему в жены, угрожая в противном случае подступить к Константинополю. Цари ответили, что если князь крестится, то Анну за него отдадут. Владимир согласился. Цари, упросив сестру дать согласие, послали ее вместе со священниками к русскому царю. В это время, по преданию, Владимир внезапно ослеп. Царевна сказала ему, если он крестится, то вылечится от слепоты. Херсонесский епископ совершил обряд крещения и дал ему имя Василия. По окончании крещения Владимир тотчас же вылечился от слепоты. Киевскому князю было лестно породниться с могущественным императорским домом, но Владимир понимал и государственное значение этого брака. Если бы он рассматривал его просто как династический союз, вряд ли он затеял бы такое сложное дело как крещение Руси, к которому его никто не принуждал. Во всяком случае, Владимир выполнил свои обязательства и помог Василию II сохранить трон, однако император не торопился отдавать сестру замуж за северного варвара. Владимир решил принудить к выполнению соглашения и, захватив в Крыму греческий город Херсонес, совершил бракосочетание с Анной, многие знатные воины, подражая своему князю, перешли в христианство. По возвращении в Киев Владимир приступил к крещению столичных жителей, а затем и других своих подданных. Киевляне, среди которых было много христиан, воспринимали обращение в христианство без явного сопротивления. Владимир рассматривал христианство как государственную религию; отказ от крещения в таких условиях был равнозначен проявлению нелояльности, к чему у киевлян не было серьезных оснований. Время Владимира нельзя считать периодом гармонии власти и общества.

Историческое значение этого времени заключалось в следующем: 1) Приобщение славяно-финского мира к ценностям христианства. 2) Создание условий для полнокровного сотрудничества племен Восточно-Европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями. 3) Русь была признана как христианское государство, что определило более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами. Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность.

5)Причины возникновения феодальной раздробленности на Руси её последствия.

Причины возникновения феодальной раздробленности были предметом споров как среди дореволюционных, так и среди советских ученых. Дворянские и буржуазные авторы были склонны видеть главную причину дробления Руси в изменении порядка наследования княжеств. Действительно, наследственное дробление феодальных владений имело определенное значение. Однако главная причина была глубже. Она вытекала из естественного процесса развития феодальных отношений. К XII в. местные князья и их бояре почувствовали себя настолько сильными, что могли обходиться без помощи великого князя киевского в борьбе с соседями, и особенно в подавлении сопротивления эксплуатируемых крестьян, которое уже в XI в. выливается порой в крупные восстания. Вместе с тем просторы страны настолько расширились, что великий князь и при желании не всегда мог помочь своим окраинным вассалам. Трудно их было и приструнить, если они не хотели повиноваться Киеву. Разумеется, объективная возможность обособления создавалась натуральным характером раннефеодального производства, возможностью обеспечить себя всем необходимым даже в рамках маленького княжества. Процесс выделения удельных княжеств начался еще в период расцвета Древнерусского государства. При сыновьях Владимира Мономаха дробление развернулось с особой силой, в результате чего уже скоро относительно единая Древняя Русь распалась на полтора десятка самостоятельных княжеств, границы которых в основном совпадали с границами древних племенных союзов. В дальнейшем это дробление шло все дальше и дальше.